В столице Китая прошла 18-я международная выставка Auto China. Показанные на ней новинки по большей части представляли собой электромобили, волна которых помимо внутреннего китайского рынка готова обрушиться и на другие страны
Каждый третий новый автомобиль в мире сейчас продается в Китае, и уже пятнадцать лет китайский авторынок — самый крупный в мире. Поэтому проведение одного из двух крупнейших в КНР автосалонов — значимое событие для всей мировой автоиндустрии. Но в этот раз пекинское автошоу, на котором было 117 мировых премьер, привлекло особое внимание. Западная пресса предрекает, что скоро на главные мировые авторынки обрушится «китайское цунами» электромобилей. «Китайские автопроизводители запускают новые модели быстрее и дешевле, чем их конкуренты за рубежом. Китайские электромобили могут стоить вдвое дешевле европейских и при этом иметь лучшее технологическое оснащение», — пишет британский The Economist. «Автопроизводители из Китая набирают стремительный разгон, — вторит ему авторитетное международное автомобильное издание Automotive News. — Теперь китайцы продают электромобили, где больше софта, функций развлечения и безопасности, чем у производителей из США, и при этом на более доступном ценовом уровне».
В то время как во всем мире электрическая автомобильная революция начинает буксовать, в Китае она и не думает жать на педаль тормоза. И этому есть прагматичное объяснение.
По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ), в 2011 году продажи новых легковых машин составляли 14,8 млн штук, к 2017 году они увеличились более чем на 70%, до 24,7 млн. После небольшого падения в течение трех лет, вызванного эпидемией ковида, авторынок вновь пошел вверх: в 2021 году продажи выросли на 6%, в 2022-м — на 11%. В 2023 году в КНР было реализовано 26,1 млн автомобилей, это на 10% больше, чем годом ранее (см. график).
Основная проблема развития авторынка Китая — переизбыток автомобилей в крупных городах, где проживает наиболее платежеспособная часть населения страны, готовая тратить деньги на обновление своего автопарка. Поэтому купить автомобиль в личное пользование, например, в Пекине или Шанхае не так уж просто, власти здесь ограничивают регистрацию новых машин. В 22-миллионной столице КНР, например, чтобы поставить новую машину на учет, нужно принять участие в организованной властями лотерее. Далеко не всем везет быстро получить право ездить на личном автомобиле, бывают случаи, когда жителям Пекина приходится ждать разрешения на покупку авто пять лет и больше. Есть и другие ограничения: в Пекине владелец уже зарегистрированной машины раз в неделю не имеет права выезжать в город: каждые семь дней в стоп-лист попадают номера, оканчивающиеся на определенную цифру, за нарушение грозит штраф в 200 юаней (2600 рублей). А в Шанхае для получения права зарегистрировать новый автомобиль необходимо заплатить дополнительный налог, который может быть равен цене нового автомобиля.
Однако эти ограничения не касаются электрокаров. Загрязнение окружающей среды в перенаселенных китайских городах — большая проблема, и власти всячески поддерживают распространение машин без вредных выхлопов. Машину на электрическом ходу в КНР можно поставить на учет без проволочек и к тому же как бонус получить еще ряд налоговых льгот. В результате по распространению электрического автотранспорта Китай идет впереди планеты всей, в Пекине и в Шанхае все более существенная часть транспортного потока имеет номера зеленого цвета (электрокары в Китае получают зеленые номера, машины с традиционными двигателями внутреннего сгорания — синие). Если в мире, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), по итогам прошлого года доля электромобилей (EV, которые включают в себя «чистые» авто на батарейках BEV и подключаемые гибриды PHEV) достигла 16,5%, то в Китае в текущем году доля EV приблизится к 40%. По итогам 2022 года доля электромобилей на рынке Китая составляла 23%.
Неудивительно, что на фоне столь активного роста спроса на электрокары китайский автопром сейчас стремится занять этот рынок у себя в стране, а заодно и увеличить зарубежные продажи этих машин. Для рывка у китайцев есть всё: собственная микроэлектроника и IT-отрасль, передовая индустрия по выпуску ключевого компонента электрокаров — батарей.
