Куда заведет страну прозападный гамбит Никола Пашиняна
Хаотичное разрушение старой системы мироустройства — процесс болезненный. Старые договоренности уже не работают, а новые еще не созданы. Велик риск застрять в заржавевших шестеренках в попытках вырваться из прежних политических парадигм. Для одних государств само попадание в эти шестеренки смерти подобно: неверное движение может привести к утрате государственности. Для других — будет больно, неприятно, но не смертельно.
Процессы в Закавказье, которое для России веками являлось одним из базовых кирпичиков архитектуры региональной безопасности, заметно усложнились. Прекратил свое существование Карабах, зашевелились интересанты окончательного, как им нравится думать, изгнания России из региона — как новые, так и старые. Вместе с тем как будто сами собой возникают тактические союзы с недавними региональными соперниками и даже врагами и все становится, как сейчас говорят, «неоднозначно». А где-то между всем этим застряла небольшая страна Армения, которая в попытках переосмыслить свое прошлое легко может потерять свое будущее.
В январе этого года премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что стране нужна новая конституция. Причем не поправки в старую или какие-то косметические изменения, а совершенно новый текст, который сделал бы республику «более конкурентоспособной и более жизнеспособной в новых геополитических и региональных условиях».
Одним из нововведений в новой армянской конституции может стать исключение ссылки на Декларацию о независимости Армении от 1989 года как основного правового документа, устанавливающего существование государства, поскольку в преамбуле к Декларации слово «Карабах» присутствует дважды.
Азербайджан уже указывал Армении на то, что для их стороны это представляет определенную правовую проблему, а Ереван с этим не слишком-то и спорит. Таким образом, после принятия новой конституции Армения перейдет к новой формации — к Четвертой республике, что, по словам Пашиняна, пока обсуждается как «одна из идей».
После распада СССР столпом армянского национального самосознания были Нагорный Карабах и победа в войне за него с азербайджанцами, но в какой-то момент новые элиты решили, что Карабах — обуза, мешающая выстраивать конструктивные отношения с соседями и с миром.
После сознательной «утраты» Карабаха и самоликвидации Нагорно-Карабахской республики армянские политики пытаются убедить самих себя и народ, что Армения возможна и без Нагорного Карабаха, хотя еще несколько лет назад таким вопросом никто в Ереване не задавался. Видимо, не до конца осознавая силы происходящих вокруг региона трансформаций, армянские власти решили поиграть в многовекторность — по крайней мере, так это подается. Новым элитам это далось относительно легко: дружбу с Россией они уже не считают столь важной для армянской государственности.
Текущий процесс Никол Пашинян описал как «переход от исторической Армении к реальной», потому как одно другому якобы не соответствует и «создает серьезные угрозы друг для друга». А о России изящно высказался так: «Наше видение исторической Армении всегда будет приводить нас в ловушку геноцида, где нам всегда будет нужен спаситель, без которого мы не сможем существовать, а страх геноцида всегда будет держать нас в статусе форпоста».
Армянский народ, точнее армянская элита или какая-то часть этой элиты, которая сейчас контролирует власть, встала на очень интересный путь — редуцирование национального сознания, поделился с «Моноклем» своим видением ситуации директор Центра евроазиатских исследований МГИМО Иван Сафранчук. «Общий вектор развития национального сознания такой: вы все больше думаете о себе, все больше свою значимость осознаёте, и до большего вам есть дело, и все больше вам надо. То есть чаще этот процесс представляет собой перманентную инфляцию национального сознания. А примеров того, когда это происходит в обратную сторону, в мировой истории очень мало».
