Выделение США 61 млрд долларов на помощь Киеву и новый украинский закон о мобилизации даже теоретически не способны обеспечить военную победу нынешним украинским властям. Эти «пожарные» меры лишь отсрочат признание Западом своего геополитического поражения
Российская армия ударно проводит весеннюю кампанию в зоне СВО. Если использовать терминологию министра обороны Сергея Шойгу, военные «выдавливают» противника из укрепрайонов по всей линии соприкосновения, растаскивая, растягивая оборону и резервы украинской армии.
После победы в Авдеевке в середине февраля под контроль ВС РФ перешли почти два десятка населенных пунктов. В основном речь идет о первой линии обороны ВСУ в Донбассе. К концу апреля оказалась прорвана и вторая: в стратегически значимое Очеретино внезапно ворвались российские штурмовики, закрепились и принялись методично вскрывать позиции противника во все стороны света. Возник оперативный кризис украинского фронта.
Движение, впрочем, небыстрое. В эпоху «небесного» контроля со спутников и дронов и «пехотного» ада в виде сотен заложенных и ежедневно разбрасываемых дистанционно мин разработка каждого нового участка фронта занимает несколько дней. Такой вид наступления еще называют «лягушачьими прыжками»: прыгнул, сократил «серую зону», вжал противника в линию обороны, потом запускаешь разведку и снимаешь мины, подтягиваешь логистику, а тем временем по укрытиям врага летят авиабомбы и артснаряды. Затем только новый кровавый прыжок пехоты.
Проще и быстрее, когда линия вскрыта на глубину и можно брать позиции, лишенные прикрытия с флангов и тыла. Этим и ценен прорыв на Очеретино. Таких просчетов украинское командование не допускало с начала войны. Причем кризис развивался несколько дней, но резервов на контригру у Киева не нашлось. И это весьма симптоматично.
На украинском направлении все более явно проявляется дисбаланс ресурсов противоборствующих сторон. Вот уже полгода российская армия практически по всем компонентам наращивает преимущество, кроме разве что дронов, мин и стрелкового вооружения. ВКС РФ все очевиднее доминируют в небе, расстреливая остатки украинской ПВО. ВСУ не хватает ствольной артиллерии, бронемашин, минометов, танков, инженерных машин. На некоторых направлениях ВС РФ смогли создать даже численное преимущество. Но выделим важнейшее, на наш взгляд, и добавим к предыдущему.
Во первых, сильно упало качество украинской пехоты: если постоянно разбавлять мобилизованными кадровые войска, теряющие в боях ветеранов и опытный комсостав, рано или поздно стойкость таких частей, особенно под плотным дистанционным огнем, сильно упадет. В итоге за последний месяц Киеву приходилось трижды затыкать дыры на фронте после панического бегства частей на ключевых направлениях. Перманентная мобилизация не успевает за выбытием солдат на передовой даже с сокращенными курсами обучения (примерно три‒шесть недель). Фронтовые резервы на востоке у ВСУ просто закончились, а для купирования российских прорывов приходится отзывать из тыла только что выведенные на пополнение части.
Во-вторых, сказывается дефицит артиллерийских снарядов: стало очевидно, что туча дронов никаким образом не способна заменить плотный артогонь, а против авиабомб и вовсе бесполезна. Есть версия, что украинцы в применении беспилотников достигли того предела, за которым наращивание их количества просто не имеет смысла, поскольку не может радикально изменить ситуацию на поле боя. Проблема в том, что взять снаряды сегодня просто неоткуда: нынешний ручеек поставок НАТО закрывает только часть жизненно необходимого ВСУ, а для значимых операций нужно накапливать запас в сотни тысяч единиц. Столько Запад не производит, а то, что производит, идет в первую очередь на восполнение собственных складских запасов.
Русским «чудо-оружием» последнего года стали ФАБы и КАБы, применение которых стремительно растет от месяца к месяцу, а точность повышается: авиабомбы размягчают оборону, сносят укрепрайоны и деморализуют пехоту противника — ту, которая остается в живых. Это главный ключ к той самой тактике «выдавливания».
Резюмируем. ВС РФ продолжают полностью владеть инициативой на украинском фронте вот уже больше полугода практически без значимых пауз. Основной фокус — на донбасском направлении, освобождении территории ДНР с прицелом на стратегический значимый Угледар. По примеру Артемовска создаются новые точки «притяжения» для украинских войск, которые скучиваются в городских кварталах, а затем разносятся с дистанции: зимой это была Авдеевка, весной — Часов Яр.
