Спустя месяц после резкого увеличения США ввозных пошлин на китайские электромобили аналогичное решение приняли в Евросоюзе. Дабы придать этому политическому решению видимость легитимности, Еврокомиссия еще в сентябре 2023 года начала расследование о субсидировании производства китайских автомобилей и аккумуляторных батарей к ним. Однако аналогичные субсидии, выдаваемые властями США своим производителям электромобилей и аккумуляторных батарей, почему-то не заинтересовали Еврокомиссию, хотя там и расследовать ничего не надо — достаточно просто изучить американские законы о выделении госдотаций.
В итоге долгого и тщательного расследования Еврокомиссия пришла к выводу, что «цепочка создания стоимости электромобилей с аккумуляторными батареями в Китае пользуется несправедливым субсидированием, что создает угрозу ущерба для производителей в ЕС». Китайские электромобили занимают около 20% рынка в ЕС, и, следовательно, говорить, что они представляют смертельную опасность для местных производителей, было явной натяжкой.
И с 4 июля этого года будут введены временные пошлины на китайские электромобили в зависимости от «степени вины» каждого производителя. Для BYD они составят 17,4%, для Geely — 20%, а для SAIC — рекордные 38,1%. Остальные китайские производители электромобилей были подстрижены под одну гребенку и обложены пошлиной в 21%.
На этом фоне Еврокомиссия намерена провести переговоры с китайскими властями для урегулирования проблемы субсидирования отрасли, и, если диалог не увенчается успехом, пошлины на электромобили начиная с ноября 2024 года станут постоянными.
Но китайское руководство явно не намерено безропотно терпеть европейские удары по своей экономике. Пресс-секретарь министерства торговли КНР Хэ Ядун назвал действия Еврокомиссии «актом протекционизма в чистом виде» и пригрозил последствиями для европейской экономики. «Это не только нанесет ущерб законным правам и интересам китайской индустрии электромобилей, но и нарушит взаимовыгодное сотрудничество между Китаем и Европой в области транспорта, не оставляющего углеродного следа, и приведет к дезорганизации глобального автопрома и цепочек поставок, в том числе в ЕС», — заявил он.
Помимо ограничения поставок в ЕС, например, ряда редкоземельных металлов Китай может ответить и зеркальными мерами, введя пошлины на европейскую продукцию, поставляемую в Китай. Перед визитом председателя КНР Си Цзиньпина в Европу, который состоялся месяц назад, стало известно, что китайские власти начали антидемпинговое расследование относительно поставок бренди из ЕС.
Президент Франции Эммануэль Макрон настолько пышно принимал китайского лидера, что показалось, будто все разногласия улажены. Кроме того, Макрон ранее заявлял о необходимости «стратегической автономии» ЕС от США, настаивая на том, что европейцы не должны участвовать в возможном конфликте Вашингтона и Пекина из-за Тайваня. Однако как только Си Цзиньпин вернулся на родину, министр финансов Франции Бруно Ле Мэр заявил, что страны G7 должны сплотиться перед лицом избыточных производственных мощностей Китая в ключевых отраслях, таких как производство аккумуляторов для электромобилей. Как известно, автором словосочетания «избыточные производственные мощности Китая» и требования их ликвидации является министр финансов США Джанет Йеллен.
США остаются главным торговым партнером ЕС: в 2023 году их товарооборот составил 901 млрд долларов, а с Китаем — 793 млрд. При этом европейский экспорт товаров в США достиг 535 млрд долларов, а в Китай всего 238 млрд. Что уж говорить о политической и военной зависимости стран ЕС от США: даже жалкие потуги Франции заявить о самостоятельной внешнеполитической линии по отношению к Китаю закончились лишь повторением положений американской пропаганды.
Китай явно не хочет терять привлекательный рынок ЕС, но и не ответить на европейские пошлины он не может: в противном случае последуют новые торговые ограничения, которым не будет конца.