Российские сервисы на рынке услуг видео-конференц-связи продолжают усиливать позиции. И дело не только в недоверии к западным решениям, но и в расширении функционала отечественных продуктов. Однако самые захватывающие перспективы в общении через компьютер связаны с внедрением технологий искусственного интеллекта
Робот подскажет, как лучше донести мысль до собеседника во время онлайн-встречи, переведет речь иностранца и составит краткое резюме важного обсуждения. На рынке услуг видео-конференц-связи (ВКС), и без того активно растущем, ждут появления нового функционала, связанного с технологиями искусственного интеллекта.
Еще во времена пандемийных локдаунов люди поняли, как удобно проводить деловые встречи онлайн, не вставая с дивана. Поэтому даже после отмены всех ограничений и сокращения доли удаленной работы сервисы ВКС продолжают активно развиваться. По прогнозам TelecomDaily, выручка российского рынка видео-конференц-связи по итогам текущего года вырастет на 25% — с 19,7 млрд рублей в 2023-м до 24,5 млрд в 2024-м. Ранее рынок тоже демонстрировал внушительные результаты (см. график 1).
Устойчивый тренд в сегменте ВКС — увеличение доли российских решений. Мировые гиганты, такие как Zoom и Skype, постепенно теряют свои позиции в стране. И связано это не только с санкциями и усилением геополитической напряженности. Отечественные сервисы заявили о себе еще до начала СВО: по данным CNews, в 2020 году доля российских ВКС-продуктов на рынке корпоративных коммуникаций в РФ оценивалась в 20%, в 2021-м подросла до 25%, по итогам 2022 года, после ухода западных IT-компаний из России, подскочила до 50%, а сейчас оценивается уже в 70% (см. график 2).
В реестре российского программного обеспечения официально числится свыше двух сотен продуктов, связанных с онлайн-конференциями. Около десятка из них рвутся в верхние строчки рейтингов. Недавно TelecomDaily провел опрос среди примерно тысячи россиян, занимающих руководящие должности или владеющих бизнесом, о том, какие решения ВКС они применяют в своей работе. Выяснилось, что из 12 самых популярных сервисов восемь созданы отечественными компаниями. Лидируют по-прежнему иностранные Zoom (67,5%) и Skype (44,3%), но уже на третьем месте идет «Яндекс.Телемост», который использует почти каждый пятый (19%) бизнесмен. Неплохие позиции и у других разработчиков: «МТС Линк», «VK Звонки», SberJazz, VK Teams. Зарубежные Google Meet и Microsoft Teams получили 8,8 и 6,3% голосов соответственно (см. график 3).
Безусловно, рост популярности российских ВКС связан прежде всего с недоверием к решениям из недружественных стран. Если физические лица в частном онлайн-общении все еще предпочитают Zoom или Skype, то корпоративные пользователи уже осознают, что использование таких сервисов в работе может привести к утечке важной коммерческой информации за границу. Государственным структурам, компаниям с госучастием, предприятиям, связанным с критически важной инфраструктурой (КВИ), а также образовательным организациям уже давно предписано пользоваться отечественным софтом в сфере удаленных коммуникаций. К независимому бизнесу госорганы регулярно обращаются с призывами последовать этому примеру: например, Минпромторг с осени 2022 года настойчиво рекомендует российским предприятиям отказаться от иностранных систем ВКС. «Мы видим, что на корпоративном рынке растет недоверие к зарубежным сервисам ВКС. Появляется все больше отечественных приложений, которые без труда находят своих пользователей», — комментирует Денис Кусков, генеральный директор TelecomDaily. «Одно из главных преимуществ отечественных ВКС — безопасность и защита данных, — соглашается Мария Климова, менеджер по развитию бизнеса компании “Системный софт”. — Зарубежные платформы часто подвергаются критике за сбор и использование персональных данных. Российские же разработчики уделяют особое внимание конфиденциальности и защите информации».