Поначалу невысокий темп наступления постепенно растет, что зависит от скорости проламывания первой, наиболее укрепленной линии обороны противника и высокой цены, уплаченной русским солдатом за эти успехи. На харьковском направлении создана еще одна группа войск, «Север», при этом и Харьков, и Сумы с окрестностями активно зачищаются от военных объектов противника с дистанции. Наблюдатели со всех сторон не исключают, что Москва готовит крупное летнее наступление. И если командование не ошиблось в расчетах скрытых ресурсов противника, то оно будет вполне логичным, хотя и не факт, что развернется именно на обозначенном направлении.
Способны ли усилия Запада в целом изменить ситуацию на поле боя? Речь идет о косметических средствах, которые, вероятно, смогут дать украинским военным шанс удержать фронт до американских выборов
В свою очередь, было бы опрометчиво считать, что Украина выдохлась. Напротив, ВСУ даже не задействовали свои стратегические резервы, расположенные за Днепром, в Одессе и на западном приграничье. Внушительную группировку войск украинцы держат не только под кризисные сценарии, но и для формирования нового «контрнаступательного» кулака с использованием западных поставок. Пока что она лишь накапливает силы — у Киева даже нет возможности создавать новые механизированные подразделения, а имеющуюся технику берегут и не пускают на фронт. Но новый пакет помощи из США вкупе с инициативами союзников может ситуацию изменить.
Судя по всему, Запад дарит Украине в кредит десятки БМП, в том числе хорошо себя зарекомендовавшие (в отличие от танков «Абрамс») «Бредли» — средства доставки пехоты. Все ближе дата первого использования под украинским флагом самолетов F-16 в количестве, которое несколько скорректирует доминирование российских ВКС в прифронтовом небе и усложнит работу пехоты. В этом же ключе сработает усиление украинской ПВО и передача дальнобойных ракет, целью которых станет не только Крымский мост и военная инфраструктура полуострова, но в первую очередь российские аэродромы с носителями устрашающих КАБов.
Теоретически это позволит Киеву либо сформировать небольшую наступательную группировку, либо остановить российское наступление, если оно все-таки последует. Способны ли усилия Запада в целом изменить ситуацию на поле боя принципиально? С учетом задействованных ресурсов и, главное, дефицита самих вооружений на рынке — ни в коей мере. Сегодня речь идет о косметических средствах, которые, вероятно, смогут дать украинским военным шанс удержать фронт и дотянуть ситуацию до американских выборов. Или позволить Джо Байдену использовать Украину в своих предвыборных интересах.
Логика американских выборов этого года может вынудить президента США Джо Байдена прекратить украинскую войну до ноября 2024 года и попытаться представить ее итоги в качестве победы своей администрации. Белый дом пытается пройти по лезвию бритвы — не дать украинской армии проиграть, но при этом не привести ситуацию к прямому военному столкновению России с США. Этим объясняется строгое дозирование американской военной помощи Киеву.
Но если сделка с Москвой не будет заключена, Вашингтон намерен продолжать украинский военный конфликт. В этом случае Байдену придется выдать тупиковую ситуацию за свой успех: мол, не бросили союзника, как ранее своих афганских марионеток.
Выделение Конгрессом пакета в 61 млрд долларов Украине ничего принципиально не изменит в сложившемся раскладе сил: Белый дом располагает возможностью продолжать дозировать эту помощь так, как посчитает нужным. В качестве примера можно привести закон о ленд-лизе, принятый Конгрессом в 2022 году, который давал Байдену право поставлять на Украину любые объемы любого оружия. Но этим шансом глава Белого дома так ни разу и не воспользовался.
Не спешил Байден тратить последние 4,5 млрд долларов, оставшиеся в его распоряжении для помощи Украине из предыдущих пакетов, одобренных Конгрессом, выделив за последние пять месяцев всего два из них — на 250 и 300 млн долларов. А пример Израиля говорит о том, что у президента США в принципе есть возможность поставлять значительные объемы вооружений вообще без согласия конгрессменов — американское законодательство имеет массу лазеек для таких действий.
Делаем вывод: даже если бы Конгресс вновь отказался выделять деньги для Украины, Белый дом при желании нашел бы иную возможность поддержать Киев. А значит, сам спор демократов и республиканцев являлся предвыборным и был частью внутриполитической борьбы.
