Благодаря существенным скидкам в России ускорились продажи новых автомобилей. Но пока неясно, смогут ли временные дисконтные акции превратиться в устойчивый тренд на снижение цен и помочь авторынку выйти на докризисный уровень
«Полмиллиона рублей в подарок!» «Дисконт на весь модельный ряд!» «Шины и другие опции бесплатно!» Этой весной автосалоны пестрят щедрыми обещаниями, что стало уже почти забытым явлением на российском автомобильном рынке. Заманчивые предложения находят отклик в сердцах покупателей: по данным «Автостата», в марте в РФ было поставлено на учет 146,5 тыс. новых автомобилей — на внушительные 109% больше, чем в марте прошлого года, и на 41% больше, чем в феврале года нынешнего (см. график 1).
Напомним, что продажи на автомобильном рынке существенно снижались в ковидном 2020 году, а в 2022-м, когда были введены санкции, российский авторынок рухнул на 58%, до 626 тыс. единиц в год. Восстанавливаться продажи начали в прошлом году, поднявшись по его итогам на 69%, до 1,059 млн единиц. В первые месяцы 2024-го ускорение не только продолжается, но еще и усиливается.
В январе большинство аналитиков предполагало, что в текущем году авторынок, скорее всего, останется на уровне одного миллиона единиц, а при оптимистичном сценарии подрастет процентов на двадцать — до 1,2 млн. Но сейчас настроения изменились: например, «Автостат» считает, что при базовом сценарии рынок увеличится в этом году на 50%, до 1,5 млн единиц. А при оптимистичном продажи скакнут еще выше и достигнут 1,75 млн автомобилей. В этом случае авторынок отыграет все падения, которые с ним случились не только после начала СВО, но и в период пандемийных ограничений, показав результаты успешных 2018–2019 годов (см. график 2).
Главное, что сейчас обсуждают участники рынка, — насколько долгосрочным может быть подъем и не является ли он временным конъюнктурным феноменом. На текущий рост спроса влияет ряд как сиюминутных, так и более фундаментальных факторов. В целом продажи автомобилей всегда оживают весной, перед активным водительским летним периодом. Но в этом году в дополнение к сезонному фактору важную роль играет большой отложенный спрос, который накопился еще с 2020 года. Сначала из-за пандемийных, а затем санкционных турбулентностей многие откладывали покупку автомобиля.
По данным «Автостата», средний срок владения авто в России вырос по итогам прошлого года до 7,1 года (в 2019-м он составлял 6,3 года), а автопарк в РФ постарел: если в 2019 году средний возраст автомобиля составлял 13 лет, то по итогам прошлого года он вырос до 15. В последние месяцы многие тоже откладывали покупку. «Сначала покупатели ждали скидки перед Новым годом, после праздников ждали скидки на 2023 модельный год. То есть клиенты брали паузу, в целом накопился отложенный спрос, который как раз частично был реализован в марте 2024-го», — комментирует Андрей Ольховский, генеральный директор автомобильного дилера «Автодом».
Одновременно в весеннее оживление рынка вмешались и сиюминутные факторы. Так, еще в начале года было громко анонсировано повышение утилизационного сбора с 1 апреля. На самом деле эти новые правила распространяются на автомобили, которые ввозятся из-за границы по схемам параллельного импорта, и, таким образом, касаются небольшой доли рынка. Но такой информационный фон все равно повлиял на потенциальных покупателей. «Накануне в прессе была безапелляционно растиражирована идея, что с 1 апреля, мол, будет очень внушительный рост цен на автомобили из-за вступления в силу новых правил уплаты утилизационных сборов, что якобы эти правила чуть ли не поставят под запрет ввоз некоторых автомобилей. Это повлияло на настроения на рынке», — отметил во время онлайн-конференции «Автостат. Оперативка» Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат».
Ну и главным стимулом для покупателей отправиться в автосалоны стали скидки, специальные предложения и прочие привлекательные дисконтные акции, которые приобрели особенно широкий размах за последние полтора-два месяца. Примерно с середины февраля цены на многие марки не только перестали расти, но и заметно упали. Покупатели говорят, что впервые за последние несколько лет в автосалонах наконец можно торговаться и договариваться с продавцами о дисконте минимум в 10–15% от заявленной цены. Показательный пример — автомобили марки «Москвич», которые последние два месяца продаются со скидками в 300–500 тыс. рублей, в результате покупатели буквально сметают их из автосалонов.