Но все же безопасность хоть и важная, но не единственная причина перехода на отечественные ВКС-решения. В последнее время их создатели активно расширяют функционал программ, чтобы достойно конкурировать с западными образцами. Например, на онлайн-встречу теперь могут прийти не десятки, а сотни человек. «Сегодня российские разработчики предлагают ряд перспективных и конкурентных технологий в области ВКС. Некоторые платформы позволяют проводить видеоконференции с участием до 500 пользователей одновременно, из которых 100 могут быть активными», — отмечает Роман Романов, руководитель центра программных разработок компании «Сател». По словам Александра Чеснавского, коммерческого директора «Яндекс 360 для бизнеса» («Яндекс.Телемост»), в отечественных приложениях лимит скоро превысит 1000. «Одно из решений, реализованных в новом “Телемосте”, — рост числа участников встречи более чем в 20 раз — с нынешних 40 до 1000. Обмен контентом при проведении групповых встреч также выйдет на новый уровень: появится возможность шеринга экрана в сверхвысоком разрешении 4K», — говорит Александр Чеснавский.
Помимо увеличения числа участников и повышения качества изображения важный мировой тренд развития систем ВКС — совместная работа с другими IT-системами. «Корпоративные пользователи хотят, чтобы видео-конференц-связь была интегрирована с различными внутренними сервисами, в частности со службами авторизации, электронной почтой, системой хранения файлов, программами безопасности и другими», — говорит Андрей Малов, директор по продукту «ТТК.Облако».
В мире модель включения систем ВКС в информационную среду предприятия называется UCaaS — «унифицированные коммуникации как услуга». В этом случае решение представляет собой цифровую платформу, объединяющую различные сервисы для внутренних и внешних коммуникаций: аудио/видео, чат, демонстрация контента, доступ с различных устройств, интеграция с оборудованием переговорных комнат и телефонией и пр. А еще приложения ВКС сейчас активно интегрируются не только с почтой или календарями (чтобы отправить напоминание о встрече), но и с более сложными системами управления предприятием: скажем, после совещания задачи могут быть автоматически поставлены сотрудникам определенного отдела, а важная справочная информация по итогам обсуждения может быть отправлена выбранной группе сотрудников.
Российские производители стараются развивать свои продукты в этих направлениях. «Мы проводим исследования, чтобы понимать потребности бизнеса, и отмечаем повышенный интерес пользователей к экосистеме виртуальных сервисов, где различные инструменты, такие как почта, календарь, мессенджер и ВКС, интегрированы между собой, — рассказывает Александр Чеснавский. — Это дает возможность в “одном окне” назначить встречу, поставить ее в расписание, выбрать удобный формат проведения вплоть до выбора офисной переговорной, вести переписку в чате встречи, а после ее окончания перенести все реплики в корпоративный мессенджер с сохранением истории беседы».
«Разрабатываемый нами корпоративный мессенджер с функцией ВКС “РТУ-коннект” представляет собой современное решение для совместной работы с широким функционалом видео- и аудиоконференций, обменом контентом, интеграцией с календарем и внутренним справочником предприятия, чатами, записью встреч и многим другим, — продолжает Роман Романов. — Наша платформа функционирует на различных операционных системах, включая Linux, Windows и MacOS, а также мобильные приложения для Android и iOS. Это делает ее универсальной и удобной для использования в любых условиях».
«Сейчас для пользователей ВКС важны такие аспекты, как интуитивно понятный интерфейс, легкость настройки и наличие ряда полезных функций, в том числе возможности записи встреч, совместного использования экрана и чата, транскрибирования звонков, автоматического отчета о всех созвонах, а также интеграция с постановкой задач в ERP/CRM-системах, — отмечает Артем Ищук, директор по развитию компании Tegratech. — Благодаря такому подходу в корпоративной среде набирает популярность организация гибридных рабочих мест. Согласно исследованиям, использование функциональных решений может увеличить продуктивность удаленных совещаний на 23 процента за счет сокращения времени на дублирование информации».
