Рынок зерна: конкуренция без конкуренции

Если «Деметра-холдингу» удастся поглотить крупнейшего в стране зернотрейдера ТД РИФ, рынок зерна ждет усиление концентрации и еще большее снижение эффективности зернового трейдинга

Владелец ТД «РИФ» Петр Ходыкин оценивает убытки своей компании от действий Россельхознадзора в 1 млн долларов в день
Читать на monocle.ru

Торговый дом РИФ бизнесмена Петра Ходыкина, многие годы (до последнего сельхозсезона) лидировавший в экспорте зерна, продолжает изнурительную борьбу за существование. На днях он подал иск в арбитражный суд о взыскании ущерба с Россельхознадзора, который с 18 марта не выпускает почти все его корабли, груженные зерном, на экспорт — якобы в них нашли следы растений, запрещенных в странах-покупателях. Сам Петр Ходыкин считает эту претензию ведомства результатом «заказа» со стороны ближайшего конкурента — компании «Деметра-холдинг», представители которой якобы предлагали ему продать бизнес по цене в восемь раз ниже рыночной, но получили отказ. В РИФе это расценили как попытку рейдерского захвата, которая может привести к ликвидации компании. Но перспективы решения проблемы пока нет. Эксперты не сомневаются, что мы наблюдаем продолжение монополизации рынка экспорта зерна при содействии государства компанией «Деметра-холдинг», которая прежде консолидировала ключевые активы страны по хранению и перевозке зерна, а теперь и торговлю им.

Стоп машины

Первое судебное заседание по иску ТД РИФ к Россельхознадзору состоится 13 мая в Москве и ознаменует выход в юридическую плоскость самого громкого скандала на рынке зерна за последние пять лет, с того времени, когда банк ВТБ решил заняться зерновым бизнесом и создал инфраструктурную монополию. На этот раз под ударом оказался ТД РИФ, который десять лет был крупнейшим экспортером зерна — только в сезоне-2023/24 он отгрузил 8,624 млн тонн зерна, что соответствует 17,5% экспортного рынка. Компания поставляет продукцию более чем в 40 стран, сотрудничает с 30 элеваторами и тремя глубоководными портами.

18 марта неожиданно для всех Южное межрегиональное управление ФГБУ «Центр оценки качества зерна» Россельхознадзора по результатам проверок выдало отрицательное заключение на экспорт партий зерна, которые были подготовлены к отправке на 17 судах компании РИФ, стоявших в трех портах — Азов, Кавказ и Новороссийск. В общей сложности «арестованными» оказались около 1 млн тонн зерна, в котором якобы нашли сорные травы: в партиях для Египта — горец вьюнковый, вьюнок полевой и ярутку полевую, в партиях для Марокко — спорынью ржи, а для Бангладеш выявлен василек раскидистый и повилика. Вся эта ботаника не запрещена в России, но имеет ограничения в странах-импортерах, которые, впрочем, тут же подтвердили, что не имеют претензий к российскому зерну, их эксперты не выявили сорных трав.

В ТД РИФ забили тревогу: контракты на 100 млн долларов могут быть сорваны, а убытки Петр Ходыкин оценил в 1 млн долларов в день, с 18 марта их должно было набраться около 45 млн долларов, это свыше двух третей от прошлогодней прибыли компании (4,3 млрд рублей при выручке 188,4 млрд). Убытки складываются из платы за простой флота: от 5 до 20 тыс. долларов в день в зависимости от тоннажа судна.

На рынке никто не мог понять, что происходит, поскольку подобных случаев, когда Россельхознадзор закрывал экспорт кому-то из трейдеров, не было с 2012 года (и тогдашняя история была связана со взятками). Все заподозрили подтасовку результатов экспертизы: дело в том, что на судно зерно попадает из так называемой банки на элеваторе, большого резервуара с зерном, которое туда ссыпают разные трейдеры из разных регионов страны. То есть оно обезличено. «По официальным данным, экспортеры, загрузившие свои партии зерна в аналогичный период из того же источника, что и ТД РИФ, замечаний по качеству не получали, — пояснили “Моноклю” в ТД РИФ. — Например, в порту Новороссийска зерно всех экспортеров помещается в общую емкость для хранения, продукция едина и доступна для всех экспортеров, отгружающихся из порта. Ранее наши сформированные аналогичные партии беспрепятственно проходили проверку по безопасности, качеству и импортным карантинным требованиям».

