Неожиданным событием стало представление публике нового модельного ряда возрожденной российской автомобильной марки «Волга», состоявшееся в Нижнем Новгороде на выставке ЦИПР-2024.
Разговоры о возрождении знакового советского бренда легковых машин представительского класса вяло шли почти полтора десятка лет, и тут без предупреждения перед лицом премьер-министра Михаила Мишустина покрывала сдернули сразу с трех прототипов. На них теперь официально красуется известный логотип скачущего нижегородского оленя, который на легковых автомобилях не показывался людям с 2010 года, когда был остановлен выпуск последней модели «Волги». Это была Volga Siber, она же Dodge Stratus, которую в Нижнем Новгороде собирали в течение двух лет на американском оборудовании.
«Волга» новой эпохи будет представлена тремя моделями: это полноразмерный седан Volga C40, кроссовер среднего класса Volga K30 и полноразмерный кроссовер Volga K40. Все машины должны встать на конвейер уже в середине текущего года. Формально Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) к проекту отношения не имеет, новинки будет выпускать АО «Производство легковых автомобилей» (ПЛА) — новая коммерческая структура, созданная согласно регистрационным данным в середине мая этого года и имеющая официальный адрес, который совпадает с расположением штаб-квартиры группы ГАЗ в Нижнем Новгороде. ПЛА арендует производственную площадку нижегородского автомобильного кластера группы ГАЗ, где ранее базировалась ушедшая из России немецкая группа Volkswagen, выпускавшая здесь, в частности, машины марки Škoda.
Официально умалчивается о том, кто является технологическим партнером нового проекта. Но в представленных «Волгах» без труда угадываются копии моделей китайской компании Changan, ведущей свою деятельность на берегах великой реки Янцзы в городе Чунцин и входящей с показателем 2,5 млн авто в год в четверку крупнейших компаний китайского автопрома.
Основой для Volga C40 стал седан D-класса Changan Raeton Plus; его выпускают с 2015 года, но в 2022-м на рынок вышла модель второго поколения, которая легла в основу нынешней «Волги». По габаритам она чуть меньше Toyota Camry, но больше, чем «Москвич 6». В Китае цена на такую машину начинается от 99,9 тыс. юаней (1,24 млн рублей). Volga K30 — копия автомобиля, выпускаемого Changan под суббрендом Oshan X5 Plus (по размерам он похож на Chery Tiggo 7 Pro Max; цена в Китае — от 91,9 тыс. юаней (1,14 млн рублей)). Наконец, Volga K40 — перелицованная модель Changan Uni-Z, по размерам сопоставимая со Škoda Kodiaq; вышла на местный рынок в 2021 году по цене 127,9 тыс. юаней (около 1,6 млн рублей).
Новые «Волги» пока отличаются от китайских доноров только новой решеткой радиатора и бампером в фирменном стиле. Все остальные элементы — китайские, включая общий для всех бензиновый мотор мощностью 188 л. с. и семиступенчатую автоматическую коробку передач.
Предполагаемые объемы выпуска возрожденных «Волг» пока не обнародованы, зато заявлен общий размер инвестиций в проект: более 60 млрд рублей. В текущем году «Волги» предполагается собрать методом крупноузловой сборки, со следующего года — в режиме полного цикла со сваркой и окраской кузова. «В настоящий момент нижегородские инженеры прорабатывают решения, позволяющие организовать глубокую локализацию платформы и основных узлов и агрегатов», — рассказал журналистам глава ПЛА Александр Подоплелов.
Пока производитель не раскрывает, какие конкретно элементы конструкции будут локализованы в первую очередь. Ускорение этому процессу премьер Мишустин постарался придать с самого начала, публично заявив на презентации, что у российской «Волги» должен быть хотя бы свой руль.
В целом планы локализации новых «Волг» выглядят реалистично, с учетом того что на покинутой иностранцами производственной площадке все необходимое оборудование есть, к тому же под боком мощный газовский кластер с хорошими инженерными компетенциями. Еще один важный момент: китайские партнеры обычно не церемонятся с лицензиями на производство своей продукции. В отличие от западных корпораций они дают полную свободу вносить в донорскую конструкцию любые изменения, чем охотно пользуются, например, на том же предприятии «Москвич» или на «Соллерсе». По сути, по тому же принципу когда-то развивался и китайский автопром, когда из совместных предприятий с зарубежными производителями в стране в итоге выросли собственные сильные автомобильные бренды.