Участники рынка убеждены, что в ближайшем будущем рынок ВКС-решений продолжит бурно развиваться. При этом самые захватывающее направления связывают с внедрением технологий искусственного интеллекта.
Предполагается, что роботизированные алгоритмы научатся повышать качество связи за счет устранения посторонних звуков. Всем знакома ситуация, когда во время онлайн-встречи у собеседника вдруг начинает плакать ребенок или залает собака. Роботы не позволят таким досадным помехам вклиниваться в диалог. «Современные решения легко идентифицируют и удаляют как монотонные (шум транспорта, гудение электроприборов), так и резкие звуки (детский плач, лай собак, крики птиц и тому подобное). Разработчики регулярно обновляют базу посторонних шумов, подлежащих устранению», — рассказывает Виктор Дмитриев, директор по развитию бизнеса российской платформы корпоративных коммуникаций DION.
Еще одно перспективное направление — использование искусственного интеллекта для расшифровки записи, чтобы сотрудникам не приходилось вручную составлять резюме совещания. «Встроенные ИИ-помощники уже решают задачи расшифровки и автопротоколирования онлайн-встреч, — продолжает Виктор Дмитриев. — Эта функция значительно экономит время, которое ранее люди тратили на ведение заметок или пересмотр записи, — теперь участникам конференции достаточно ознакомиться с ключевыми тезисами. Разработчики постоянно совершенствуют данную технологию, обучают ИИ-модели, чтобы результат был более точным и быстрым».
Основные цели, которые сегодня стоят перед разработчиками сервисов видео-конференц-связи, — рост числа участников онлайн-встреч, повышение качества изображения и звука, а также интеграция этих сервисов с другими IT-системами компаний
Кроме того, робот может выступить в роли преподавателя ораторского мастерства. Такой функционал в экспериментальном формате уже начинает появляться на ВКС-платформах. Алгоритмы анализируют речь и внешний вид спикера, обращая внимание на его тон, экспрессию, жестикуляцию, использование слов-паразитов, и выдают рекомендации: например, могут посоветовать изменить интонацию, говорить медленнее или поработать над осанкой.
Важным результатом внедрения ИИ в ВКС-системы должно стать и появление качественного перевода речи собеседника, говорящего на другом языке. Алгоритмы уже пытаются в онлайн-режиме расшифровывать речь собеседников, а затем предлагать перевод в виде субтитров или аудио. Пока большинство таких решений работают достаточно коряво, но скоро ситуация изменится. «Современные системы научились делать качественный перевод для общих тем и несложных технических обсуждений, — указывает Виктор Дмитриев. — По мере развития технологий глубокого обучения и улучшения алгоритмов обработки естественного языка качество перевода продолжит расти. В частности, это касается тех областей, где ИИ обучается на узкоспециализированных данных. Для достижения уровня, сопоставимого с работой профессиональных переводчиков-людей, вероятно, потребуется еще несколько лет».
Более футуристическая перспектива — использование в видеоконференциях трехмерных проекций, которые будут создавать у вас в комнате почти реальные копии собеседников, превращая онлайн-встречу в почти живое общение. Для тех же, кто хотел бы участвовать одновременно в нескольких видеоконференциях, искусственный интеллект создаст цифровую копию, которая и отправится на другое онлайн-совещание. Вероятно, аватар даже сможет там что-то сказать — главное, чтобы вам потом за его поведение не было стыдно. «С развитием нейросетей на конференциях вместо реальных людей смогут присутствовать аватары, отличить которые по мере совершенствования технологии будет все труднее, — рассуждает Виктор Дмитриев. — Впрочем, специально обученные ИИ-модели умеют распознавать дипфейки, в том числе вредоносные хакерские, и при необходимости заблокируют вход цифровым персонажам».