Плюс мировой скандал

Сам Петр Ходыкин ранее объяснил в СМИ, что задержка его судов — результат действий одного из крупнейших конкурентов, компании «Деметра-холдинг». Вроде как представители компании предлагали ему продать бизнес всего за 11 млрд рублей при его стоимости минимум 83 млрд. Компания направила ряд писем: губернатору Ростовской области Василию Голубеву, вице-премьеру правительства Виктории Абрамченко, министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву, а также руководителю Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю Сергею Данкверту. В письме же губернатору прямо говорится о попытке захватить компанию: «ТД РИФ подвергается рейдерскому, коррупционному захвату с использованием органов власти, органов надзора и контроля. Суда с российской пшеницей от лидеров российского АПК заблокированы, что наносит непоправимый вред репутации России на мировом зерновом рынке, приносит компании огромные убытки». «К сожалению, ответов на просьбы выстроить алгоритм решения сложившийся ситуации мы не получили», — сообщили в компании «Моноклю». Реакция последовала только от ростовского губернатора, который поручил своему минсельхозу «разобраться в ситуации», хотя признал, что спорить с Россельхознадзором не намерен. Шутка ли, РИФ для региона, — один из крупнейших налогоплательщиков, уплативший в прошлом году 16 млрд рублей в разные бюджеты. В федеральный еще и 4,5 млрд экспортной пошлины.

Правда, несколько судов Россельхознадзор скрепя сердце вынужден был выпустить, поскольку дело запахло международным скандалом. Недавно в комиссии по фитосанитарным мерам в штаб-квартире ФАО ООН в Риме российская делегация провела переговоры с главой центральной администрации карантина растений министерства сельского хозяйства и мелиорации Египта Саадом Муссой. Там отметили, что Россия осуществляет фитосанитарный контроль экспортируемой продукции на высоком уровне, принимая во внимание все требования республики. Затем последовал звонок министра сельского хозяйства Египта российским коллегам с просьбой пропустить их суда, поскольку зерно закуплено государством Египет. В итоге Россельхознадзор сдался, и даже сообщил об этом на своем сайте: «В целях содействия укреплению взаимных поставок Россельхознадзор в связи с обращением компетентных органов Египта по согласованию с Минсельхозом России посчитал возможным осуществить сертификацию». «На сегодняшний день по госконтракту с Египтом на 63 000 тонн пшеницы погрузка окончена, 15 апреля выдано заключение комиссии египетской стороны о соответствии зерна египетскому законодательству о сельскохозяйственном карантине. Российский ЦОКЗ делал анализы до 30 апреля и сначала выдал заключение с обнаружением карантинных объектов, а 2 мая все же выдал фитосанитарный сертификат соответствия», — рассказали в ТД РИФ.

Центр подтасовок

Так что скоро Египет получит свое зерно, а вот другие страны будут ждать неопределенное время, хотя покупатели уже и выдали ТД РИФ официальные удостоверения о готовности принять продукцию, и подтвердили, что иностранные партнеры не имеют никаких нареканий к качеству российских зерновых.

«Действия Россельхознадзора явно ангажированы одной из компаний. Когда все грузят с тех же банок, а претензии предъявляют только РИФу, всем становится очевидно, что это заказ с целью передела рынка», — говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.

Нанесение ущерба крупнейшей трейдерской компании нанесет моральный урон России как ведущей стране-экспортеру пшеницы в мире

Россельхознадзор продолжает стоять на своем, несмотря на абсурдность ситуации. На своем сайте он написал: «Территориальными управлениями Россельхознадзора за 2023‒2024 гг. направлено в адрес ТД «РИФ» и его контрагентов 134 уведомления о несоответствии 252 партий зерновой продукции требованиям государств-импортеров, проведено 5 профилактических визитов в рамках федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора, контроля в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. При перемещении зерна ТД «РИФ» по территории России выявлены случаи нарушений законодательства в области карантина растений — обнаружение карантинных объектов, неуведомление о прибытии подкарантинной продукции, безопасности и качества зерна — отсутствие товаросопроводительного документа на партию зерна (СДИЗ) или оформление СДИЗа с нарушениями, в связи с чем было выдано 21 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований». В РИФе утверждают, что в прошлом году компания отгрузила 400 судов и не получила ни одного нарекания, так же как и в этом году до 18 марта.