Всего в 2024 году Китай планирует привезти в Россию около 1,2 млн автомобилей, еще как минимум 600 тыс. будут произведены внутри страны
Активно используют скидки и многие китайские марки. Например, Omoda: средняя цена ее моделей обычно составляла 2,5 млн рублей, недавно она представила рынку новую доступную комплектацию популярного кроссовера Omoda C5 по цене менее 2 млн рублей. Всего, по подсчетам «Автостата», как минимум восемь брендов снизили цены за первые две недели апреля. В частности, с 1 по 15 апреля Chery снизила цены на четыре модели: седан Arrizo 8 стал дешевле на 460 тыс. рублей (минус 13% от прежней цены), 200–300 тыс. рублей в зависимости от комплектации потерял в цене кроссовер Tiggo 7 Pro Max (минус 6‒10%), кроссовер Tiggo 8 стал дешевле на 180 тыс. рублей (минус 6%). Электрический кроссовер Evolute i-SKY подешевел на 540 тыс. рублей (минус 14%), электромобиль ORA O3 в комплектации Premium стал дешевле на 400 тыс. рублей (минус 10%), а российский внедорожник Lada Niva Travel в комплектации KHL потерял в цене 13 тыс. рублей (минус 1%).
Аттракцион щедрости на авторынке наблюдатели объясняют усиливающей конкуренцией и затовариванием складов. «По нашим данным, на дилерских складах скопилось около 200 тысяч машин, плюс столько же на пути из Китая, — подсчитывает Сергей Новоселов, специалист по лизингу компании “Передовые платежные решения” (финансовые автомобильные услуги). — Этого уже хватит примерно на четыре месяца продаж. Всего в 2024 году Китай планирует привезти около 1,2 миллиона автомобилей в Россию, еще как минимум 600 тысяч будут произведены внутри страны. То есть всего будет около двух миллионов машин. При текущих высоких ценах такой объем будет излишним для нашего рынка».
Действительно, конкуренция на российском авторынке продолжает расти. Закрепить свои позиции в РФ активно пытаются многочисленные китайские компании, которые продолжают расширять модельный ряд, завозят все новые партии своей продукции. По данным «Автостата», по итогам марта китайские марки заняли 57% продаж всех новых авто (см. график 3), что, впрочем, на полтора процента ниже их доли в феврале текущего года. В частности, среди китайцев продолжает удерживать сильные позиции марка Haval, которая, развивая под Тулой свои производственные мощности, в марте продала 16 тыс. новых авто — в 2,3 раза больше, чем в марте прошлого года (см. график 4). В спину ей дышит Geelу (15 тыс. авто, рост за год в 2,9 раза). Интересно, что компания Geely недавно вывела на российский рынок новый суббренд под названием Belgee («Белджи» — так называется предприятие по сборке автомобилей, которое компания в 2017 году запустила в Беларуси). И теперь с целью хеджирования рисков вторичных санкций, Geely стремится продавать в России машины под новым названием. Пока активно идут продажи модели Belgee X50 (это слегка перелицованная модель Geely Coolray), которая предлагается по привлекательной цене от 1,9 млн рублей. Машины нового бренда Belgee расходятся очень хорошо: в марте их было продано 2700 штук, что позволило новой марке сразу занять седьмое место в общем рейтинге продаж.