Например, ведущий китайский, а теперь и мировой производитель электрокаров корпорация BYD одновременно входит в число глобальных лидеров по выпуску использующихся в электромобилях литий-ионных батарей. «BYD и другие китайские производители авто и компонентов за последние два десятилетия наладили доступ к таким критически важным для выпуска батарей видам сырья, как литий и кобальт, это позволяет им наращивать массовый выпуск аккумуляторов, — констатирует в своем анализе международное агентство Reuters. — Данные, предоставленные аналитикой Benchmark Mineral Intelligence, говорят о том, что цена на батареи в Китае в этом году на 18% ниже, чем в Европе».
На пекинской выставке китайские производители старались наглядно доказать, что их машины по своим потребительским характеристикам не уступают зарубежным образцам и даже превосходят их, а стоят при этом дешевле. Свой кусок пирога от растущего авторынка пытаются откусить не только традиционные китайские автомобильные компании, но и местные хайтек-гиганты. Вслед за IT-корпорацией Huawei (которая совместно с китайским автопроизводителем Seres выпускает автомобили под маркой Aito) агрессивный бросок на авторынок решил осуществить крупнейший китайский производитель смартфонов и другой электроники Xiaomi. В отличие от Huawei эта компания в сотрудничестве с пекинским автопроизводителем BAIC Motor начинает продвигать автомобили уже под своим собственным брендом. Презентация нового спорткара Xiaomi SU7 стала одной из самых громких премьер пекинской выставки. Собственно, эта новинка, по очертаниям напоминающая легендарные немецкие Porsche, была официально представлена еще в конце марта и сразу произвела фурор: всего за месяц она получила 75 тыс. реальных заказов, что составляет половину запланированного годового объема производства.
Производитель умело подогревал ажиотаж и на выставке: на стенд Xiaomi Motor пускали только в порядке очереди, в которой посетителям приходилось выстаивать от сорока минут до двух часов. Счастливчики могли вживую потрогать стильный полноприводный спортивный электроседан, оснащенный в максимальной комплектации электромоторами суммарной мощностью примерно 673 л. с. и ураганной динамикой — разгоном до 100 км/ч за 2,78 секунды. При этом обещанный запас хода от одной зарядки заявлен в 668 км, а за 15 минут можно восполнить запас на 330 км пути. В Xiaomi не скрывают, что основные конкуренты их модели — это электрические Porsche Taycan и Tesla Model S. Но китайский спорткар вдвое дешевле: цена базовой версии начинается от эквивалента 30 тыс. долларов, самая дорогая стоит чуть больше 40 тыс. долларов.
Поддержка продаж электромобилей в Китае привела к тому, что в текущем году доля таких машин в стране достигнет 40% всех новых авто, еще два года назад она составляла только 23%, а в среднем в мире доля электрокаров оценивается в 16,5%
Впрочем, в этом году пекинская выставка была как никогда многолюдна, локтями приходилось работать не только на стенде Xiaomi Motor, но и на экспозициях таких уже признанных китайских автопроизводителей, как Chery, Geely, Dongfeng, Changan, Great Wall, SAIC, BYD, JAC, BAIC, GAC и других. Особенно ярко на выставке прослеживалась тенденция превращения автомобилей в подобие гаджета на колесах. Задачей современного автомобиля сейчас становится не только максимально быстро, комфортно и безопасно доставить пассажира из пункта А в пункт Б, но и предоставить ему в дороге максимум развлечений. Одинокий мультимедийный экран в центре приборной панели — это уже рудимент. На переднюю панель помещают теперь два-три больших экрана, а то и вовсе одну длинную горизонтальную панель, в том числе напротив переднего пассажира, чтобы в пробках он мог смотреть развлекательный видеоконтент.
Некоторые новые функции вызывают недоумение: например, многие автомобили своими светодиодными фарами, фонарями, поворотниками снаружи могут переливаться в такт звучащей в машине музыке. Или вот еще писк моды: в передние фары встроен проектор: подъезжаешь на такой машине к стене, на нее проецируется кино, и получается такой кинотеатр в автомобиле. И хотя практичность таких функций сомнительна, маркетологи говорят, что подобные вау-эффекты очень востребованы. Для таких потребителей даже придумали даже термин «кидалт» — от kid adult, «взрослый ребенок», и чем больше таких «фишек» в автомобиле будет, тем ярче он сможет выделяться среди конкурентов.
