Муниципалитеты получат право самостоятельно принимать решение о введении на своей территории туристического налога и об определении его ставок — такую поправку к новому законопроекту предложило правительство. Это означает, что введенный ранее в ряде регионов в качестве эксперимента курортный сбор может быть преобразован в полноценный туристический налог с оборота. Предполагается, что с каждым годом он будет увеличиваться на процент: от 1% в 2025 году не более чем до 5% в 2029-м. Налог должен уплачиваться в муниципальный бюджет по месту нахождения гостиниц (это важно для муниципалитетов), а налоговой базой станет стоимость услуги по предоставлению мест для временного проживания.
Прокомментировать нововведение мы попросили инвестиционного директора гостиничного направления группы «Сафмар» Станислава Ивашкевича (в группу «Сафмар» входят отели «Националь», «Марриотт Аврора», «Марриотт Гранд», «Интерконтиненталь Тверская», «Шератон Палас» и др.).
— Как введение налога повлияет на ваш бизнес?
— Для гостиничного бизнеса некоторое время назад отменили НДС, но, видимо, добавят теперь другой оборотный налог — туристический сбор. Мы не против платить налог, но нужны разъяснения. Прежде всего (и эту проблему мы так и не решили, когда обсуждали НДС), с какой суммы начислять налог и что считать средством размещения? Например, я продал номер. Как правило, это продажа в пакете, в который входит завтрак, уборка номера, смена белья, обеспечение номеров туалетными средствами, посещение зоны спа, фитнес-зала и так далее. Что из этого считать средством размещения? Просто проживания, как в казарме, в гостиничной индустрии не существует. И если раньше ФНС России никак не углублялась в детали нашего бизнеса, то сейчас нужно будет с этим разбираться. Если только речь не идет о том, чтобы облагать налогом все доходы коллективных средств размещения.
— Не так давно курортный сбор уже был введен в ряде регионов в качестве эксперимента. Какого-то операционного опыта не появилось в отрасли?
— Наоборот, это был сумасшедший дом. У нас до сих пор фантомные боли по поводу предыдущего опыта введения туристического сбора. Например, в Сочи, вместо того чтобы включить этот налог в конечную цену номера и спокойно собирать его с гостей, была установка брать налог только в рублях, только наличными, в каком-то отдельном конверте хранить и так далее. Но я думаю, что к 2030 году все-таки будет создана понятная система взимания налога.
— Отели, особенно в крупных городах, далеко не всегда заполняются именно туристами. Туристический сбор должны все платить?
— Гостиничный бизнес и туризм сочетаются так же, как, например, нефтепереработка и производство автомобилей. Автомобили без нефтепереработки жить не могут, но при этом производство автомобилей — это один технологический цикл и одна технология, а нефтепереработка — совершенно другие. Вот у нас точно такая же история. Для нас туризм — один из способов зарабатывания денег. У меня могут жить мои друзья, потому что у них идет ремонт в квартире. У меня может проходить конференция фармацевтов — это все не считается туризмом, мне даже как-то странно брать с них туристический сбор. В наших отелях процентов тридцать-сорок гостей не туристы. Объективен ли туристический сбор в этом случае или он должен быть каким-то образом дифференцирован? К примеру, приехала арабская группа, это точно туристы: они смотрят достопримечательности, ходят в рестораны, музеи и так далее; ясно, что это туристы, вопросов нет.
— Власти сообщают, что собранные деньги пойдут на развитие туристической инфраструктуры. О чем может идти речь?
— Это самый главный вопрос. Что считать туристической инфраструктурой? Например, в Москве ею может называться все — от Дома книги, лавочек на бульварах до подсветки на площади Революции. При этом у каждого такого объекта есть свое ведомство и бюджет. И конечно, мы хотим понимать, на что туристические деньги потратят. Например, если бы на них забабахали супервыставку в ОАЭ или Саудовской Аравии, чтобы мы разместили там свои стенды и туристы оттуда к нам потом бы поехали, это было бы круто. Или сделали бы наше приложение «Русспасс» на разных языках и любой приезжающий иностранец мог бы его скачать и пользоваться: туры, гиды, покупка билетов в театры, бронирование ресторанов и прочее; это классная тема. Или напечатали, скажем, карты Москвы на всех языках и раздавали бы потом их всем приезжающим. Если мы говорим про туризм, то это про это. А то будут на эти деньги лампочки менять, где их и так должны менять.