Как известно, против нового пакета американской помощи Украине резко выступал экс-президент США Дональд Трамп, увязывая его принятие с выделением средств на охрану южной границы, подвергающуюся набегу полчищ нелегальных мигрантов. Отказ Трампа от прежней жесткой позиции по этому вопросу на первый взгляд выглядит как политическое поражение. Однако у него не было другого выхода: часть республиканцев в палате представителей была готова проголосовать за помощь Украине в любом случае, и Трамп здраво рассудил, что если нельзя предотвратить этот процесс, то следует его возглавить.
Лидер республиканцев заявил, что поддержит новый пакет помощи Киеву, если тот будет предоставлен в кредит. Таким образом, Трамп доказал своему избирателю, что его заботит не только проблема нелегальной миграции, но и сохранность средств налогоплательщиков. А толпы мигрантов, продолжающие прибывать в США, являются куда более ярким доказательством правоты экс-президента, нежели выделение средств на защиту границы, которых он не смог добиться от демократов и однопартийцев.
Возможно, представители ВПК, заинтересованные в выделении новых десятков миллиардов долларов из бюджета, даже пообещали спонсорскую помощь кандидату в президенты от Республиканской партии.
Но самое главное — Трамп и республиканцы в Конгрессе сняли с себя политическую ответственность за отсутствие американской помощи Украине, которую Белый дом полностью переложил на них за последние полгода.
Из выделенных конгрессом 61 млрд долларов, лишь 23 млрд будут потрачены непосредственно на Украину. Из них 13,8 млрд выделено на поставки оружия Киеву, а 9,43 млрд — на поддержку украинского бюджета. Остальные деньги достанутся Пентагону — они пойдут на восполнение запасов оружия на складах американской армии и на «текущие военные операции США в регионе» (под это определение может подходить как оплата аэрокосмической разведки, логистики, спутниковой связи и услуг «военных советников» на Украине, так и наращивание военного присутствия в Польше или Румынии).
Но даже зная, на какую сумму будет отправлено оружие на Украину, нельзя точно определить его физический объем. Самым ярким примером американской финансовой неразберихи являются артиллерийские снаряды калибра 155 мм. Их стоимость за последние два года выросла с одной тысячи до восьми тысяч долларов за штуку, но хранящиеся на складах Пентагона старые кассетные снаряды, подлежащие утилизации, могут быть оценены и в один доллар за единицу.
Другая проблема — острая нехватка определенных систем вооружений, в частности систем ПВО и ракет для них. Например, компания Lockheed Martin производит в год около 20 комплексов Patriot и в районе 500‒600 ракет к ним, а заказы расписаны на много лет вперед. Даже если сегодня Конгресс выделит триллион долларов на закупку Patriot, то купить их попросту негде — на увеличение объема их выпуска уйдут годы. А последние события на Ближнем Востоке существенно опустошили американские запасы средств ПВО. Выбирая между Израилем и Украиной, понятно, кого поддержат США.
Пентагон уже объявил, что в рамках выделенных Конгрессом средств готов предоставить Киеву пакет военной помощи стоимостью в один миллиард долларов, а большая часть вооружений уже находится в Польше и сможет оказаться на территории Украины в течение ближайших дней. Пакет будет включать в себя: бронированные машины MRAP и Humvee, вспомогательные транспортные средства, высокоточные авиационные боеприпасы, ракеты RIM-7, AIM-9M, противотанковые комплексы Stinger и Javelin, снаряды калибра 105 мм и 155 мм (включая кассетные боеприпасы), реактивные снаряды к системам HIMARS, минометные мины, противотанковые мины, противопехотные мины, стрелковое оружие, приборы ночного видения и «другое вспомогательное оборудование».
А по данным издания Politico, на 6 млрд из 13,8 млрд долларов правительство США намерено заключить контракты на производство ракет ПВО Patriot, ракет класса «воздух — воздух», артиллерийских боеприпасов, беспилотников, средств для борьбы с беспилотниками поставка которых займет несколько лет… То есть в этом году Украина может получить от США оружия примерно на 8 млрд долларов. Для сравнения: за 2023 год Вашингтон официально поставили Киеву оружия на 24 млрд долларов.