Например, целых 19 динамиков, два огромных 15,7-дюймовых экрана, а также холодильник входят в базовую комплектацию представленного в Пекине электрического кроссовера Li Auto L6. Идеи комфортного отдыха реализованы в новой модели гибридного кроссовера Jetour T1, где есть специальные «тихие» двуслойные стекла на всех дверях, чтобы как можно меньше беспокоил внешний шум, а сзади предусмотрена удобная двухместная кровать. Батарея в машине (часть гибридного двигателя) может служить элементом туристической инфраструктуры в виде внешнего источника питания.
А вот новинка от шанхайской автомобильной корпорации SAIC — бюджетный седан Wuling с труднопроизносимым для западного человека названием Xingguang (в английской версии — Starlight, «Звездный свет»). В машине установлен электромотор мощностью 136 л. с., запас хода составляет от 410 до 510 км в зависимости от комплектации. При этом в Китае модель предлагается за 99,8‒109,8 тыс. юаней (13‒15 тыс. долларов).
Китайские электромобили уже сейчас гораздо доступнее по цене, но при этом гораздо лучше оснащены, чем модели известных западных и азиатских брендов. Пока в Европе доля китайских марок составляет 8% от всех электрических машин, но скоро она может существенно вырасти
Принадлежащая корпорации Geely марка Zeekr решила обратить внимание на популярный в Китае сегмент минивэнов, выпустив новую модель Zeekr Mix. Ее отличительная черта — особенный дизайн кузова с необычной компоновкой салона и оригинальными дверями: в машине со стороны водителя есть традиционная передняя дверь и сдвижная задняя. А со стороны пассажира обе двери раздвигаются в разные стороны. При этом у минивэна отсутствуют центральные стойки, а передние кресла могут разворачиваться на 180 градусов, лицом в салон.
Ставку на доминирование в машине искусственного интеллекта решила сделать в своем концепте Galaxy корпорация Geely. Производитель утверждает, что автомобиль сделан на первой в мире умной архитектуре под названием GEА, в которой ИИ следит за комфортом, безопасностью, влиянием на окружающую среду. Например, машина может в течение четырех миллисекунд реагировать на актуальную дорожную обстановку, сама совершая «автоматические маневры уклонения для предотвращения несчастного случая».
Другой интересный концепт был представлен на стенде марки MG. Эта британская автомобильная марка со столетней историей теперь принадлежит китайской корпорации SAIC, которая продолжает использовать исторический имидж английского бренда. На этот раз был представлен электрический концепт суперкара EXE181, который является преемником легендарной модели EX181 («Рычащая капля»), установившей в середине 1950-х ряд скоростных рекордов. Теперь созданный уже под крылом китайского владельца новый MG EXE181 на электрической тяге способен разогнаться до 100 км/ч всего за одну секунду. Летом на фестивале скорости в британском Гудвуде этот электрокар будет претендовать на разгон до рекордных 415 км/ч.
Развитие конкуренции на рынке электромобилей в Китае сопровождается отчаянными ценовыми войнами: китайские и зарубежные производители в борьбе за рынок снижают цены. Например, китайская BYD недавно снизила в КНР цены на свой популярный электрический хэтчбек Seagull до 69,8 тыс. юаней (9600 долларов). Это выразилось в торможении роста финансовых показателях компании: доходы BYD Co. в первом квартале текущего года составили 129,9 млрд юаней, на 3% ниже ожидаемых.
Снижает цены и тревожит инвесторов падением финансовых показателей американская Tesla, имеющая в Шанхае свой завод. В дни автосалона глава компании Илон Маск неожиданно прилетел в Пекин, где встретился с премьер-министром КНР Ли Цяном и подписал соглашение с китайским интернет-гигантом Baidu об использовании его картографического сервиса для развития системы беспилотного вождения в Китае. После новостей об этом акции Tesla Motor в одночасье взлетели на 15%.
