«Сто лет тому вперед»: инопланетяне нам помогут

В прокат вышла вторая экранизация одноименной повести Кира Булычева, почти 40 лет спустя после выхода первой — советского мини-сериала «Гостья из будущего»

Так в версии создателей «Сто лет тому вперед» выглядит Москва в 2124 году
Читать на monocle.ru

По фильму «Сто лет тому вперед» в сравнении с «Гостьей из будущего» можно судить о том, насколько далеко продвинулся отечественный кинематограф и вместе с ним восприятие фантастической реальности. История о том, как мальчик случайно находит машину времени, а потом вступает в поединок с космическими пиратами, в воображении современных сценаристов претерпела существенные изменения. Если оригинальный сюжет повести Кира Булычева еще мог произвести неизгладимое впечатление на подростков середины восьмидесятых годов прошлого века, то подростков современных, посмотревших десятки фильмов про супергероев, он едва ли удивит. Но имена главных героев повести и сериала Алисы Селезневой и Коли Герасимова до сих пор всплывают в коллективной памяти и вызывают сильный эмоциональный отклик у тех, кто хотя бы однажды этот сериал посмотрел. И даже если они его не смотрели, то почти наверняка слышали песню Евгения Крылатова «Прекрасное далеко». Разве этого недостаточно, чтобы компания Art Pictures, едва ли не единственная в России регулярно обращающаяся к жанру фантастики, создала новую версию «Гостьи из будущего»?

В «Сто лет тому вперед» объектом притяжения космических пиратов вместо миелофона, устройства для чтения мыслей, становится плазмообразное вещество — космион. Оно может самостоятельно проникать в человеческое тело и наделять его способностью перемещаться во времени. Коля Герасимов случайно обнаруживает его в кабинете физики. Космион проникает в любопытного мальчика, и тот от волнения (именно оно активирует вещество) перемещается в будущее ровно на сто лет вперед, где и встречает Алису — девушку с розовыми волосами.

Персонажи Марка Эйдельштейна (Коля Герасимов) и Дарьи Верещагиной (Алиса Селезнева) существенно старше героев и повести, и советского сериала: тем было по двенадцать и они учились в шестом классе. Коля и Алиса из «Ста лет тому вперед» учатся в классе выпускном. Коля переживает любовную драму. О личной жизни Алисы авторы рассказать не успевают: для этого у них нет времени. Мы узнаем лишь, что она учится в той же школе, что и Коля Герасимов, и даже в том же классе (система образования в России за сто лет почти не меняется: ученики по-прежнему сидят за партами, учитель им что-то объясняет, после чего они должны повторить ровно то, что он сказал). Между Колей и Алисой вспыхивает эмоциональное притяжение. Судя по всему, это любовь.

В одном из эпизодов фильма они даже целуются — исключительно из производственной необходимости: чтобы активировать космион. Очевидна аллюзия на пробуждающий уникальные способности главного героя поцелуй Нео и Тринити — героев «Матрицы», фильма, снятого в том же веке, что и «Гостья из будущего». Если поцелуй Тринити превращает Нео в сверхчеловека, подчиняющего себе время и пространство, то поцелуй Алисы позволяет Коле всего лишь переместиться в будущее, но не одному, а с группой людей. Среди них мама Алисы Кира (Виктория Исакова), встречи с которой много лет ждет ее папа Игорь Селезнев (Константин Хабенский). Встреча происходит. Это один из самых трогательных моментов в фильме, хотя персонажи Исаковой и Хабенского обнимаются неловко и никак не выдают экранное родство. Возможно, это часть концепции фильма: что, если люди будущего эмоционально намного сдержаннее людей настоящего? Алиса тоже сдержанна и больше интересуется боевыми искусствами, нежели всем остальным. Она похожа на свою маму, готовую пожертвовать личной жизнью ради спасения Вселенной от пиратов.

В «Гостье из будущего» пираты были, скорее, комическими персонажами: они и Вселенную собирались завоевать с помощью всего лишь прибора для чтения мыслей. Глот и Весельчак У (Юрий Борисов и Александр Петров) из «Ста лет тому вперед» выглядят куда опаснее. Глот связан с загадочным небесным светилом, откуда получает всю необходимую ему информацию, и умеет манипулировать телами людей. Он может заставить кого угодно повторять его движения — даже если они совершаются во вред себе самому. Здесь напрашивается какая-нибудь шутка, пусть даже избитая. Но создатели отказывают Глоту в том, чтобы быть смешным. Он должен быть только страшным. Его миссия — не допустить встречи землян с четерехруким и большеухим космическим доставщиком еды. Она призвана изменить ход истории человечества. Благодаря ей инопланетяне должны наконец открыть планету Земля и одарить ее жителей всеми уже сделанными ими изобретениями, в том числе технологией широкомасштабного производства искусственного мяса. Коля в будущем ест аналог современного бургера именно с таким мясом.

Но в фильме рассматривается и вариант невстречи с инопланетянами — ей может помешать коварный Глот. Тогда Земля становится пристанищем пиратов, и одной из разновидностей еды там будет все та же хорошо знакомая современным землянам яичница: куриные яйца в антиутопическом будущем не исчезают и все так же доступны по цене. Группа российских школьников перемещается на сто лет вперед и там обнаруживает космических пиратов, проживших эти сто лет естественным образом. Они за это время нисколько не меняются внешне. Разве что смешливый Весельчак У ненадолго появляется без яркого аксессуара — серьги, которая до того ясно давала понять зрителям: перед ними именно пират. Исчезновение серьги считывается как деталь, усиливающая раскаяние пирата: он чувствует себя обманутым и готов вступить в поединок с могущественным Глотом. Но вскоре серьга возвращается на место. Зрители не видят, как это происходит. Она просто возвращается, и все. Теперь Весельчак У выглядит точно так же, как и сто лет назад. Космические пираты неподвластны течению времени.

В утопическом будущем помимо искусственного мяса и неизменности нумерации школ и классов есть и другие нюансы. Например, осенью там тепло. Земляне научились регулировать климат. Комната Алисы расположена в том же здании, что и лаборатория ее отца. Мы видим небольшое помещение, дверь из него ведет в общее пространство, где растет дерево. Оттуда можно попасть в том числе в производственные лаборатории. Где-то поблизости находится сад, где Алиса устраивает учебные поединки с призрачными спарринг-партнерами. Заоконный пейзаж будущего чем-то напоминает вид на парк «Зарядье», только без окружающих его старинных задний. Герой мемов второй половины XX века человекоподобный робот Вертер в «Сто лет тому вперед» трансформировался в соответствии со стилистикой, приближенной, скорее, к «Звездным войнам». В фильме действует летающий куб, который разговаривает голосом Федора Бондарчука. Он всезнающ и деликатен в обращении с людьми. Чтобы все это осуществилось, Фима Королев, одноклассник Коли Герасимова, в нужный момент должен оказаться за компьютером и принять сигнал из космоса. И тогда на Землю прилетят добрые инопланетяне.