Оценка промышленной динамики в апреле, обнародованная Росстатом, достаточно оптимистична: прирост выпуска в годовой оценке, к апрелю 2023-го, составил 3,9%, а в целом за первые четыре месяца года и того больше — 5,2%. Тем не менее с поправкой на сезонный и календарный факторы объемы производства по отношению к марту немного снизились. Но так как в марте наблюдался всплеск роста, апрельская коррекция не сломала общий растущий тренд.
«После восстановления докризисного уровня промышленного производства летом 2023 года подъем резко замедлился, — комментирует Владимир Бессонов, начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института “Центр развития” НИУ ВШЭ. — При этом его структура продолжает меняться в пользу выпуска продукции высокой степени переработки».
На обрабатывающих предприятиях к июню 2023 года докризисный уровень был заметно превышен, однако после этого подъем прекратился, что и обусловило приостановку подъема в целом по отраслям.
По словам Владимира Бессонова, в обрабатывающих производствах можно выделить три группы видов деятельности, показавших существенно разную динамику в период наложенных Западом ограничений. В первой докризисный уровень производства с поправкой на сезонность пока не восстановлен, а соответственно, здесь сохраняется нереализованный потенциал восстановительного подъема. Это обработка древесины, производство изделий из дерева, табачных, резиновых изделий и автотранспортных средств. Чрезвычайно глубокий спад автотранспортной отрасли преодолен лишь наполовину, причем восстановление с конца лета 2023 года застопорилось. И хотя выпуск грузовых автомобилей уже практически вернулся на докризисный уровень, легковые автомобили тем же похвастаться пока не могут. В перечисленных видах деятельности восстановительный подъем еще далек от завершения.
Вторую, самую многочисленную группу составляют виды деятельности, в которых докризисный уровень производства достигнут или несколько превышен и восстановительный подъем завершился. Это производство напитков, кожи и изделий из кожи, кокса и нефтепродуктов (здесь с начала года заметно небольшое снижение, вызванное падением производства бензина), химических продуктов и веществ, лекарств, изделий из пластмасс, железнодорожных локомотивов и подвижного состава. Возврат к докризисным объемам выпуска закономерно привел здесь к уменьшению темпов промышленного роста и возобновлению флуктуаций краткосрочных тенденций, типичных для периодов стабильности.
Наконец, третью группу образуют виды деятельности, объемы производства в которых за время санкционного кризиса заметно выросли и продолжают увеличиваться. К числу таких бенефициаров относится изготовление пищевых продуктов, одежды, бумаги, компьютеров, электрического оборудования, мебели, готовых металлических, текстильных, ювелирных, электронных и оптических изделий. Значительный рост производства здесь объясняется освоением продуктовых ниш, появившихся на внутреннем рынке в результате ухода с него зарубежных производителей.