В списке самых успешных китайских марок на российском рынке сейчас значатся также Chery, Changan, Omoda, Jetour, Jaecoo, GAC, BAIC. В премиальном же сегменте обращает на себя внимание взлет китайского бренда дорогих электромобилей Lixiang, который в марте сумел реализовать 3600 машин. Это позволило марке вырваться на второе место в премиум-сегменте после китайского же бренда Exeed. Интересно, что весной укрепились позиции марок, поставляемых по схемам параллельного импорта. В частности, почти на 50% сумели нарастить продажи независимые импортеры марок Toyota и Kia, которые с показателями 2400 и 2300 единиц смогли занять соответственно 10-е и 11-е места в общем рейтинге. А всего поставки официально ушедших с российского рынка машин японских, корейских, европейских и американских марок по итогам марта заняли уже почти 11%, хотя ранее этим машинам прочили нишу на уровне пяти процентов рынка. «В последнее время такие марки, как Toyota, Kia и другие, активно обновляют свой модельный ряд, и у них остается немало поклонников, которые, пусть и по завышенной цене, покупают их в России», — отмечает Сергей Удалов.
Но российский АвтоВАЗ продолжает успешно держать оборону против натиска китайцев: в марте было продано почти 40 тыс. автомобилей Lada — на 65% больше, чем в марте прошлого года. Растущим спросом продолжают пользоваться главные модели ведущего отечественного автопроизводителя — Granta и Vesta. В частности, по данным «Автостата», Vesta в марте сумела продемонстрировать рекордный для всех моделей на рынке прирост продаж в 56% по сравнению с февралем этого года. «Lada била и бьет рекорды по продажам, потому что новые отечественные автомобили дешевле иномарок, — комментирует Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании “Мой автопрокат”. — АвтоВАЗ также получает господдержку — с января возобновилась госпрограмма льготного автокредитования, распространяющаяся на новые отечественные машины. В последнее время говорят о возрождении различных российских марок автомобилей, например модели “Ока”. Я считаю, что это хорошая идея, потому что сегмент доступных городских малолитражек сейчас свободен. Раньше мы, как автопрокат, закупали Datsun mi-DO, но, к сожалению, эта марка ушла из РФ три года назад. Если на рынок выйдет новая “Ока”, мы точно закупим в наши парки партию этих машин. Спрос на подобную машину экономкласса будет точно, но нужна господдержка и цена — от 800 тысяч до 1,65 миллиона рублей в зависимости от комплектации».
Смогут ли текущие скидочные кампании превратиться в устойчивую тенденцию снижения цен? Ведь дороговизна автомобилей до сих пор была главным бичом российского авторынка: по данным «Автостата», средняя цена нового авто в России пока составляет 3,38 млн рублей,
это на миллион больше, чем, например, в 2022 году.
С одной стороны, цены на новые автомобили в России сейчас действительно перегреты. «Цены не могут расти постоянно, очевидно, что это будет останавливать развитие спроса», — рассуждает Дмитрий Матвеев. «В ценообразование была заложена цена с учетом роста курса юаня выше 13 рублей, что также влияло на цены. Раз этот показатель пока не достигнут — курс все еще находится ниже, — то накопился фонд, который можно потратить на стимулирование спроса», — продолжает Андрей Ольховский.
АвтоВАЗ продолжает успешно держать оборону против натиска китайцев: в марте было продано почти 40 тыс. автомобилей Lada — на 65% больше, чем в марте прошлого года
Но с другой стороны, автопроизводители в ближайшее время могут минимизировать объемы складских запасов и попробовать вернуть цены на прежний уровень. Хотя на руку российскому авторынку может сыграть ситуация на авторынке в Китае, где наблюдается торможение и переизбыток предложения. По данным Китайской ассоциации пассажирских автомобилей (CPCA), если в прошлом году продажи новых авто в КНР увеличились на 5,6%, примерно до 22 млн единиц, то в этом году прирост может составить уже меньше трех процентов. «Стагнация продаж и переизбыток предложения на основном рынке будут стимулировать китайцев активнее продавать на других рынках, например на российском», — считает Андрей Ольховский.
Участники рынка все же надеются на развитие благоприятных тенденций в текущем году. «Чтобы перевалить отметку продаж в полтора миллиона штук новых автомобилей, нужны такие меры, как существенное снижение ключевой ставки, с тем чтобы стоимость автокредита составляла порядка 13‒14 процентов годовых, — продолжает Андрей Ольховский. — Кроме того, курс юаня должен быть ниже уровня 11 рублей. Еще мы рассчитываем на то, что государство сможет стимулировать продажи через расширение программы поддержки на автомобили, произведенные или собранные в России, причем для всех производителей».