Потребительская инфляция вернулась на двузначный уровень. Дефицит федерального бюджета удерживается на отметке 0,5% ВВП
В мае индекс ВВП с исключенными сезонной и календарной компонентами вырос на 1% по отношению к апрелю, подсчитал Институт ВЭБ.РФ. Заминка предыдущего месяца (−0,1% в апреле по отношению к марту) с лихвой компенсирована: индекс ВВП в мае превысил отметку декабря 2023 года на 1,9%, а по итогам пяти месяцев ВВП вырос на 5% к январю‒маю прошлого года.
Итоги мая и июня вновь показали резкое ускорение темпов прироста ИПЦ до уровня около 10%
Обрабатывающие отрасли увеличили выпуск в мае по отношению к апрелю на 2%. Аномальное похолодание в большинстве регионов в первой половине мая стимулировало спрос на энергию. Соответственно выросло производство и распределение электричества и газа (+4,1% к апрелю). За счет роста спроса на газ и уголь увеличилась добыча полезных ископаемых (+0,8%). Потребительский спрос остается сильным, несмотря на высокие процентные ставки, которые стимулируют сбережения. При этом спрос на потребительский кредит пока остается значительным. Это поддерживает рост розничных продаж (+0,6% в мае по отношению к апрелю). В мае также продолжился рост спроса населения на услуги (+0,4% к апрелю).
По итогам июня инфляция продолжила ускоряться. По отношению к июню 2023 года потребительские цены увеличились на 8,54% против 8,30% в мае. Более аккуратную оценку прироста цен к предыдущему месяцу со снятой сезонностью дал Владимир Бессонов, начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института «Центр развития» НИУ ВШЭ. Согласно его расчетам, инфляция в июне составила 10,2% против 9,8% в мае.
«Данные показывают, что на протяжении последнего года начался уже второй эпизод сравнительно высоких темпов инфляции, — комментирует расчеты Владимир Бессонов. — Первое ускорение произошло в июне‒июле 2023 года после уникального для последних десятилетий годичного периода ценовой стабильности (с мая 2022 года по май 2023-го). Этому инфляционному эпизоду, продолжавшемуся до ноября, соответствовали темпы прироста ИПЦ в 10–11 процентов. Затем эти темпы резко замедлились, примерно до 6,5 процента, и оставались на том же уровне на протяжении пяти месяцев, до апреля 2024-го. Но итоги мая и июня вновь показали резкое ускорение темпов прироста ИПЦ — почти до 10 процентов. Предварительные данные за первые восемь дней июля показывают прирост ИПЦ еще на 0,77 процента, что не оставляет сомнений в серьезном росте потребительских цен и по итогам июля. Июльский рост в значительной мере обусловлен проведенным после значительного перерыва (с декабря 2022 года) повышением тарифов на коммунальные услуги. Поскольку с начала 2024 года по 8 июля ИПЦ вырос уже на 4,68 процента, не приходится сомневаться в том, что прирост потребительских цен по итогам года значительно превысит прогнозные значения и, вероятно, будет близок к итогам предыдущего года».
Федеральный бюджет сведен в июне с дефицитом в 196 млрд рублей. Ненефтегазовые доходы выросли по отношению к маю на 14%, что предопределило увеличение общей суммы месячных поступлений на 8%, несмотря на дальнейшее сокращение нефтегазовых доходов. Последние после достижения максимума в марте (1,3 трлн рублей) в последующие три месяца неуклонно снижались — до 747 млрд в июне. Расходы федерального бюджета в прошлом месяце подскочили против майских сразу на 37%, до 3 трлн рублей. В итоге июньский баланс казны сведен с дефицитом, впрочем весьма умеренным. По итогам полугодия дефицит составил, как и в январе‒мае, 0,5% ВВП.
Профицит счета текущих операций в июне 2024 года достиг 4,7 млрд долларов против 6,3 млрд в мае и 7,0 млрд в апреле. Его снижение обусловлено сокращением профицита баланса внешней торговли товарами. Тем не менее по итогам полугодия профицит платежного баланса почти удвоился — до 40,6 млрд долларов против 23,3 млрд в январе‒июне 2023 года — за счет укрепления торгового баланса и уменьшения дефицита баланса первичных и вторичных доходов.