Не стоит все валить на погоду

В этом году страна собрала рекордный урожай зерна — более 150 млн тонн
Читать на monocle.ru

«Нам нужно увеличение цены на внутреннем рынке. Оно должно быть разумным для того, чтобы не пострадал сектор переработки, не пострадал сектор животноводства, потому что у нас с вами баланс внутри страны должен сохраняться. Но тем не менее в силу даже просто экономических вещей, конечно, корректировка цены в сторону увеличения должна быть» — долгожданное для российских аграриев признание министра сельского хозяйства Оксаны Лут прозвучало на прошлой неделе на Всероссийском Дне поля. 

Российские производители зерна уже не первый год теряют маржу, и это главный вопрос, который волновал их на встрече с министром. До этого министерство не сильно беспокоил сложившийся дисбаланс на зерновом рынке, но дополнительный ущерб от непогоды, которая зерновая отрасль получила в этом году, видимо, заставил Минсельхоз отнестись к ситуации более внимательно. Иначе его сотрудникам скоро придется самим выходить в поле.

Цены на российское зерно на внутреннем рынке привязаны к мировым. Распределение денег внутри технологической цепочки от поля до погрузки на судно выглядит приблизительно следующим образом. Например, сегодняшний спрос на российскую пшеницу 4-го класса на мировом рынке — 230 долларов, что в рублях по текущему рыночному курсу составляет 19 640 рублей за тонну. Из этой суммы мы вычитаем пошлину — на текущую неделю она определена в размере 2492 рубля, стоимость перевалки в порту Новороссийск — 1850 рублей за тонну, стоимость доставки до порта транспортом — от 1000 до 5000 рублей за тонну в зависимости от региона и способа доставки (авто или железная дорога) и 1000 рублей — за погрузку с элеватора на транспорт. В нашем примере около 15 300 рублей за тонну стоит пшеница с доставкой в порт. Соответственно, из этой суммы надо вычитать затраты на транспорт от 1000 до 5000 рублей в зависимости от способа доставки и стоимость погрузки с элеватора — 1000 рублей. По грубым оценкам, закупка у крестьян осуществляется по цене от 10 до 14 тыс. рублей за тонну (и это еще в цене нет никакой прибыли экспортера), что с трудом перекрывает издержки производителей. То есть до половины экспортной цены приходится на госпошлину и логистические услуги, которые сегодня в основном оказывают также государственные или близкие к государству структуры — РЖД, ОЗК, Новороссийский порт и др.

За последние пять лет российский зерновой рынок изменился кардинальным образом: роль государства стала доминирующей, ушли иностранные компании. Государство выбрало относительно безрисковый путь установления контроля над отраслью, аккумулировав логистические активы — железнодорожные перевозки, морские терминалы, без которых невозможен экспорт. У бизнеса сегодня фактически остался только наиболее рисковый и хлопотный сегмент в технологической цепочке — собственно выращивание зерна, производство продукта. Размеры пошлины и аппетиты логистических компаний, обслуживающих зерновой рынок, настолько велики, что практически весь торговый бизнес, связанный с продажей зерна внутри страны и тем более на экспорт, перестал быть рентабельным. Тем более что и Россельхознадзор этому активно способствует — вспомнить хотя бы недавнюю, местами даже комичную историю про блокировку пароходов экспортной компании РИФ и невыдачу ей карантинных сертификатов. Собственно, не случайно лидером в экспортной торговле в последние месяцы стала близкая к ВТБ компания «Грейн Гейтс», которая экспортирует самые большие объемы зерна (правда, неизвестно, с какой рентабельностью и можно ли это называть полноценным бизнесом).

Дошла очередь и до аграриев. Если в позапрошлом году, при высокой ценовой конъюнктуре и без экспортных пошлин, у них еще был небольшой запас прочности, то в прошлом и этом году ситуация начала меняться. И даже без заморозков и засухи мы получили бы снижение урожая, так как в отсутствие маржинальности аграрии стали все меньше вкладывать в агротехнологии — сельхозтехнику, семена, удобрения. Конечно, непогода внесла дополнительные негативные коррективы, но не стоит все на нее валить. Не имея маржи, бизнес перестает инвестировать и развиваться, остановка развития отрасли неизбежна.