На фоне бурного развития российский рынок автомобильных запчастей столкнулся с беспрецедентным наплывом подделок. Рост этой проблемы угрожает не только досадными непредвиденными поломками машин, но и безопасности движения на дорогах
Чем старше автомобиль, тем чаще его надо ремонтировать. Эта проза жизни автовладельца активно толкает вверх продажи запчастей в России. Из-за сокращения продаж новых авто российский автопарк стареет: по данным аналитического агентства «Автостат», в конце прошлого года средний возраст автомобиля в РФ достиг почти 15 лет, в то время как, например, в 2019 году этот показатель составлял 13 лет.
Увеличение срока эксплуатации играет на руку продавцам автокомпонентов: по подсчетам «Автостата», по итогам 2023 года емкость вторичного рынка автозапчастей (то есть деталей, которые приобретаются для обслуживания находящихся в эксплуатации машин) достигла 27,2 млрд долларов. В 2018 году этот показатель составлял 22,4 млрд долларов — таким образом, за пять лет объем этого рынка увеличился в долларовом выражении на 21% (см. график 1). Однако вместе с ростом объемов рынок автозапчастей в последние два года столкнулся с небывалым наплывом подделок и контрафакта. И как этому противостоять, пока не ясно.
Между тем еще два года назад, после ввода санкций, на российском рынке запчастей наблюдались почти панические настроения. Хлопнув дверью, из России ушли ведущие мировые автопроизводители, которые, помимо сети продаж самих автомобилей, имели здесь отлаженную сеть поставок компонентов для их обслуживания. Одновременно санкции обрубили привычные логистические маршруты, разрушили систему взаиморасчетов с иностранными поставщиками. В результате ассортимент автомобильных деталей в российских магазинах стал резко сокращаться, появился дефицит. Российские автовладельцы начали бить тревогу: как дальше обслуживать и ремонтировать машины?
Но, к чести участников рынка, с этими проблемами удалось быстро справиться: к концу 2022 года были налажены альтернативные маршруты поставок, развернулись схемы параллельного импорта. В результате рост цен затормозился, ассортимент поставляемых деталей вернулся примерно на докризисный уровень, сократились сроки поставок. Следующий, 2023 год прошел под знаком стабилизации рынка автокомпонентов. Если в 2022-м скачки цен на некоторые группы товаров достигали 40‒50%, то за 2023-й, по оценкам автодилера «АвтоСпецЦентр», автозапчасти подорожали в среднем на 10‒13%.
«В текущем году существенного роста цен на автозапчасти не ожидается. Скорее всего, подорожание запчастей не превысит уровень инфляции, если только не возникнет дополнительных сложностей», — комментирует Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли.
Всего в российском парке легковых автомобилей в настоящее время насчитывается 46,3 млн машин, из них на долю отечественных Lada приходится 28,7%, подсчитал «Автостат». Остальные — иномарки, самые популярные среди которых Toyota, Kia, Hyundai, Nissan, Renault (см. график 2). Соответственно, львиная доля расходов на рынке запчастей приходится на детали для иномарок: на них, по данным «Автостата», в прошлом году российские автовладельцы потратили 21 млрд долларов, или 77% от всех расходов на запчасти. На российские же машины было потрачено более чем втрое меньше — 6,2 млрд долларов, или 23% всех расходов на рынке.
В структуре продаж автодеталей почти треть расходов приходится на шины, детали подвески, масла — соответственно 11, 10 и 8,4% общей емкости рынка запчастей. Традиционно на рынке сохраняются сезонные всплески спроса. Самый большой — весной, в начале подготовки автомобиля к самому активному весенне-летнему периоду эксплуатации. По словам представителей станций техобслуживания, в это время растет спрос не только на самые распространенные расходные материалы (моторное масло, фильтры, свечи, тормозные колодки, диски и пр.), но и на амортизаторы, стойки стабилизатора и другие элементы подвески, а также на летние шины. Другой пик спроса наблюдается поздней осенью, когда автомобили готовят к зиме: в это время особенно хорошо продаются зимние шины, аккумуляторы, устойчивые к морозам моторные масла и пр.