Аркадий Злочевский не исключает, что это может быть обычной подтасовкой результатов экспертизы со стороны ЦОКЗ. «Тем более что сначала в египетской партии якобы нашли сорняк, а после просьбы министра его вдруг не стало», — говорит он. И вспоминает, что подобное уже было полтора года назад с компанией «Щелково Агрохим», которой заблокировали экспорт семян пшеницы из-за того, что на ее полях якобы обнаружен грибок карликовой головни. «Щелково Агрохим» провела свою экспертизу и доказала в двух судебных инстанциях, что это были споры твердой головни, которая безвредна для растений. «Если бы была первая, урожайность упала бы, а она у “Щелково Агрохим” была рекордная! — говорит Аркадий Злочевский. — То есть налицо подмена результатов экспертизы для какого-то давления на компанию. И хотя компания выиграла тогда суды, никто в Россельхознадзоре не понес ответственности за сорванные контракты».

ВТБ собирает активы

В этом случае ситуация может быть куда серьезнее. Петр Ходыкин ранее заявлял, что ему уже приходится сокращать штат, который насчитывает 1500 человек, а если ситуация затянется на неопределенный срок и не разрешится — и вовсе ликвидировать компанию. Сейчас РИФ — это компания, управляющая полутора тысячами вагонов-хопперов и 17 судами класса река — море, портовым терминалом в Азове мощностью 1,9 млн тонн в год (сейчас компания наращивает его мощности до 10 млн тонн).

Это детище Петра Ходыкина появилось на свет в 2010 году. Он известен на рынке как человек, создавший бизнес с нуля. Петр Ходыкин — классический образ предпринимателя из 1990-х. Бывший военный, первоначальный капитал он накопил на челночном бизнесе. Затем организовал банковский бизнес и девелоперский. В начале 2000-х стал соинвестором и строителем портового элеватора «Промэкспедиция» в Азове, где уже в 2005 году было перевалено первое зерно. В 2010 году создал ТД РИФ для торговли зерном и регулярно наращивал обороты, скупал инфраструктуру для хранения, перевозки и перевалки зерна. Сейчас она одна из самых крупных на рынке.

Но уступает по мощностям подозреваемому в неприятностях РИФа конкуренту — «Деметра-холдингу». Его появление в 2019 году вызвало потрясение на рынке зерна, который впервые получил монополиста. К формированию крупнейшего зернового холдинга ВТБ приступил, когда совладельцы группы «Сумма» братья Зиявудин и Магомед Магомедовы оказались под следствием по ряду дел о мошенничестве. Банку за долги перешла часть активов «Суммы» — 49% Объединенной зерновой компании (50% акций принадлежит Росимуществу). Аналитики предполагали, что банк продаст непрофильный актив, однако вопреки ожиданиям ВТБ начал дополнять его смежными: в 2019 году приобрел Новороссийский зерновой терминал, долю в Новороссийском комбинате хлебопродуктов, две трети в трейдинговой компании «Мирогрупп Ресурсы» из топ-10 ведущих экспортеров зерна (треть тогда еще оставалась у основателя Андрея Долуды), а также купил у совладельцев «Рустранскома» Константина Синцова и Константина Засова 50% плюс одну акцию крупнейшего перевозчика зерна по железной дороге — компании «Русагротранс». На базе «Мирогрупп Ресурсы» впоследствии заработала трейдинговая компания «Деметра-трейдинг». Но она оказалась убыточной (7,5 млрд убытка в 2022 году), хотя и оперировала внушительными для рынка объемами зерна, скупая их дороже, чем другие трейдеры, а продавая дешевле, то есть ломала рынок.

В 2021 году бремя убыточности с ВТБ решил разделить известный предприниматель Теймураз Боллоев. В прошлом президент пивоваренной компании «Балтика» и экс-глава «Олимпстроя» (2014–2016) увлекся агробизнесом сравнительно недавно, создав компанию «Агронова», а за ней и АО «Гранум», которое в 2021 году получило 25% акций «Деметра-холдинга». Еще 24,9% акций приобрел зять министра иностранных дел Сергея Лаврова и владелец Marathon Group Александр Винокуров. Они выкупили у ВТБ 5% его акций через допэмиссию, а затем продали часть своих долей вновь созданной компании «Валиансия» (Marathon Group избавился от 18%, сколько уступил «Гранум» — неизвестно). Последняя учредила компанию «Грейн Гейтс», которая в прошлом сезоне внезапно вошла в топ-5 экспортеров российского зерна, опередив даже сам «Деметра-холдинг», опустившийся по объему вывоза со второго места в сезоне-2021/22 до десятого в сезоне-2022/23. В минувшем сезоне «Грейн Гейтс» подвинула десятилетнего лидера рынка ТД РИФ, продав 9,6 млн тонн зерна (21,2% всего экспорта) и заняв первое место в рейтинге зернотрейдеров. Сама же «Деметра-трейдинг», продававшая на пике до 5 млн тонн зерна, вовсе вылетела из топ-20 экспортеров зерна, и сейчас оперирует незначительными объемами. (В компании на запрос редакции не ответили.)

