На днях в правительстве была утверждена Концепция развития автомобильного туризма до 2035 года, которая предполагает строительство новой инфраструктуры. Автотуризм — элемент национальной туристической индустрии с огромным потенциалом. Ежегодно по российским дорогам передвигается 22–23 млн человек, но потенциально этот показатель может быть вдвое больше — 42 млн. Основные преимущества путешествий на машине — свобода передвижения и экономия средств. Для семьи из трех-четырех человек такая поездка окажется в среднем на 30–40% дешевле, чем при выборе других видов транспорта. Однако данный сегмент пока совершенно не развит; по расчетам Минэкономразвития, недополученная прибыль для всей отрасли составляет 250 млрд рублей в год.
Ключевой элемент утвержденной концепции — создание придорожной инфраструктуры, в которой нуждаются как автомобили (заправки, станции технического обслуживания, мойки), так и сами туристы (санитарные зоны и зоны отдыха, общепит, магазины, душевые, мотели). Согласно новому документу, крупные автомобильные трассы и дороги, ведущие к местным достопримечательностям, будут в приоритетном порядке обеспечены инфраструктурой с качественными услугами.
«Если удастся решить вопрос с сервисом на дорогах общего пользования, люди станут путешествовать по стране на машинах. Потому что сейчас нет заправок, негде жить, негде поесть. Плюс очень дорогие платные трассы. Как только эти факторы будут сбалансированы, у нас вся придорожная инфраструктура загрузится», — считает президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков.
Другое направление в развитии автотуризма — создание сети кемпингов и кемпстоянок. Их планируется размещать в местах повышенного спроса: на побережьях Черного, Азовского и Каспийского морей, озера Байкал. Кемпинги должны стать объектами высокого качества: с увеличенным парковочным пространством, электричеством, водой, канализацией для биотуалетов. Еще одно важное направление — телекоммуникации: россиянам обещают устойчивый доступ к мобильной связи и интернету на дорогах, входящих в национальные туристические маршруты.
Подробную программу развития автомобильного туризма Минэкономразвития должно представить правительству до конца года, но некоторые проекты уже известны. Приоритет на сегодня — обеспечение инфраструктурой двух магистралей: Санкт-Петербург — Москва и М-12 «Восток» (Москва — Казань — Екатеринбург — Тюмень). В перспективе на машине можно будет с комфортом доехать до Дальнего Востока.
Еще один утвержденный стратегический план — строительство сети автомобильных дорог вокруг Азовского моря. На проект «Азовское кольцо» уже выделено бюджетное финансирование на ближайшую пятилетку. Обеспечение инфраструктурой дорог к местным туристическим объектам станет зоной ответственности региональных властей. Концепция предполагает, что на развитие сервисов будут направлены не только бюджетные деньги, но и средства частных инвесторов. Оптимальную форму госучастия планируется определить позднее.