Мошенники все активнее подделывают такие критически важные для безопасности автомобиля детали, как элементы рулевого управления или даже подушки безопасности. А доля подделок, например в сегменте моторных масел, по некоторым оценкам, достигает 30–40%
Самые ходовые детали сейчас есть в наличии на складах поставщиков, их доставка потребителю (например, при покупке через интернет-магазины) занимает один-два дня. Но есть детали, которые не так востребованы (например, кузовные запчасти, компоненты двигателя и трансмиссии), и их поставки приходится ждать пару недель и более. В сложную ситуацию сейчас попали покупатели новых автомобилей, ввезенных штучно по различным схемам параллельного импорта, без участия дилера или крупного импортера. С поиском запчастей для таких машин могут быть проблемы. «Все еще сохраняется дефицит редких, специфичных запчастей — это агрегаты трансмиссии, кузовные и сложные узлы, двигатели в сборке, головки блока цилиндров. Есть автосервисы, которые не могут предоставить эти запчасти, -— комментирует Николай Матвеев, директор “Ключавто Партс” (направление дистрибуции автозапчастей автодилера “Ключавто”). — Для автомобилей ушедших из России брендов сроки поставок некоторых автозапчастей могут достигать 70 дней. Китайские бренды поставляют автозапчасти в Россию официально, однако некоторые китайские производители оказались не готовы к быстрому росту объемов продаж и пока не нарастили запасы на складах до нужного уровня, некоторых деталей может не быть в наличии у автосервиса. Сложнее всего ситуация с такими новыми брендами, как, например, Lixiang или Zeekr».
Заметный тренд на рынке автокомпонентов — уменьшение числа оригинальных запчастей (тех, которые выпускаются под марками автопроизводителей). По оценкам участников рынка, до февраля 2022 года их доля в продажах достигала 25‒30%. Но сейчас она снизилась до 15%. Это объясняется тем, что с учетом логистики и прочих факторов оригинальные запчасти стали очень дорогими, и российский потребитель стремится экономить, переходя на аналоги (схожие с оригиналом по техническим и потребительским свойствам товары, но произведенные другими компаниями под другим брендом). По оценкам Союза автосервисов, например, ремонт автомобиля при фронтальном столкновении средней тяжести обойдется примерно в 10% от его стоимости. Набор оригинальных деталей для ремонта после такой аварии, скажем для распространенной модели Hyundai Solaris, сейчас обойдется примерно в 300 тыс. рублей, в то время как детали-аналоги можно приобрести втрое дешевле — за 100 тыс. рублей.
Но самая острая проблема для российского авторынка — растущая волна подделок и контрафакта. Фейковые автокомпоненты встречались и раньше, но сейчас это явление приобретает угрожающие масштабы. Данные крупных российские станций технического обслуживания свидетельствуют, что за последний год каждый четвертый сотрудник российских автосервисов сталкивался с проблемой фальшивых автозапчастей. Аналитическая компания Gruzdev-Analyze подсчитала, что в 2023 году среди деталей подвески и рулевого управления 14% приходилось на подделки. Среди свечей зажигания этот показатель составил 23%. А в сегменте моторных масел и смазочных материалов доля фейковой продукции достигла внушительных 30%.
«Чаще всего подделывают запчасти под оригинальными брендами, например Kia, Hyundai и другие. Нередки также подделки именитых брендов-аналогов, таких как NGK, Valeo, Bosch, Gates и других, поставляющих автокомпоненты на конвейеры автопроизводителей, — рассказывает Михаил Мартынов, генеральный директор управляющей компании “К-Групп” (сеть станций технического обслуживания и магазинов автозапчастей “Кореана” и “Китаяна”). — Если говорить о товарных группах, то везде встречается контрафактная продукция: чем более популярна позиция, тем более вероятно появление подделки. Например, сегодня покупатели часто сталкиваются с подделками моторных и трансмиссионных масел известных брендов. При этом канистры и полиграфия этикеток на подделках выполнена на таком высоком уровне, что многие упаковки являются практически точной копией оригинальных с их многоуровневой защитой. Как и раньше, огромная доля подделок наблюдается среди таких ходовых запчастей, как фильтры, катушки зажигания, свечи. В последнее время стали подделывать даже запчасти для двигателей и коробок передач».