Одновременно, полагает Сафранчук, есть некоторая усталость населения от размышлений по поводу того, во сколько Армении это национальное самосознание обходится. «Да, раньше стоило удерживать Карабах, и для этого нужно было сильное государство. Но оно погрязло в коррупции: в какой-то момент на низовом уровне накопилось раздражение этими проблемами, и оно выплеснулось таким вот образом. Примерно так же, как в позднесоветское время критическая масса людей устала и сказала себе: не хотим больше ничего, хотим джинсы и жвачку». Судя по тому, что после утраты Карабаха действительно серьезных массовых волнений, способных заставить власть изменить решение, в Армении не произошло (а то, что произошло, не заставило), основная масса населения относится к этим событиям как минимум индифферентно.
При этом с потребительскими благами у Армении именно сейчас, кажется, все как раз неплохо. Экономические показатели радуют: промышленное производство — +28,9% в начале 2024 года по сравнению с аналогичным периодом года предыдущего. Растут внешняя торговля, объемы строительства, ВВП.
Торговый оборот Армении с другими странами ЕАЭС в 2023 году составил 7,6 млрд долларов, из них с Россией — 7,3 млрд. Только из России в 2023 году в Армению было переведено 3,9 млрд долларов. Кроме того, 40% всех иностранных вложений в экономику Армении — российские: почти 2,2 млрд долларов. То, что Армения переживает экономический бум, видно не только по графикам, но и по внешнему виду столицы.
Ереван сумел извлечь свою выгоду из гибридного противостояния между Россией и Западом. Сюда, как мы помним, после начала СВО и объявления частичной мобилизации потянулись релоканты из России, и не с пустыми руками. Армения играет значимую роль в обеспечении России параллельным импортом с Запада и в то же время традиционно является каналом поставок российской продукции на Восток.
Вероятно, этот благоприятный экономический фон стал серьезным доводом в пользу «прагматичного» подхода к внешней политике — без Карабаха, «зависимости» от России, в сторону новых партнеров.
При этом Армения вовсе не собирается ссориться с Россией, упорно пытается убедить нас Никол Пашинян. «По моей оценке, происходит переход к отношениям реальной Армении и Российской Федерации. Это так же болезненно, как переход от исторической Армении к реальной Армении, болезненно, как наша внутренняя трансформация, но это должно произойти, и мы готовы к такой работе с Россией», — заявил армянский премьер.
Одновременно с этим резко активизировались контакты между Арменией и странами Запада. Не то что бы их не было раньше, однако сам факт, безусловно, вызывает опасения внутри России: уж не против ли нас вы там дружить собрались, и почему именно сейчас?
«Республика Армения заявила о намерении и далее диверсифицировать свои торгово-экономические связи. Подобную экономическую политику сегодня проводят практически все страны, и это не делается против какой-либо страны или союза. Политика диверсификации торгово-экономических отношений не направлена против какого-либо союза, тем более ЕАЭС», — успокаивает нас вице-премьер Армении Мгер Григорян.
Продолжая состоять в альянсах с Москвой в виде военного ОДКБ (с ним Ереван заморозил, но пока не разорвал сотрудничество) и экономического ЕАЭС, Ереван открыто провозглашает курс на европейскую интеграцию и активизирует сотрудничество в военной сфере со странами Запада.
При этом от участия в саммитах и военных мероприятиях совместно с Россией Пашинян в последнее время демонстративно отказывается. Москва явно нервничает и устами своих официальных лиц неоднократно давала понять, что на подобные истории смотрит неодобрительно. «Не уверена, что можно говорить, что Армения взяла курс полного разворота от кого-то к кому-то… Запад, чьи планы на украинском направлении полностью провалились, такой же звериной хваткой теперь вцепился в Армению. Пытается “оторвать” ее от России», — заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова еще в ноябре 2023 года.
Пятого апреля уже этого года Пашинян гостил в Брюсселе, где встретился не только с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, но и с госсекретарем США Энтони Блинкеном, а также с руководителем Агентства США по международному развитию (USAID) Самантой Пауэр. «Провели отличные консультации с коллегами из США и ЕС. Обсудили расширение сотрудничества с целью укрепления экономики и демократии в Армении», — сообщил по итогам встреч Пашинян.
