Россия вторую неделю живет в новой реальности, где курс рубля к доллару и евро определяется не биржевыми торгами, а Центральным банком РФ.
Вопреки ожиданиям после санкций российская валюта не упала, а укрепилась. Официальный курс доллара снизился с 89 рублей на 12 июня до 82,63 рубля на 20 июня, а курс продажи наличных долларов сначала вырос с 93,76 рубля до 94,86 рубля на 20 июня, а потом тоже упал — до 89,15 рубля. Казалось, что, к недовольству Минфина России и экспортеров, рубль продолжит укрепляться, но потом курс доллара начал восстанавливаться к средним значениям, которые мы видели до 12 июня. Официальный курс рубля в пятницу был уже 85,42 рубля за доллар, а в обменниках его продавали по 91,95 рубля.
Важно отметить, что, хотя ситуация стабилизировалась, бесследно для рынка наличной валюты она не прошла. Средняя маржа банков между покупкой долларов и их продажей увеличилась с 3,6 рубля за доллар на 11 июня до 7 рублей на 19 июня. Да и к пятнице она сократилась лишь до 5,5 рубля.
Напомним, что с 12 июня на Московской бирже были остановлены торги и расчеты в долларах США и евро. Московская биржа и Национальный клиринговый центр (входит в группу Московской биржи) попали в SDN-лист США. В результате российским экспортерам и банкам, которые все еще имеют возможность работать с недружественными валютами, пришлось полностью переключиться на внебиржевой рынок (подробнее см. «Остались без “стакана”», «Монокль» № 25 за 2024 год).
Банк России для расчета официальных курсов доллара и евро переключился на данные отчетности банков по операциям на внебиржевом валютном рынке.
Что интересно, вместе с временным укреплением рубля по отношению к доллару рубль укрепился и по отношению к юаню. Если торги юанем на Московской бирже 11 июня закрылись на уровне 12,2 рубля за юань, то 19 июня цена юаня опустилась до 11,2 рубля. Впрочем, потом юань снова пошел вверх.
Объясняется произошедшее довольно просто. На что бы ни рассчитывали США, вводя свои санкции, ограничения с проведением оплаты и транзакций в иностранной валюте на деле укрепляют национальную валюту. Проблемы с оплатой импорта вынуждают компании искать новые схемы, и на какой-то период спрос на валюту снижается. Очередной раунд санкций заставляет иностранные банки-партнеры, в том числе китайские, еще сильнее опасаться вторичных санкций. Отсюда укрепление рубля по отношению не только к доллару е евро, но и к юаню.
В укрепление рубля по отношению к юаню внес свою лепту и ЦБ. В частности, 13 июня в рамках валютного свопа он продал рекордные 14,234 млрд юаней на 174,24 млрд рублей. Обычно ЦБ вливает в день не более 10 млрд юаней, но теперь поднял максимальный порог сразу вдвое, до 20 млрд.
Новый пакет санкций также сделал доллар и евро в России еще более токсичными активами, чем раньше. Это дополнительно снижает спрос на эти валюты со стороны российских граждан и компаний. «Доллар и евро стали токсичными, и многие российские инвесторы начали их продавать. То же самое с юанем: от него могли избавляться из-за неопределенности. Кроме того, валюту, возможно, продавали банки, у которых образовалась избыточная открытая валютная позиция сверх нормативов», — отмечают аналитики Альфа-банка.
На дальнейшее развитие ситуации сильное влияние окажет свежее постановление правительства № 825 от 20 июня 2024 года. Оно смягчило для крупнейших российских экспортеров требование об обязательной репатриации валютной выручки. Ранее такие компании были обязаны зачислять на свои счета в уполномоченных банках не менее 80% иностранной валюты, полученной по внешнеторговым контрактам. Теперь этот порог снижен до 60%.