«Мошенники по-прежнему нацелены на массовые и популярные запчасти, которые приносят им наибольшую прибыль, — говорит Александр Стрельников, генеральный директор транспортной компании RusTransChina. — Такие запчасти, как двухмассовые маховики, сухие сцепления, гидрокомпенсаторы и ролики ГРМ, остаются в списке деталей, которые подделывают чаще всего, из-за высокого спроса и относительно высокой стоимости. Рынок контрафактных автозапчастей динамичен, и мошенники адаптируют свои действия в соответствии с тенденциями рынка и спросом потребителей. Мошенники могут подделывать известные бренды или продавать поддельные диски, имитирующие оригинальный дизайн. Аккумуляторы тоже очень часто подделывают из-за их высокой стоимости и важной роли в работе автомобиля».
При этом даже специалисту отличить подделку от настоящей детали зачастую бывает сложно, не говоря уж о рядовом потребителе. «Простому потребителю, который ранее не сталкивался с товаром той или иной категории, крайне трудно отличить оригинал от подделки, — отмечает Дмитрий Матвеев, генеральный директор сети “Мой автопрокат”. — И на практике покупатель из двух товаров выберет тот, который даже на 500 рублей дешевле. Такая “экономия” в будущем обычно выходит боком: некачественная деталь может спровоцировать поломку, а автовладелец “попасть” на дорогостоящий ремонт».
Специалисты бьют тревогу: подделки автозапчастей все больше угрожают безопасности эксплуатации автомобилей. «Особенно удручает, что число подделок увеличивается среди критически важных для безопасности автомобиля деталей: например, стали активно подделывать даже подушки безопасности, -— подчеркивает Андрей Севастьянов, руководитель профессиональной автогоночной команды B-Tuning. — Если ресурс автомобиля снизится, это еще полбеды. А вот если он становится опасным на дороге — это худшее, что может случиться. Оборванный ремень ГРМ или подтекающие элементы системы охлаждения — это проблемы автовладельцев, а неисправные элементы подвески, увеличившийся тормозной путь, или плохой свет фар — это уже беда и для окружающих».
Проблема подделок разрастается в связи с уходом с рынка крупных импортеров. Раньше зарубежные производители авто и компонентов имели в штате юристов и других специалистов, которые отслеживали несанкционированные поступления грузов и в случае обнаружения фальшивок подавали жалобы в надзорные органы. Сейчас же таких «смотрящих» на авторынке стало гораздо меньше. «Раньше цепочка поставок запчастей в Россию контролировалась российским представительством-дистрибутором, сейчас же пути поставок в РФ запасных частей отслеживать некому, — говорит Андрей Коромыслов, специалист компании “Krauf Автозапчасти”. — Поэтому наверняка сказать, кто произвел деталь в оригинальной упаковке, с OEM-маркировкой (original equipment manufacturer, “оригинальный производитель оборудования”. — “Монокль”), очень затруднительно. Все это открывает широкую дорогу контрафакту и подделкам, таковы нынешние реалии параллельного импорта».
Очевидно, что необходимо срочно принимать меры для борьбы с волной контрафакта на российском рынке автозапчастей. «Сейчас вместо прежних дистрибуторов функцию контроля должны взять на себя другие участники рынка — дилеры, автосервисы или специально созданный надзорный орган», — рассуждает Николай Матвеев. Многие автосервисы уже сейчас внимательно относятся к происхождению используемых деталей, однако до 80% автовладельцев предпочитают сами закупать нужные детали и уже с ними приезжать на сервис. При этом в большинстве случаев автовладельцы пытаются купить детали как можно дешевле — на маркетплейсах, на рынках, в магазинах автозапчастей, где качество товара и его происхождение никак не контролируется.
Один из возможных путей решение проблемы — включение автозапчастей в программу «Честный знак» — государственную систему мониторинга товаров, которая уже борется с нелегальным производством в ряде отраслей — молочной, табачной, в фарме, на парфюмерном рынке и др. Кстати, ранее в программу «Честный знак» уже были включены автомобильные шины, и эта мера оказалась действенной. «Сейчас прорабатывается вопрос об обязательной маркировке запасных частей в системе “Честный знак”, — указывает Андрей Коромыслов. — В случае с маркировкой шинной продукции цепочка от производства до розничной продажи стала совершенно прозрачной, и проникновение на рынок “серого” товара практически исключено. В первую очередь, на мой взгляд, необходимо введение такой маркировки на товары из группы моторных масел, где процент подделок самый высокий».