Российский агропром вместе с Минсельхозом подсчитывает убытки от майских заморозков. Новый глава Минсельхоза России Оксана Лут на заседании оперштаба с вице-премьером Дмитрием Патрушевым сообщила, что из-за заморозков в России погибли посевы на территории 830 тыс. га. По ее оценкам, это около 1% всех посевов в стране. В целом из-за заморозков режим чрезвычайной ситуации был введен в восьми регионах — в Пензенской, Липецкой, Ростовской, Орловской и других областях. Например, в Ростовской области посевы пострадали на площади более 140 тыс. га, при том что общая посевная площадь в Ростовской области составляет 4,9 млн га.
Впрочем, непогода пока не отступает. В ночь на пятницу на прошлой неделе в Краснодарском крае прошел сильный град размером с крупную вишню. Не подсчитан пока и ущерб, который был нанесен незерновым культурам, многолетним растениям. Минсельхоз говорит, что все пострадавшие поля должны быть пересеяны. Посевная сейчас в самом разгаре: по словам вице-премьера, сезонные полевые работы начались во всех федеральных округах, яровыми засеяно порядка 25 млн га, это уже почти половина прогнозной площади.
Аналитики снижают прогнозы будущего урожая пшеницы: по данным ИКАР, ее сбор в 2024 году уменьшится на 5 млн тонн — с 91 млн тонн, как прогнозировали ранее, до 86 млн тонн. «Совэкон» оценивает будущий урожай в 85,7 млн тонн. В любом случае мы будем иметь средний урожай за последние пять лет (если новых природных катаклизмов не случится). Напомним, что последние четыре года урожай пшеницы в стране находился в диапазоне от 75 до 92 млн тонн в год (максимальный за всю историю), экспорт в последние два года составил 47,5 и 53,5 млн тонн. Поэтому говорить о каком-то серьезном ущербе для продовольственной безопасности страны или для экспорта российского зерна не приходится (для внутреннего потребления нам надо около 50 млн тонн пшеницы в год). По данным минсельхоза США, Россия в этом году произведет 11% от мирового производства пшеницы странами — экспортерами зерна: 88 из 798,2 млн тонн. Больше будет только в странах ЕС — 132 млн тонн, на третьем месте — США, которые сильно уступают России и странам ЕС: 50,6 млн тонн.
Поэтому неудивительно, что майский катаклизм сразу же отразился на ценах на российскую пшеницу на мировом рынке. Уже на прошлой неделе цены на физический товар пошли вверх. По данным «ПроЗерно», если в начале мая российская пшеница стоила 214 долларов за тонну FOB, то к середине мая цена составила уже 225‒230 долларов за тонну, экспортеры сообщают, что уже есть сделки и по 240 долларов. На рост цен повлияли не только заморозки в России, но и природные катаклизмы в других регионах мира: осадки в Европе, засуха в США и Центральной Америке, наводнение в Бразилии, — которые потащили вверх мировые цены. Цены на американскую и европейскую пшеницу выросли еще больше: с 245 до 260 долларов за тонну на американскую пшеницу SRW за тот же период и с 228 до 248 долларов за тонну на французскую. Некий повышательный тренд в ценах на руку российскому рынку, так как цена на российскую пшеницу до этого была самой низкой за последние три года, в стране есть достаточные запасы зерна и скоро грядет новый большой урожай. Невзирая на заморозки.