Западные лидеры опасаются лишь полного разгрома украинской армии — это станет ударом по репутации США со товарищи в мире, и только вследствие этого Запад все чаще задумывается о возможном компромиссе с Россией
При этом цена одной батареи Patriot с комплектом ракет составляет около 1 млрд долларов, то есть можно легко посчитать, как быстро может истощиться пакет американской поддержки, особенно при активной работе ВС РФ.
Можно предположить исходя из относительно скромной суммы, выделенной Белым домом на вооружения для Украины в этом году и номенклатуры первого пакета военной помощи, что речь не идет о попытке подготовить новое наступление украинской армии. Задача максимум — не допустить полного военного разгрома.
«Давайте будем честны. Реальность такова, что в последние месяцы союзники по НАТО не предоставили Украине помощь, которую обещали», — заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг спустя несколько дней после голосования в Конгрессе США.
Накануне выделения Конгрессом очередного пакета помощи Киеву украинские власти приняли рад законов, призванных формально усилить мобилизацию. Ряд американских конгрессменов увязывали голосование за выделение денег Украине с такими инициативами. А сам Владимир Зеленский, ничего не стесняясь, публично предложил Западу формат сделки: вы даете нам оружие, а мы гарантируем, что за ваши интересы будут гибнуть простые украинцы.
Первым делом президент Украины подписал закон, принятый Верховной Радой еще 30 мая прошлого года, о снижении возраста мобилизации с 27 до 25 лет и закон об отмене категории «ограниченно пригодных к военной службе» — те, кто ранее попал в эту категорию, должны пройти повторное медицинское освидетельствование.
Затем был принят ряд изменений в законы о мобилизации, предусматривающие, что в течение 60 дней с момента вступления их в силу все военнообязанные граждане Украины, в том числе пребывающие за границей, должны явиться в территориальные центры комплектования (ТЦК, бывшие военкоматы) или воспользоваться электронным кабинетом для «сверки персональных данных». Эта норма позволит всем добровольно явившимся в ТЦК лично или в электронном виде вручить повестки в армию.
Параллельно новый закон предусматривает усиление мероприятий по раздаче повесток. Он обязывает «участвовать в оповещении военнообязанных» (то есть вручении повесток) помимо сотрудников ТЦК полицию, местные органы государственной власти, органы местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций.
Всем ранее признанным медкомиссиями негодными к мобилизации и получившим инвалидность второй и третьей группы после 24 февраля 2022 года новый закон предписывает пройти медосмотр повторно. Как показывает практика, в последнее время годными к воинской службе признаются не только лица с хроническими заболеваниями, но и инвалиды. Кроме того, возвращается ранее отмененная срочная служба в армии сроком на три месяца для мужчин в возрасте от 18 до 25 лет (это возраст, пока не подлежащий мобилизации).
За нарушение законодательства о мобилизации предусмотрены штрафы для физических лиц от 17 тыс. до 22,5 тыс. гривен (от 42 тыс. до 55 тыс. рублей). Ранее их размер был в десять раз меньше. Но те, кто надеялся просто оплатить штраф, сильно заблуждались: они попадали в базу розыска полиции, которая при поимке доставляла нарушителя в ТЦК, а оттуда его быстро отправляли в армию.
Через два месяца после вступления закона в силу все украинские мужчины в возрасте от 25 до 60 лет либо будут иметь повестку в армию, либо будут находиться в розыске как нарушители закона. В качестве дополнительного наказания нарушения мобилизационных предписаний предусмотрено лишение права управления транспортными средствами, что уже звучит как издевательство.
А с 23 апреля для украинских мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, находящихся за границей, Украина прекратила оказание консульских слуг и отказывает в оформлении документов на паспорт.
Оценить мобилизационный потенциал Украины довольно сложно. Прежде всего, неизвестно общее число украинских граждан: последняя перепись населения на Украине проводилась в 2001 году, и тогда была зафиксирована численность населения в 48,5 млн человек (на момент распада СССР в УССР проживало 52 млн человек). За прошедшие 23 года действовали сразу несколько факторов, снижающих численность населения. Это естественная убыль — превышение смертности над рождаемостью, от 140 тыс. до 440 тыс. человек в год; трудовая миграция, когда граждане Украины числились на родине, а фактически проживали за границей (несколько миллионов человек); переход Крыма и четырех областей — Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской — в состав России; а также массовая миграция за границу после начала СВО в феврале 2022 года — по разным оценкам, от шести до десяти миллионов человек.