Армению также пригласили на предстоящий саммит глав парламентов стран Евросоюза в Испании. «Никто из постсоветских стран еще не получал такого приглашения, даже страны-кандидаты в ЕС», — с гордостью отметил спикер парламента Армении Ален Симонян. Он также заявил, что Армения всегда стремилась в ЕС, пока ее «не втянули в другую систему» (вероятно, речь идет об ЕАЭС).
К слову, ЕС и США пообещали вложить в экономику Армении совокупно свыше 300 млн долларов. Средства пойдут на развитие энергетики и транспортной инфраструктуры, а также на «диверсификацию экономической стабильности и безопасности продуктов питания», добавил Блинкен.
Куда более настороженно относится Москва к заигрываниям Пашиняна с военными структурами Запада.
Когда в 2021 году Армения разрабатывала концепцию очередной реформы собственной армии, ключевым помощником в этом деле вполне официально значилась Россия. Пашинян тогда называл нашу страну «партнером номер один по безопасности», и это действительно было так: контакты между министерствами обороны Армении и России еще совсем недавно были очень плотными, включая помощь и в техническом переоснащении, и по другим направлениям военного сотрудничества.
Концепция уже была практически готова, но в конце 2022 года Азербайджан перекрыл Лачинский коридор, связывающий Нагорный Карабах с Арменией. Пашинян тут же поспешил косвенно обвинить в блокаде Москву, хотя она мало что могла сделать в данной ситуации, учитывая неоднократное признание лично Пашиняном территориальной целостности Азербайджана (чем в Баку немедленно и воспользовались).
Почти сразу же Пашинян заявил, что концепция, созданная в сотрудничестве с Россией, реализована не будет. Мол, мы почти были готовы, но теперь «должны подумать, с кем еще мы можем иметь отношения». Несмотря на стремительную «диверсификацию» военного сотрудничества, менее чем через год Армения осталась без Карабаха.
Сейчас основными партнерами Еревана в плане технического переоснащения армии заявляются Индия и Франция, а также другие страны, о которых Армения пока «не хочет говорить». Начатый процесс необратим в положительном смысле, считает министр обороны Армении Сурен Папикян. Армянское военно-политическое руководство «диверсификацией», несмотря на печальное окончание истории с Карабахом, явно воодушевилось. Кто станет главным помощником Еревана в формировании новой концепции реформирования армии — пока не ясно. В качестве образца вооруженных сил Пашинян неоднократно приводил в пример армию Швейцарии. А пока что одним из изменений в армии Армении станет отказ в обновленном уставе от восклицания «ура!», оставшегося еще с советских времен: его «импортозаместят» армянским словом «кецце», что переводится как «да здравствует».
Дрейф Пашиняна в сторону западных военных структур заметен, что называется, невооруженным взглядом. И вот уже российский МИД не просто выражает озабоченность, а прямо обвиняет Пашиняна во лжи и предостерегает от военного сотрудничества с Западом. «Армянское руководство под надуманными предлогами, извращая историю последних трех — трех с половиной лет, сознательно ведет дело к обрушению отношений с Российской Федерацией», — заявил глава МИД Сергей Лавров и припомнил Пашиняну в одном из последних интервью его «соросовское» прошлое.
Кроме несоразмерности денежных инвестиций от ЕАЭС и Европы с США в глаза бросается также демонстративный отказ Запада от попыток повлиять на Азербайджан в угоду интересам Армении. Тот же Энтони Блинкен звонил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву и обещал, что интересы Баку затронуты не будут. Азербайджан крайне встревожен встречей в Брюсселе, полагая, что это лишь первый шаг к разрушению переговорного механизма Россия — Армения — Азербайджан.
За «диверсификацией» международного сотрудничества Армении пристально наблюдают не только в Москве и в Баку, но и в Анкаре. Например, бывший глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что турки дадут Азербайджану втрое больше оружия, если Запад решит перевооружить Армению.
