В Казахстане состоялось заседание Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Выступая на этом мероприятии, президент России Владимир Путин поприветствовал президента Белоруссии Александра Лукашенко в связи с завершением процедуры приема Минска в организацию.
Российский лидер отметил, что одной из приоритетных задач в деятельности ШОС было и остается поддержание безопасности в государствах-участниках и по периметру внешних границ. «Шанхайская организация сотрудничества наряду с БРИКС являются основными опорами нарождающегося нового миропорядка. Именно эти объединения выступают мощным локомотивом процессов глобального развития и утверждения подлинной многополярности», — заявил Путин.
Президент России напомнил о своей инициативе, высказанной недавно на встрече с руководством МИД России: о создании евразийской системы безопасности. «В таком же русле идет предложение России о создании в Евразии новой архитектуры сотрудничества, неделимой безопасности и развития, призванной прийти на смену отжившим евроцентричным и евроатлантическим моделям, которые давали односторонние преимущества только отдельным государствам», — сказал он. Очевидно, что ШОС Москва рассматривает как фундамент для построения новой системы безопасности на континенте.
Хотя ШОС не является военной организацией наподобие НАТО или ОДКБ, все же при ее создании ставилась задача обеспечить безопасность в регионе. Многие участники организации, в частности Россия и Китай, ранее многократно указывали на то, что НАТО пытается выходить за рамки своей географической привязанности, навязывая не входящим в Альянс странам собственные внутренние правила. Таким образом, при обсуждении вопросов безопасности членов ШОС неизбежно возникает вопрос о роли США и НАТО в Евразии.
По итогам заседания была подписана декларация, в которой констатируется, что в мировой политике, экономике и других сферах международных отношений происходят тектонические сдвиги. Страны ШОС отметили, что «одностороннее и ничем не ограниченное наращивание отдельными странами или группами государств систем глобальной противоракетной обороны оказывает негативное воздействие на международную безопасность и стабильность».
Как известно, Турция входит в НАТО, а в ШОС Анкара является партнером по диалогу наряду с Азербайджаном, Саудовской Аравией, ОАЭ и Египтом. Президент Турции Реджеп Эрдоган, об умении которого вести многовекторную политику потомки, безусловно, будут слагать легенды, во время общения с турецкими СМИ заявил, что через какое-то время Анкара рассчитывает стать полноправным участником ШОС.
На полях саммита Владимир Путин провел переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, премьер-министром Пакистана Шехбазом Шарифом, президентом Турции Реджепом Эрдоганом, президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, Эмиром Катара Тамимом Бен Хамадом Аль Тани, исполняющим обязанности Главы исполнительной власти Ирана Мохаммадом Мохбером, президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Монголии Ухнагийном Хурэлсухом.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди не смог лично присутствовать на саммите ШОС из-за важной для него сессии индийского парламента, а делегацию Индии возглавил министр иностранных дел этой страны Субраманьям Джайшанкар. Тем не менее Владимир Путин и Нарендра Моди смогут пообщаться уже на этой неделе: 8–9 июля состоится официальный визит в Россию главы правительства Республики Индия.
Отвечая на вопросы российских журналистов, Владимир Путин отметил, что ШОС является площадкой для согласования позиций между странами-участницами. «…Лишних контактов не бывает. И потом, кроме всего прочего, уж если она стала такой мощной, большой, то и принципы, которые она декларирует, тоже имеют значение, когда они расходятся по всему миру», — сказал президент России.