«Монополизация рынка зерна идет уже давно, и самое печальное, что идет она при активном участии государственных структур, — говорит Аркадий Злочевский. — Монополия консолидированных ВТБ активов сразу стала давить на рынок. Расценки на управляемых “Деметра-холдингом” терминалах составляют 23 доллара за тонну перевалки — это рекордный в мире ценник! И другие терминалы тоже поднимают расценки до их тарифов. Даже в Европе перевалка стоит восемь евро, в Мексиканском заливе — 10‒11 долларов. А монополия заставляет в итоге переплачивать производителя зерна, которому трейдеры занижают цену закупки».

Завышал тарифы и аффилированный с «Деметрой» «Русагротранс», безусловный лидер рынка по числу хопперов. Ему «Деметра-холдинг» предоставил первоочередное право на разгрузку в глубоководных портах, поэтому трейдеры были вынуждены отказываться от услуг других логистических компаний и соглашаться везти зерно по завышенным тарифам «Русагротранса».

…И мировой позор

Если РИФу при самом плачевном развитии событий придется уйти с рынка зерна, то речь, видимо, пойдет о продаже его активов. «И скорее всего, на них будет претендовать “Деметра” или “Грейн гейтс”, что одно и то же, — рассуждает эксперт зернового рынка Александр Корбут. — Но тогда российским производителям зерна придется туго из-за такого монополиста. Одно дело, что они продолжат диктовать цены на перевозку и перевалку, так они еще и раскачают мировые цены и сожмут внутренние. С одной стороны, импортеры выстроятся в очередь за нашим зерном, опасаясь, что из-за ухода РИФа его будет меньше и это будет давить на мировые цены вверх. С другой стороны, к монополисту будут выстраиваться очереди из местных аграриев, что будет давить на внутренние цены вниз. И получится, что монополист будет и закупать зерно внутри страны дешевле обычного, и продавать дороже обычного».

Аркадий Злочевский полагает, что, если ситуация вокруг ТД РИФ не уладится в скором времени, до конца сезона Россия может недоотгрузить до 2 млн тонн пшеницы из предполагаемых 52 млн тонн, что также будет давить на цены вверх в мире и вовсе обвалит внутри. В своем письме в правительство ТД РИФ также отмечал, что действия Россельхознадзора противоречат задачам наращивания экспорта АПК и удвоения его к 2030 году. «Кроме того, это затрудняет отгрузку зерна другим экспортерам, поскольку банки РИФа забиты зерном, пропускная способность портов снижается», — отмечает Аркадий Злочевский. Впрочем, директор «Совэкона» Андрей Сизов считает, что проблемы РИФа пока не повлияли на темпы отгрузки: в апреле объем экспорта зерна составил рекордные 4,6 млн тонн против 4,4 млн тонн год назад и 2,9 млн тонн в среднем. Впрочем, это, скорее, связано с активизацией продавцов зерна, которые торопятся избавиться от остатков прошлого года, готовясь к сбору озимых.

Но влияние скандальной ситуации вокруг РИФа на цены на зерно, пусть и косвенное, уже происходит. По данным «Совэкона», два месяца цены на зерно падали — с 227 долларов за тонну до 220 на прошлой неделе. «Но для последней недели апреля характерен подъем закупочных цен в глубоководных портах Черного моря, сейчас экспортеры дают за пшеницу уже больше, чем в ноябре 2023-го, — говорит директор “ПроЗерно” Владимир Петриченко. — Наш мониторинг пока не отмечает подобного роста цен на пшеницу в мелководных портах, это, к сожалению, во многом связано с остановкой закупочной деятельности ростовского ТД РИФ. Но вместе с тем пока темпы экспортных отгрузок зерна существенно не изменились».

Наконец, нанесение ущерба крупнейшей (еще год назад) трейдерской компании нанесет моральный урон России как ведущему экспортеру пшеницы в мире. «То, что зерно приходится сейчас отправлять по звонку министра страны получателя, дискредитирует Россию как надежного поставщика и вредит всем участникам рынка, у нас могут в другой раз меньше покупать, — полагает Александр Корбут. — Тем более что Египет уже при госзакупках отказывался от российской пшеницы в пользу украинской».