330 млн рублей потратил АвтоВАЗ на работы по реновации производства, которые были проведены на майские праздники в течение двух недель корпоративного отпуска, с 28 апреля по 12 мая, говорится в официальном сообщении компании. В общей сложности за этот короткий срок было проведено 8200 работ. В частности, была усовершенствована линия окраски кузова для выпуска модели Lada Vesta, увеличена производительность конвейера сборки Lada Niva (произведены работы в производствах шасси, двигателей, алюминиевого литья). На линии сборки Lada Granta были, например, усовершенствованы роботы, которые наносят клей на лобовое и задние стекла.
Кстати, роботизированная вклейка стекол часто бывает «узким горлышком» конвейерной ленты автопроизводителей. Например, недавно об усовершенствовании именно этой операции отчитался автомобильный завод китайской Haval под Тулой. Haval, АвтоВАЗ и другие производители в России сейчас активно модернизируют свои производственные линии, чтобы удовлетворить взлет спроса на новые автомобили, который разжимается после трудного периода пандемии и начального периода введения санкций.
По данным «Автостата», по итогам марта 2024 года в РФ было поставлено на учет 146,5 тыс. новых автомобилей. Это на внушительные 109% больше, чем за март прошлого года. В апреле рост продаж год к году составил тоже впечатляющие 81% (137 тыс.). Ожидается, что по итогам года авторынок может вырасти до 1,75 млн машин, это на 75%, чем в 2023 году.
АвтоВАЗ идет в ногу с ростом рынка: по итогам первого квартала выпуск автомобилей в Тольятти увеличился более чем на 70%, до 116 тыс. автомобилей. Более того, автозаводу удается не только сохранить, но и увеличивать свою долю рынка. По данным «Автостата», по итогам апреля АвтоВАЗ занял 33,6% продаж всех новых легковых новых авто в России, в то время как в марте этот показатель составлял 29,9%.
АвтоВАЗ занял наступательную позицию в нижнем ценовом сегменте российского авторынка: за счет высокой степени локализации своей продукции, а также государственных преференций (например, предприятие не выплачивает утилизационный сбор) он в состоянии сейчас предложить привлекательные цены. Например, проходит акция, в ходе которой самую доступную модель, Lada Granta, можно купить прямо у ворот завода в Тольятти всего за 669 тыс. рублей. Это примерно втрое дешевле, чем начальная цена китайского кроссовера.
Майская реновация производства является звеном процесса модернизации ведущего российского автопроизводителя. По словам президента АвтоВАЗа Максима Соколова, инвестиционная программа компании только на 2024 год превысит 40 млрд рублей. Компания уже почти справилась с нехваткой технологичных компонентов для текущего модельного ряда в условиях санкционного давления. Некоторые компоненты уже производятся в РФ, некоторые поставляются из Китая, например элементы электроники, недавно АвтоВАЗ также начал закупать у китайцев автоматическую коробку передач для Lada Vesta.
В долгосрочной перспективе проблемой АвтоВАЗа остается его ограниченный модельный ряд. По сути, у компании в арсенале сейчас есть только две актуальные массовые модели — Granta и Vesta. Две другие — внедорожники Niva Legend и Niva Travel — устарели морально и технически, в мае АвтоВАЗ запустил конвейер с моделью Largus, но пока выпуск этого компактвэна не может набрать ход из-за трудностей с поиском компонентов именно на эту машину, которая раньше выпускалась в тесном сотрудничестве с французской Renault.
Но стратегический план АвтоВАЗа предполагает в ближайшие годы запуск 12 новых моделей. К ближайшим премьерам относится вывод на рынок седана бизнес-класса Aura, который представляет собой удлиненную версию Vesta и, как ожидается, появится в салонах этой осенью. В начале следующего года компания обещает начать выпуск модели Lada Iskra, которая в течение трех лет заменит нынешнюю Granta (она будет снята с конвейера в 2027 году). Но самой важной ближайшей новинкой для АвтоВАЗа станет новый кроссовер. Эта машина будет создана на базе Vesta, ее обещают представить в начале 2026 года. Именно кроссовер станет важной вехой развития волжского автопроизводителя, так как кроссоверы сейчас самый массовый и самый маржинальный сегмент российского авторынка. Уже в следующем году российский авторынок вряд ли сможет показывать такой бурный рост, и тогда конкуренция АвтоВАЗа с китайскими компаниями еще больше обострится.