Инфляция в мае ускорилась. Россия — четвертая экономика мира
В июне оптимизм российской предприятий продолжил снижаться после мартовского локального максимума за период СВО и санкционной войны. За апрель‒июнь индекс промышленного оптимизма потерял 10 пунктов и откатился на уровень 17-месячного минимума. Основная причина снижения оптимизма предприятий — слабая динамика спроса. «После мартовского локального максимума баланс изменений продаж начал снижаться, в мае ушел в минус и остался там в июне. Это означает, что, по оценкам предприятий, в мае‒июне спрос, скорее, сокращался, а не увеличивался», — поясняет Сергей Цухло из ИНП РАН, автор конъюнктурных опросов промышленников.
Такая динамика продаж логично привела к снижению удовлетворенности объемами продаж: доля оценок спроса как нормального после апрельского максимума потеряла 13 пунктов и составляет сейчас 65%. Доля же ответов «ниже нормы» выросла в июне до 31%
В мае потребительские цены выросли на 0,74% (в апреле — на 0,50%). С поправкой на сезонность в годовом выражении месячный прирост цен увеличился до 10,6% (в апреле — 5,8%). Текущий рост общего индекса потребительских цен в мае приблизился к темпам третьего квартала 2023 года (12,3%) и был заметно выше наблюдавшегося в январе–апреле текущего года (менее 6%). «Для снижения инфляции потребуется существенно более продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике, чем прогнозировалось в апреле», — констатирует Банк России. Повышение ключевой ставки на плановом заседании регулятора 26 июля выглядит почти неминуемым. Тем более что в мае выросла не только фактическая инфляция, но и ожидаемая. По данным опроса ООО «инФОМ», медианная оценка инфляционных ожиданий на годовом горизонте возросла до 11,7% (+0,7 п. п. к апрелю).
Цены производителей промышленной продукции по-прежнему опережают рост потребительских цен. В мае они увеличились на 1,6%, а в годовом выражении рост цен составил 16,2%. Основным источником ускоренного роста оптовых цен в промышленности остается добыча полезных ископаемых (+3,4% за месяц и 33,8% в годовом выражении). Впрочем, заметно растут и цены в обработке — на 1,6% за май и на 14,3% по отношению к маю прошлого года.
Индекс потребительской уверенности (ИПУ), отражающий совокупные потребительские ожидания населения, во втором квартале вырос на 1 п. п., до −6%. Последний раз такой уровень ИПУ достигался ровно десять лет назад, во втором квартале 2014 года.
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу возрос на 0,2 п. п. и составил +0,4%.
Ожидаемые изменения в личном материальном положении оцениваются более консервативно: соответствующий индекс составил −0,4% и снизился на 0,2 п. п. по отношению к первому кварталу.
Индексы благоприятности условий для крупных покупок и для сбережений сильно ниже нуля: −19% и −22% соответственно, хотя они немного выросли (на 1 п. п.) в текущем квартале.
Росстат обнародовал итоги очередного раунда международных сопоставлений ВВП, проведенного Всемирным банком по данным за 2021 год. По итогам замеров и расчетов Россия заняла четвертое место по объему ВВП по паритету покупательной силы (ППС) с показателем 5,73 трлн расчетных (или международных) долларов, слегка опередив Японию (5,67 трлн). Первые три места заняли Китай (28,82 трлн долларов), США (23,59 трлн) и Индия (10,96 трлн).
ВВП по ППС на душу населения в РФ составил 38 938 доллара, 55% от уровня США и 192% от среднемирового уровня.
ППС рубля к доллару США оценен в 23,69 рубля за доллар, что в 3,12 раза меньше среднего за 2021 год обменного курса. В 2013 году это соотношение составляло всего 1,64 раза — текущий курс был переукреплен.