Зарубежные автомобильные компании продолжают уступать свои позиции в Китае, хотя их положение в стране по-прежнему сильное: доля иностранных брендов на авторынке КНР оценивается в 40% (правда, иностранными их можно назвать с долей условности, так как все они производятся в Китае с высокой степенью локализации и с адаптацией для потребностей местного рынка — например, нигде вы не увидите столько Mercedes, Audi, BMW в версиях Long — с удлиненными типами кузова).
Китай в прошлом году отправил за пределы страны 5,2 млн авто и вышел на первое место в мире по экспорту машин, Россия в нем занимает первое место с долей 15%. Если в прошлом году в РФ было поставлено 800 тыс. автомобилей из КНР, то в этом году их число может превысить миллион
На пекинском автосалоне зарубежные компании постарались дать бой за удержание своих позиций. Например, много новых моделей на своих стендах выкатили европейские бренды BMW, Audi, Volkswagen, Mercedes-Benz, Cadillac. Интересные новинки и концепты представили азиатские компании: японские Toyota, Nissan, Honda, корейские Hyundai и Kia. Но все же, повторимся, европейцы, американцы, азиаты, скорее, ждут у себя наплыва китайских машин. По подсчетам Китайской ассоциации легковых автомобилей (СРСА), экспорт из Китая за прошлый год достиг рекордных 5,26 млн машин, обогнав прежнего лидера Японию с показателем около 4 млн авто.
Пока доля китайских электромобилей, например, на европейском рынке невелика — она оценивается в 8% от общего количества электрокаров, но в ближайшее время может динамично увеличиваться. Власти западных стран спешно строят законодательные баррикады, чтобы защитить свой внутренний рынок. Сейчас они заявляют, что производство электромобилей в Китае — это недобросовестная конкуренция, так как местным производителям активно помогает государство. Например, по данным консалтинговой компании AlixPartners, госсубсидии на электромобили и гибридные транспортные средства в 2016‒2022 годах составили в Китае 57 млрд долларов. Недавно ЕС инициировал специальное расследование по этому поводу, и нетрудно предугадать, что закончится оно не в пользу китайской стороны. Хотя внушает сомнения справедливость подобных претензий, ведь, например, и в Германии, и во Франции государство поддерживает свой автопром, и уж точно внушительная помощь автомобильным компаниям оказывается в США, где, напомним, благодаря внушительным государственным вливанием в свое время от банкротства были спасены Chrysler и General Motors. Но тогда о недобросовестной конкуренции никто не заявлял и никаких расследований не проводил.
Что касается российского рынка, то русскую речь в павильонах пекинского автосалона можно было услышать часто. Многие представители китайских компаний говорили, что, несмотря на риск вторичных санкций, российский рынок важен для них как теперь уже главный экспортный рынок (в 2023 году в РФ было поставлено 800 тыс. автомобилей из КНР, это 15% всего китайского автомобильного экспорта). Поэтому много новинок на Auto China были также адресованы и России.
Например, представители Chery подтвердили, что скоро в РФ будет официально поставляться представленный на выставке новый большой кроссовер Chery Tiggo 9. Корпорация также будет выводить на российский рынок свой премиальный суббренд электрических машин Exlantis. Целую россыпь пекинских премьер обещает российскому рынку корпорация Great Wall. Ее топ-менеджеры подтвердили, что скоро в российских салонах появятся такие представленные на выставке новинки, как большой гибридный внедорожник Tank 700 Hi4-T, внедорожники Haval H6 и H9, гибридный кроссовер Wey 07 и электрокар Ora 07.
Кстати, последняя модель начинает продаваться в Китае, а также в Таиланде под названием Lightning Cat — «Молниеносная кошка», с намеком на высокие скоростные характеристики: Ora 07 оснащена двумя электромоторами суммарной мощностью 408 л. с. (разгон до «сотни» за 4,3 секунды, запас хода — 600 км). После премьеры эту модель стали сравнивать с популярной американской Tesla Model 3, но сравнения опять-таки оказываются не пользу последней. Китайский электрокар отличается более премиальной кожаной отделкой салона, он богаче оснащен электроникой — чего стоит, например, система электронных помощников водителю, основанная на работе 18 радаров. При этом Ora 07 дешевле: его цена для России официально еще не объявлена, однако в Китае она начинается от 26 тыс. долларов, это как минимум на 15% ниже цены американского конкурента.