Кроме того, несмотря на запрет выезда за границу мужчинам от 18 до 60 лет, продолжается массовый нелегальный переход границы (часто сопряженный с риском для жизни) не только в страны ЕС, но и в Белоруссию. По оценке МВФ, на начало 2024 года население Украины составляет около 33 млн человек, а другие, более радикальные оценки говорят даже о 20 млн постоянных жителей страны.
Снижение возраста мобилизации с 27 до 25 лет может затронуть очень незначительное число мужчин — в конце 1990-х рождаемость на Украине упала до 400 тыс. в год по сравнению с 660 тыс. в 1990 году. То есть привлечь таким образом можно дополнительно максимум 400 тыс. мужчин, из которых половина, вероятно, находится за пределами современной территории Украины.
Еще около половины из оставшихся на Украине могут иметь законные основания не быть призванными — бронь от организаций, в которых они работают (полиция, оборонные заводы, почта, цирк и тому подобные государствообразующие предприятия); состояние здоровья; наличие трех или более детей; родственники инвалидов, учеба в вузе и прочие законные основания уклониться от мобилизации.
Кроме того, все искренне желающие воевать за западные интересы на Украине давно ушли в армию, и, по оценке Министерства обороны России, около полумиллиона из них уже погибли.
Но это голые цифры и официальные документы. На практике украинские власти давно наплевали на законы и дали команду военкомам похищать людей прямо на улицах городов и сел, в регионах, испытывающих острый недобор военнослужащих, чему существует множество видеодоказательств. Нежелающих идти в армию избивают в военкоматах — украинские СМИ зафиксировали несколько случаев смерти такого рода «призывников». Но до сих пор ни один военный, виновный в похищении и убийствах, не был наказан.
В таких условиях рассуждения о том, какой эффект будет иметь изменение законодательства о мобилизации превращается в чистую демагогию. Даже пристрелочные оценки того, сколько Украина уже забрала на фронт и сколько может забрать, могут отличаться в разы — вполне вероятно, даже в Киеве нет представления об этой арифметике (и это незнание может питать иллюзии о долгом потенциале войны).
Украинские власти смогут мобилизовать столько людей, сколько смогут поймать на улице. Если улицы опустеют, то, видимо, военкомы и полиция будут штурмовать квартиры в поисках новобранцев — лишь бы самим не попасть на фронт. Однако качество таких солдат, не желающих ни убивать, ни умирать, не позволит заменить убитых и раненых добровольцев — при первой же возможности они с радостью сдадутся в плен, возможно, в качестве исключения, пристрелив командира, гнавшего их на убой.
Заставит ли украинских мужчин, находящихся за границей, отказ Киева от предоставления консульских услуг вернуться на родину и отправиться на фронт? Наверняка нет, более того, под угрозой наказаний они теперь вряд ли вернутся на Украину и после окончания военных действий.
Из всех европейских стран только Польша и Литва устами своих министров обороны высказались за принудительное возвращение украинских мужчин в возрасте от 18 до 60 лет на родину. Пока речь идет об отмене для уклонистов пособий и разрешении на работу в этих странах, но при этом оба политика не исключили возможности и принудительной депортации. Итогом может стать переезд нескольких сотен тысяч украинских мужчин трудоспособного возраста из Польши и Литвы, но не на Украину, а в другие страны ЕС или дальше — в Азию, а отсутствие украинских документов лишь подтолкнет их как можно быстрее натурализоваться в приютившей их стране.
Сегодня коэффициент рождаемости на Украине составляет 0,7 — в три раза ниже, чем нужно для поддержания существующей численности населения. Продолжая убивать на фронте оставшихся на Украине мужчин и сделав невозможным возвращение тех, кто находится за границей, киевские власти проходят точку невозврата: население страны попросту обречено на исчезновение.
По сути, продолжение украинского военного конфликта зиждется лишь на том, что Запад не соглашается на нейтральный статус Украины и не отказывается от своих планов выстроить из этой страны антироссийский военный форпост. В противном случае реальные экономические интересы соседей неизбежно привели бы к нормализации отношений с Россией по примеру Грузии.
Российское руководство постоянно заявляет о готовности прекратить военный конфликт, приводя в качестве ориентира стамбульские мирные соглашения, подписанные украинской делегацией весной 2022 года. Однако сценарий, при котором Украина сохранит свою независимость, но перестанет быть «анти-Россией», Запад рассматривает как свое геополитическое поражение.