Кроме того, не стоит забывать и об иранском факторе. По мнению Ивана Сафранчука, некоторые иранские эксперты высказывают соображения, что когда-то Персидская империя в Закавказье очень активно действовала, но закавказские народы ушли под власть Белого царя. «Теперь они рассуждают так: тогда мы с этим смирились, смирились и в 90-е, когда это все развалилось, хотя мы долго боролись за этот регион. Но теперь если это не ваше, то чье? Кто туда придет? Иран очень обеспокоен этим вопросом».
Россия, в свою очередь, диверсифицирует отношения со всеми региональными игроками, стараясь не попадать в ловушку блокового мышления. Собственно, концепций российского присутствия в Закавказье две, пояснил «Моноклю» политолог Александр Караваев. «Одна — с упором на интересы Армении. Вторая концепция исходит из того, что необходимо выстраивать сложную систему взаимообусловленных связей со связкой Турция — Азербайджан. И исходя из этой связки выстраивать остальные линии, которые подчиняются обусловленностям, которые создаются по линии в треугольнике Россия — Азербайджан — Турция. Активное сближение России с Турцией по историческим меркам началось относительно недавно — с конца 2000-х. До этого стратегические выкладки ограничивались постсоветским пространством в рамках конкуренции двух векторов: Россия — Армения и Россия — Азербайджан. А когда активную роль начали играть российско-турецкие связи, выстроилась более сложная система».
Если взглянуть на карту Закавказья, может показаться, что и без Армении все страны региона прекрасно обойдутся. «Посмотрите, как растет товарооборот с Азербайджаном. Посмотрите, как растет торговля с Ираном, и посмотрите, что происходит с многострадальным транспортным коридором “Север — Юг”. В его железнодорожной части он пройдет по территории Азербайджана. Это тоже очень важный элемент влияния, важный фактор связи России с регионом, — рассказал “Моноклю” ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Николай Силаев. — Вы видите, как рационально ведет себя грузинское руководство по поводу украинского кризиса, и, если вы посмотрите, как за прошлый год вырос сектор транспортной логистики в Грузии, вы тоже, наверное, оцените, что здесь происходит».
Может показаться, что Россия отворачивается от Армении из-за того, что связи с Турцией и Азербайджаном на данный момент ей кажутся более выгодными. Но эта выгода отнюдь не краткосрочна, добавляет Александр Караваев. «Вообще-то у России с Арменией товарооборот даже выше, чем с Азербайджаном. Но тут дело в той экономической мощности, которая уже есть на данный момент и которую можно экстраполировать в полноценные проекты развития на ближайшие десятилетия. И это волею судьбы оказалось именно у Азербайджана и у Турции. У Азербайджана, потому что они нефтеэкспортную стратегию развивали так, чтобы вкладывать часть ресурсов в свою экономику. А Турция уже многие десятилетия представляет собой логистический хаб в восточной части Средиземноморья и Черного моря».
Собственно, для полноценного функционирования транспортных коридоров Россия прежде всего заинтересована в сотрудничестве либо с Азербайджаном, чтобы обойти Каспий, либо с Туркменией и Казахстаном. Среди экспертов нет единого мнения, какой из маршрутов более перспективный, но на данный момент они оба в работе. И в этом смысле, безусловно, Армению уже нельзя назвать передним краем в свете экономических интересов в направлении региона и дальше.
На данный момент в более общей картине применительно к закавказскому региону меняются акценты, поясняет Иван Сафранчук: «Допустим, раньше Кавказ был нашим, так сказать, клином к Ближнему Востоку, и еще в 90-е это был значимый фактор. Взять тот же Азербайджан: когда-то там была Габалинская радиолокационная станция, мы не могли без нее, так же как и без некоторых других объектов, в том числе на территории Украины, потому что они обеспечивали нашу систему предупреждения о ракетном нападении. И Россия на многое шла, чтобы сохранить эту РЛС. Но потом появилось новое поколение РЛС, и оказалось, что они и с российской территории отлично все задачи выполняют».
