В прокат выходит фильм Леа Тодоров, один из главных героев которого — автор новаторской образовательной системы Мария Монтессори
Французским кинематографистам особенно удаются фильмы в жанре биографии. Как будто они по факту рождения овладевают секретом воссоздания и визуального образа ушедшего времени, и его героев. Среди подобного рода удач последних лет, попавших в российский прокат, можно вспомнить фильмы «Эйфель» и «Обнаженная муза Пьера Боннара», где воссоздана Франция конца XIX века. Их создатели не пытаются рассказать жизнь исторических персонажей от начала и до конца. Они фокусируются на одном из ее фрагментов и погружают в него зрителей.
Режиссер фильма «Мария Монтессори» Леа Тодоров — дочь философа, знатока творчества Михаила Бахтина Цветана Тодорова, покинувшего Болгарию в 23 года и осевшего во Франции, и писательницы Нэнси Хьюстон, перебравшейся в Париж из Канады в 20 лет. Леа родилась в Париже. Фильм «Мария Монтессори» ее первая полнометражная работа в кинематографе. При этом ей почти с ходу удалось снять фильм, отвечающий всем ожиданиям от жанра биографического кино.
Повествование начинается с истории певицы Лили, ведущей интенсивную артистическую и светскую жизнь и с легкостью покоряющей сердца состоятельных мужчин. В ее жизнь внезапно врывается дочь, страдающая умственной отсталостью. До сих пор она жила вместе с ее матерью. Та умирает, и родственники возвращают Лили ее собственное дитя. Умственно отсталый ребенок — несмываемое пятно на репутации, и Лили выдает дочь за племянницу. Желание избавиться от нее как можно скорее приводит женщину в римскую психиатрическую клинику, где с умственно отсталыми детьми работает Мария Монтессори. Для Лили она спасительница, поскольку в силах позаботиться об этой девочке наилучшим образом. Но прежде чем та попадет под желанную опеку, Лили придется подождать и за это время пройти путь от ужаса и отвращения, которые у нее вызывает собственная дочь, до принятия ее такой, какая она есть. Чтобы рассказать о судьбе Марии Монтессори, Леа Тодоров вводит в повествование персонажа, проживающего сюжетную линию, симметричную линии главной героини.
У нее своя драма. Родила ребенка вне брака, в который сознательно не захотела вступать, несмотря на уговоры отца ребенка. В католической Италии тех лет это тоже пятно на репутации, причем не только для женщины, но и для мужчины, и для самого ребенка. Хотя Мария Монтессори сумела реализовать свою мечту стать врачом в ситуации, когда женщины были лишены доступа к медицинскому образованию, и отказалась от брака, несмотря на перспективу общественного порицания, она все еще не слишком уверена в себе, так как не получает зарплату в клинике и полностью зависит от своего партнера, связь с которым вынуждена скрывать. Невзирая на то что Мария Монтессори провозглашает материнство как особый дар женщины, она искусственно, встраиваясь в мужскую среду, приглушает в себе женское начало. Миссия Лили — пробудить его: ради усиления влияния на мужчин, достижения полного равноправия с ними и обретения финансовой самостоятельности, которая увеличит степень ее свободы. А та, в свою очередь, позволит ей в полной мере реализовать профессиональный потенциал.
Занятия с детьми в фильме показаны фрагментарно. Леа Тодоров повествует, скорее, об истоках принципов, которые легли в основу методики обучения, принесшей Марии Монтессори всемирное признание. Прежде чем настаивать на том, что ребенок имеет право на свободу выбора, она обретает эту свободу внутри себя самой. На экране зритель может видеть переломный момент, когда главная героиня уже осознала предназначенную ей судьбу и находится в шаге от того, чтобы открыть в себе новый источник энергии для ее реализации. Осознав себя свободной и независимой личностью, она вступает на путь отстаивания права каждого человека на свободу и независимость с первых дней жизни. Когда задача тех, кто находится рядом с ребенком, весь период, пока он осваивается в новом для него мире, при любой возможности давать ему знать: он обладает свободой. Каждый элемент среды, созданной взрослыми для детей, должен способствовать тому, чтобы ребенок мог учиться реализовывать право на свободу выбора, и вместе с тем раскрывать заложенные в нем возможности для саморазвития. Если верить Марии Монтессори, это и есть идеальное проявление любви к детям.