В прокат выходит байопик создательницы одного из самых ярких французских брендов
«Мадам Клико» — фильм, снятый англичанами Джо Райтом (продюсер) и Томасом К. Нэппером (режиссер) о Франции. В главной роли — американская актриса Хейли Беннет. В основе фильма книга американско-канадской писательницы Тилар Маццео. Внутри этого творческого коллектива есть родственные отношения: Джо Райт и Хейли Беннет — пара, у них есть ребенок. Возможно, Джо Райт нашел инвестора для кино о французской винодельщице и подумал: «Какая удача, моя подруга и мать моего ребенка как раз подходит на главную роль!»
До сих пор у Хейли Беннет не было крупных актерских работ. Ей удавалось попадать в крупные голливудские проекты: «Великолепная семерка», «Девушка в поезде», — но «Мадам Клико» — новый этап в ее актерской карьере. Фильм снят в ограниченном количестве локаций: действие протекает по большей части во французском поместье, откуда мадам Клико почти не выезжает. Только однажды выбирается на некое разбирательство, где строгие мужи высказывают ей упреки в том, что она занимается не своим делом.
В ролях второго плана по большей части англичане. Но, что удивительно, во французском антураже они воспринимаются как французы. Яркий пример тому — подпадающий под все стереотипные представления о французах Том Стёрридж в роли медленно сходящего с ума мужа Барбы-Николь Клико. В национальной принадлежности остальных еще можно сомневаться, но только не в нем. А между тем он самый что ни на есть англичанин, родившийся в семье англичан. Но если в том, что касается внешности, актерам удалось притвориться французами, в повествовательном стиле они остались самими собой. Создавая байопики соотечественников, в последнее время чередой выходящие в российский прокат, французы переживают взлет вдохновения и рассказывают нетривиальные истории, которые задают тон в этом жанре. Впрочем, и Джо Райт сотворил не так давно выдающийся байопик: оскароносный фильм «Темные времена», повествующий об Уинстоне Черчилле в момент наиболее острого противостояния Великобритании и нацистской Германии.
В «Мадам Клико» мы видим женщину, то самозабвенно влюбленную в своего мужа, то решительно настаивающую на принимаемых ею решениях по поводу того, как следует развивать доставшийся ей в управление винодельческий бизнес. Она упрямо движется к своему звездному часу — созданию «Вина кометы» урожая 1811 года, партия которого была удачно продана в России сразу после низложения Наполеона в 1814 году. По версии авторов фильма, эта продажа стала решающей в судьбе ее бизнеса. После той сделки качество шампанского «Вдова Клико» (таково оригинальное название фильма, но российские прокатчики сочли слово «вдова» на афишах неуместным) уже у ни у кого не вызывало сомнений. Основная коллизия, которую Барбе-Николь Клико приходится преодолевать на пути становления своей винодельни, — санкции Наполеона, запретившего экспорт вин из Франции. И главная героиня (неожиданная параллель с современностью) направляет все усилия на то, чтобы их обойти. Думает она в первую очередь о России. Интуиция ее не обманывает: российские аристократы готовы щедро расплачиваться за французское вино.
Но эта история не только об успехе одной винодельни. Томас К. Нэппер пытается вплести в нее еще пару мотивов: ранняя смерть любимого мужа и последующий роман с виноторговцем, сыгравшим важную роль в успехе бизнеса Барбы-Николь Клико. В любовных сценах ни тот ни другой не раздеваются до конца, тогда как женщина обнажается полностью. Это то, что объединяет двух мужчин винодельщицы. Но с виноторговцем Барба-Николь Клико отказывается вступать в законный брак, тем самым разрушая еще один стереотип относительно женщин тех времен: связь с мужчиной не обязывает к браку, даже если он к нему расположен. Это третья сюжетная и смысловая линия: у женщины есть право выбирать личную судьбу ,и вступление в брак не является для нее обязанностью. Однако ее отказ можно интерпретировать и как преданность памяти первого, нежно любимого мужа. Не исключено, что Барба-Николь Клико всего лишь посчитала, что ее поклонник не сможет занять его место. Создатели фильма не дают однозначной трактовки ее решения, предоставляя зрителям возможность сделать это самим.