Значимость Армении для России, по крайней мере если смотреть на это с русских берегов, заключалась в том числе и в общем историческом наследии, в вековых связях, которые не стоит разрывать. Но благодаря нынешним армянским властям сейчас геополитическое значение Армении для России меняется, проходит эволюцию: старые ценности размыты, новые еще не появились. И на это, добавляет Сафранчук, накладывается еще и тот факт, что они и сами заявляют: мы — без вас, мы теперь сами по себе. Ну что ж, попробуйте.
Приемы в европейских столицах, похлопывания по плечу и обещания денег в обмен на «демократию» не должны вводить в заблуждение ни Москву, ни Ереван. Как бы ни пытались элиты Армении заигрывать с Западом, сценарий для них, по всей видимости, будет один. Какой? Тот, который уже не раз реализовывался на пространстве бывшего СССР.
Миролюбивые заверения Никола Пашиняна о том, что Армения не хочет ссориться с Россией, до боли напоминают высказывания Михаила Саакашвили на заре его политической карьеры. Когда-то он заявлял о любви к русской культуре и говорил о себе как о последнем президенте Грузии, который может цитировать Пушкина, Лермонтова, Бродского, Есенина. Он далеко не сразу объяснил Грузии, что она теперь полностью переориентируется на Запад. Но затем развязал войну.
Хотел ли Саакашвили воевать? Быть может, и не хотел, поясняет Иван Сафранчук: «Но как только ваша небольшая страна, как вам кажется, уходит в самостоятельное плавание, она автоматом попадает в зависимость от других. Быть может, Саакашвили хотел просто что-то доказать кому-то, но его стали отдельные американские сенаторы накручивать, оружие ему поставлять. Приехали советники, помогали, своих каких-то головорезов привезли — и все. Дальше он эту игру контролировать уже не смог, как, к слову, и Владимир Зеленский на Украине. Был ли у него с самого начала план воевать? Наверное, тоже нет. Но он позволил себя втянуть в отношения с такими людьми, которые его завели туда, куда он изначально идти не предполагал. В Армении реализуется та же логика, к которой толкали Саакашвили, а теперь толкают и Зеленского. Эта схема проявляется уже сразу в нескольких местах, примерно в одном и том же виде. Некая национальная идея, с которой связана гордость национальная, мечта, но она мешает полностью переориентироваться на Запад. И тогда находится лидер, который подводит к тому, что надо от этого отказаться».
У Запада нет и не будет никакого другого интереса в бывших постсоветских странах, кроме одной: насолить России. Те, кто думают, что Запад поможет элитам небольших стран отойти от России и спокойно жить без нее, обманывают свой народ, считает Сафранчук. «Западу нужно только одно: чтобы они встали на антироссийскую траекторию».
Финалом таких сценариев, как уже очевидно, является война как высшая точка эскалации в глазах народа и точка перелома, после которой будет невозможен возврат к прежним добрососедским отношениям с Россией. Война с Грузией в 2008 году завершилась очень быстро. Саакашвили с позором был изгнан, а сама Грузия, к счастью, все же удержалась от геополитического суицида. Военные действия на территории Украины растянулись на десять лет, начавшаяся в 2022 году СВО стала для России важнейшим историческим вызовом. Именно там сосредоточены сейчас усилия всей страны — и государства, и общества. В этот момент создание еще одной точки напряженности, безусловно, негативно скажется на общем ходе процессов. Война в Закавказье не в интересах России. А то, как ведет себя новая армянская элита, заставляет думать, что война, к сожалению, еще впереди.
