Изменения в налоговой системе должны быть приняты Госдумой в весеннюю сессию. Но пока нет самого главного: конкретных ставок прогрессии по налогу на доходы физлиц и ставок по налогу на прибыль, а также границ упрощенки для бизнеса.
На минувшей неделе налоговую систему обсуждали дважды: на экспертном совете комитета по бюджету и налогам Госдумы и на парламентских слушаниях. Но оба обсуждения прошли вхолостую: ни там ни там конкретной информации об изменениях в налогах так и не прозвучало. Министр финансов РФ Антон Силуанов лишь повторял, что повышение ставок не должно затронуть большинство населения.
Однако это не означает, что прогрессия не стартует с порога в миллион рублей в год: столько получает примерно 15% населения. То есть относительное меньшинство, живущее в крупных городах и работающее в финансах, фармацевтике, обработке, IT и в других высокооплачиваемых сферах, ― классический средний класс. Сюда же попадают и многие военнослужащие, заключившие контракт с Минобороны России; правда, в ходе парламентских слушаний председатель Госдумы Вячеслав Володин прямо попросил Антона Силуанова о том, чтобы прогрессия не коснулась участников СВО, а также призвал «не обижать средний класс, потому что он только-только встает на ноги».
Нет конкретики и по изменению налогов для бизнеса — ясно только, что ему надо готовиться к совокупному повышению нагрузки: в ходе выступления в Думе Силуанов напомнил, что в соседних странах пороги оборота для освобождения от НДС малых предприятий значительно ниже наших 250 млн рублей в год (речь идет о предельном доходе для применения упрощенной системы налогообложения). «Необходимо проанализировать действующий у нас спецрежим для малого бизнеса и донастроить его таким образом, чтобы, с одной стороны, изменения не коснулись 95 процентов таких предпринимателей, а с другой — компании, которые созданы для оптимизации налогообложения путем дробления крупного бизнеса, платили бы справедливые налоги, — заявил министр финансов. — Для этого планируем расширить границы, при которых бизнес будет иметь право применять упрощенку при одновременном сближении [ее] условий с обычной системой налогообложения».
Еще более масштабные возможные изменения — отмена курсовых и экспортных пошлин с одновременным повышением налога на прибыль. «Бизнес предлагал отказаться от использования оборотных налогов, таких как курсовые и экспортные пошлины, которые не учитывают его финансовый результат. Готовы обсуждать это предложение в увязке со справедливым увеличением ставки налога на прибыль организации. Тем более что действующая ставка налога на прибыль у нас одна из самых низких среди развитых и развивающихся экономик», — сказал Антон Силуанов.
Поскольку конкретные детали изменений в налогообложении граждан и бизнеса обсуждать и оценивать пока невозможно ввиду отсутствия информации, представители власти подтверждают тезис о справедливости изменений тем, что собранные деньги будут распределены на нужды граждан и бизнеса. Хотя, вообще-то, государственный бюджет и так распределяет деньги в интересах граждан и бизнеса, это и есть его функция. Никаких кардинальных изменений в перераспределении бюджетных денег не готовится — разве что шире станут использовать инструмент налоговых вычетов и, возможно, немного «подкрутят» систему бюджетной обеспеченности. Так, по словам Силуанова, дополнительные поступления налога на прибыль будут перераспределены через бюджет «на интересы бизнеса» — в виде инвестиций в технологические инфраструктурные проекты, необходимые для стимулирования экономической активности. Плюс государство направит вложения в строительство жилья и на поддержку бизнеса. Развитие получат наукоемкие отрасли и сферы высоких технологий: отечественные IT-решения, микроэлектроника, фармацевтика, химическая промышленность и ряд других отраслей.
Правительство также предлагает расширить налоговый механизм поддержки инвестиций в высокотехнологичные проекты — речь идет как раз об инвестиционном налоговом вычете, а также о механизме амортизационных отчислений в сфере высокотехнологического оборудования и расходов на НИОКР как источник инвестиций. «Сегодня действует повышающий коэффициент для проведения НИОКР для компаний при расчете расходов, что позволяет уменьшать налогооблагаемую прибыль. В соответствии с поручением президента этот коэффициент повысят с полутора до двух. То есть налог на прибыль будут уплачивать с меньшего размера налогооблагаемой прибыли», — пообещал Силуанов. Бизнес предлагает льготу по налогу на прибыль для активно инвестирующих компаний, но министр финансов в своей речи это не упомянул.
Через налоговый вычет будут перераспределяться и деньги от повышения НДФЛ: семьи с двумя детьми и более, имеющие невысокие доходы, смогут получать такой, как выразился Силуанов, «кешбэк». Спектр расходов, на которые пойдут повышенные налоги (видимо, речь идет об НДФЛ), — это нацпроекты «Семья», «Продолжительная активная жизнь» и «Молодежь России».
Всего в 2024 году на нацпроекты заложено 2,9 трлн рублей, самый крупный из них — «Демография» (882 млрд), следом идут «Безопасные и качественные автодороги» (548 млрд), «Здравоохранение» (290 млрд) и «Образование» (225 млрд), еще пять нацпроектов «тянут» на 100–150 млрд рублей каждый, остальные на меньшие суммы.
И расходы на нацпроекты сокращать сложно, то резервы в других статьях найти вполне возможно. Так, представители фракций в ходе парламентских слушаний задавали справедливые вопросы: например, почему в связке с изменением налоговой системы не обсуждается изменение денежно-кредитной и бюджетной политики (КПРФ). Будет неправильно, если правительство отмахнется от такого замечания, так как связь между ними очевидна, но почему-то обходится молчанием.
На минувшей неделе Минфин в ходе очередного аукциона разместил ОФЗ под 14,3%. У России очень скромный госдолг, но из-за высочайших ставок его обслуживание обходится все дороже: в нынешнем году на это уйдет 2,3 трлн рублей, а в 2026-м — 3,3 трлн: рост с 6% почти до 10% от всех бюджетных расходов. Столько же в процентах от расходов тратят на обслуживание своего гигантского долга США. Сократив ставку, получилось бы снизить расходы на его обслуживание, и тогда, возможно, не понадобилось бы повышать НДФЛ для граждан со средними доходами. (По подсчетам «Монокля», повышение даст бюджету около 370 млрд рублей в год, и то если не будет массового ухода на режим самозанятости, чтобы сократить налоги.)
Фракции КПРФ и «Справедливой России» также предлагают логичный подход к повышению НДФЛ — сделать несколько порогов. «Наше предложение по ставке НДФЛ: на доходы от 24 до 200 миллионов рублей до 18 процентов повысить, на доходы от 200 до 500 миллионов — до 20 процентов и на доходы свыше 500 миллионов оставить ставку в 25 процентов», — сказал в ходе парламентских слушаний Сергей Миронов, председатель партии «Справедливая Россия».