На Основной сцене Театра Наций — премьера спектакля по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети». Режиссер — Семен Серзин
В спектакле Семена Серзина персонажи романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» косплеят героев фильма Сергея Соловьева «Асса». Евгений Базаров поверх медицинского халата носит кожаное пальто с аллюзией на экранный образ Виктора Цоя. Аркадий Кирсанов появляется на сцене в наушниках и с кассетным магнитофоном, напоминая главного героя «Ассы» — музыканта Бананана.
Действие романа происходит в 1858 году, незадолго до отмены крепостного права. Будучи опубликованным в 1862-м, он объяснял читательской аудитории текущие исторические события, не говоря о них напрямую. Действие фильма «Асса» разворачивается в 1980 году — за пять лет до перестройки. Год выхода фильма на экраны — 1987-й. И в этом случае режиссер с помощью череды аллюзий интерпретирует актуальную историческую реальность. В том числе повествуя о последних днях жизни и царствования Павла I. И роман, и фильм явили миру героев нового времени, которые, возможно, до их выхода существовали только в воображении их создателей. И в том и в другом произведении, подобно Иисусу Христу — и эта аллюзия считывается у Тургенева и у Соловьева, — они погибают, тем самым только ускоряя смену исторических эпох.
Нигилизм Евгения Базарова — форма отрицания устоев, выработанных предшествующими поколениями. Накопленная ими сумма знаний позволяет обществу совершить качественный скачок во всех сферах жизни, но инерция движения в неизвестно когда и неизвестно кем выбранном направлении мешает это сделать. Базаров подвергает это направление сомнению и предлагает альтернативную систему координат, которая, на его взгляд, позволяет более точно ориентироваться в реальности. Радикализм его системы взглядов — антитеза незыблемому архаизму окружающих. В повседневной жизни тезисы, выдвинутые Базаровым (один из исполнителей этой роли — сам Семен Серзин), не выдерживают испытания опытом. Встреча с Анной Одинцовой заставляет Базарова пережить опыт всепоглощающей безответной любви. На сцене она предстает роковой красавицей (ее играют попеременно Ирина Старшенбаум и Ольга Лерман), недоступной даже для поцелуя женщиной, являющейся Базарову и зрителям из загадочной темноты и в ней же исчезающей.
Не то демонический, не то возвышенный образ Анны Одинцовой уравновешивает доступная для поцелуев Фенечка — ее играет Александра Бортич (в аналогичном амплуа она появлялась в первом фильме франшизы «Холоп»). Обращенный к Фенечке внезапный порыв страсти едва не стоит Евгению Базарову жизни. Свидетелем их поцелуя становится яркий представитель поколения отцов — Павел Кирсанов. В этой роли на сцену выходит Виталий Коваленко, эксплуатируя многократно отработанное им амплуа человека, вызывающего всеобщую неприязнь. Питая тайную страсть к возлюбленной своего брата, Николая Кирсанова, он вызывает Базарова на дуэль. Это еще одна точка пересечения с сюжетом «Ассы». В фильме любовное соперничество и одновременно идеологическое противостояние разворачиваются между Банананом и криминальным авторитетом Крымовым. Между ними тоже происходит подобие дуэли, но, в ней в отличие от почти комической схватки в «Отцах и детях», гибнут оба героя.
Художник-постановщик спектакля София Матвеева, для того чтобы усилить эмоциональность сцены смерти Базарова, помещает его на светящуюся лестницу — stairway to heaven. Главный герой начинает взбираться по ней и, не достигнув вершины, присаживается на ступени и едва удерживается от того, чтобы лечь. Из последних сил он ведет последний диалог с отцом, в котором подводит итоги своей короткой жизни. Евгений Базаров любит отца, любит Анну Одинцову, и эта любовь не исчезает даже в почти лишенном физических сил теле. В отличие от «Ассы», где Виктор Цой в качестве инкарнации Евгения Базарова выходит на сцену и безапелляционно настаивает на необходимости перемен, в «Отцах и детях» носитель разрушительной энергии умирает, даже не успев начать исполнение своей миссии. Лейтмотив спектакля — песня Егора Летова «Я хочу умереть молодым», гимн нигилистов конца XX века. В финале на «титры» спектакля Семен Серзин ставит умиротворяющую песню Юрия Шевчука «Майский дождь». По формуле Семена Серзина, сейчас сердца не «требуют перемен», они хотят, чтобы «город наводнился вдруг веселыми людьми, вышли все под дождь, хором что-то пели и плясали, черт возьми».