Некоторые считают, что Россия навсегда теряет Армению. Но Армении сложно найти такого равновесного партнера в лице того же ЕС, считает Александр Караваев: «Армения войдет в более глубокий кризис, чем она находилась в середине 90-х, когда была мощная блокада со стороны Турции, когда продолжались конфликты в Грузии, и сейчас это может обрасти более сложными обстоятельствами. Да, у Армении полноценный суверенитет, разветвленная связь с западным миром благодаря мощной диаспоре, различные аспекты давления на политические группы во Франции, в США. Армения никогда бы не могла полноценно выступать в роли безусловного военно-политического плацдарма для России просто потому, что она обладает большим набором дополнительных интересов, кроме российских. Но в экономическом плане они в достаточной степени вросли в российскую экономику, и вырвать это с мясом было бы неразумно с точки зрения армянского экономического сообщества, бизнеса, с точки зрения даже армянской олигархии, малого и среднего бизнеса».
Азербайджан, в свою очередь, чувствует за собой моральное право давить на Армению и поэтапно требовать от нее все больших и больших территориальных уступок, что мы уже и наблюдаем. Кроме того, Азербайджан крайне обеспокоен сотрудничеством в военной сфере между Арменией и Францией, что также подталкивает его к более активным действиям на армянском направлении. В конце прошлого года Баку даже выслал двух сотрудников французского посольства, и это можно назвать очень смелым поступком, поскольку от постсоветских государств такого поведения в Европе обычно не ожидают.
Сейчас сложно предсказать, в каком виде будет существовать Армения, с каким набором национальных идей и с какой территорией, считает Иван Сафранчук. По его словам, сейчас ничего исключать нельзя, поскольку изменения происходят достаточно быстро.
Частично ответ на вопрос, каким свой путь видит Армения, мы, вполне возможно, сможем узнаем уже в ближайшее время. Дело в том, что Никол Пашинян угрожал провести осенью в стране внеочередные парламентские выборы, не дожидаясь 2026 года. План был прост: пока общественное недовольство не достигло критической точки, а оппозиция дезорганизована, переизбраться и завершить изменение властной структуры под «новую Армению» — ту самую, «реальную» и без истории. Однако после серии поездок Пашиняна и членов его команды по городам и селам от идеи досрочных выборов, судя по всему, решили отказаться.
Видимо, результаты общения с людьми показали Пашиняну настоящую, реальную — теперь уже без кавычек — Армению: рейтинг Никола Пашиняна упал до исторического минимума, составив в марте 2024 года всего 8% (по оценке Gallup). Возможно, и будущий референдум по новой конституции окажется под вопросом, ведь вместе с исчезновением отсылки в преамбуле к Декларации независимости, где упоминается Карабах, пропадет и упоминание геноцида армянского народа, а это уже отказ от истории на куда более значительном временном отрезке, чем 30 лет после развала Союза.
Уйдет ли Армения из ОДКБ — сама или под давлением своих новых лучших друзей? Вполне возможно, отвечает Николай Силаев. «Зачем это Армении, я не понимаю, но, видимо, дело к этому идет. Да, наше военное присутствие сократится. Трагедия это? Нет, не трагедия. Военная база в Армении нужна прежде всего для обеспечения безопасности Армении, и, если Армения считает, что ей эта военная база не нужна и не нужны гарантии безопасности со стороны России... Следить за тем, что происходит в регионе, мы можем и другими средствами. Мы не знаем, как будут развиваться отношения с Азербайджаном, мы сейчас воспринимаем его как важного партнера, но едва ли как близкого друга. Но и Азербайджану надо будет как-то компенсировать турецкое влияние».
Возможно, и самим армянам, и всем остальным странам Закавказья стоит готовиться к новым конфликтам и новым потерям: в период турбулентности и колоссального давления извне они неизбежны. А что касается России, то, возможно, пришло время перестать полагаться исключительно на военную либо только на экономическую мощь и вспомнить, чем еще мы располагали и умело пользовались: той самой мягкой силой, которой сейчас нам так не хватает.