Для Запада нейтралитет Киева — это сокращение «серой зоны», потеря которой представляется для него экзистенциональной угрозой. «Европа — это сад. Мы построили сад: все работает, это наилучшая из когда-либо созданных человеком комбинаций политической свободы, экономического процветания и социального сплочения… Остальной мир, большая часть других стран мира — это джунгли. А джунгли могут совершить вторжение в сад. Садовники должны заботиться о саде, но они не будут его защищать при помощи выстраивания стен», — заявил Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.
Это высказывание главы дипломатии Евросоюза проливает свет на отношение коллективного Запада (у других западных лидеров хватает ума не высказывать эти мысли вслух) к Украине как к «стене», а точнее, рву с крокодилами, сдерживающему «полчища варваров» на дальних подступах к «саду».
При этом у Запада нет ни экономических, ни военных сил, чтобы содержать Украину в существующем качестве военного противника России. А главное, у него нет решимости воевать за этот участок земли, к судьбе которого в западных столицах испытывают искреннее равнодушие. Если часть туземцев готова умирать за их интересы, их надо поддерживать и хвалить, а их лидеру дарить бусы, но это не повод задумываться об их дальнейшей судьбе.
Ранее Запад рассчитывал на то, что чем дольше продлится этот военный конфликт, тем прочнее станет фундамент привычного миропорядка, где он сам пишет правила. А ожидаемое поражение России призвано было преподать урок остальным, прежде всего Китаю, о том, как как опасно нарушать «правила международной игры».
Однако украинский конфликт привел к противоположному результату: он показал, что западным марионеткам можно нанести военное поражение, доказал ущербность западных санкций и, как итог, привел к консолидации антизападной коалиции.
У западных стран еще остается шанс отступить, сохранив лицо: заявить о своей победе, представив в качестве доказательства сохранение Украины в составе тех территорий, которые пока еще контролирует Киев. Постепенное наступление российских войск не особо беспокоит Запад: пока нет опасности полного разгрома украинской армии потеря десятков или сотен квадратных километров представляется ему вполне допустимыми издержками.
Украинские власти смогут мобилизовать столько людей, сколько смогут поймать на улице. Если улицы опустеют, то, видимо, военкомы и полиция будут штурмовать квартиры
Западные лидеры опасаются лишь полного разгрома украинской армии — это станет смертельным ударом по репутации США со товарищи в мире, и только вследствие этого Запад все чаще задумывается о возможном компромиссе с Россией. В качестве доказательства этой теории можно привести пример полного исчезновения из лексикона западных лидеров словосочетания «победа Украины».
Метания президента Франции Эммануэля Макрона как нельзя лучше иллюстрируют эту двойственность. Еще недавно он блефовал, заявляя о готовности отправить войска на Украину, однако, столкнувшись с твердым намерением России образцово-показательно уничтожить французский экспедиционный корпус (вне зависимости от его месторасположения на украинской территории), вернулся к риторике умиротворения. 25 апреля, выступая в Сорбонне, Макрон призвал к выстраиванию европейской системы безопасности, которая подразумевает «соседские отношения» с Россией, и снова заявил о необходимости дистанцироваться от США.
Однако после терактов в «Крокус Сити холле» Россия ясно заявила, что ее терпение исчерпано и она больше не намерена церемониться ни с украинским руководством как с пособниками террористов, ни с Западом, если он не изменит своей позиции. Президент Украины Владимир Зеленский тут же начал торговаться, заявив, что он уже не настаивает на военном способе возвращения к границам 1991 года, а затем «допустил возможность» прямых переговоров с Россией (что ранее он сам себе запретил).
Однако расчет Зеленского оказался ложным: Москва не начала торговаться с Киевом, а дала понять, что намерена разговаривать с Западом напрямую. Просочившийся в начале этого месяца турецкий мирный план имеет лишь опосредованное отношение к самой Украине (хотя и возлагает на нее ряд обязательств) — он прямо говорит о взаимных обязательствах между Россией и США.
Россию не устроит перемирие на полпути к победе — Минские соглашения послужили хорошим уроком. Москва хочет заключения с Западом всеобъемлющего соглашения о безопасности, в котором Украина будет лишь одним из звеньев. Новая порция американской военной помощи Украине призвана лишь отыграть паузу для размышлений и, возможно, для продолжения неформальных торгов по поводу будущего комплексного соглашения с Россией.