Столь высокой доходности у российских гособлигаций не было никогда: доходность индекса Мосбиржи (RGBI) 17 июля 2024 года составила 16,56%. Это самое высокое значение с 2012 года, с которого доступны данные по индексу в текущем формате. Даже во время валютного кризиса 2014 года и паники в марте 2022-го доходность этого индекса доходила лишь до 16,3 и 15,1% соответственно, но тогда все участники рынка понимали, что это результат действия кратковременных экстренных мер. Сейчас мы имеем дело фактически с настоящим кризисом, который разворачивается вокруг российского госдолга совершенно без фундаментальных на то причин, лишь волей Центробанка.
Аукцион по размещению ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) с погашением в марте 2036 года 17 июля был признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок по приемлемым уровням цен. Состоялся только аукцион по размещению ОФЗ с переменным купоном (ОФЗ-ПК) с погашением в августе 2037-го. Спрос по нему значительно превысил предложение, но выручка от размещения составила символические 15,8 млрд рублей.
Всего с начала года Минфину России удалось привлечь за счет размещения ОФЗ чуть больше 1,3 трлн рублей. План по чистому привлечению за счет внутренних заимствований на 2024 год — чуть больше 2,6 трлн. Однако это чистые привлечения, а с учетом расходов на погашение предыдущих выпусков привлечь необходимо больше 4 трлн. То есть прошло уже больше полугода, а план выполнен лишь на 33%!
Собственно, Минфин не выполнил и текущий план размещений по номиналу. За первые два квартала планировалось разместить ОФЗ с суммарным номиналом 1,8 трлн рублей, а получилось только чуть больше 1,3 трлн. План размещений на третий квартал составляет 1,5 трлн, и что-то подсказывает: выполнен он не будет.
Впрочем, понять Минфин можно: занимать по таким ставкам он не хочет, поэтому уже далеко не в первый раз отменяет аукционы. В России в 2023 году при долге в 15% ВВП затраты на его обслуживание составили 5,3% от расходов федерального бюджета, или 1% ВВП, а к 2026 году они превысят 3,3 трлн рублей (9,3% от общих расходов бюджета) — это больше, чем суммарно на здравоохранение и образование. Причем судя по тому, что Минфин отказывается от размещений, все эти расчеты делали явно с учетом более низкой доходности ОФЗ, чем та, что мы видим сейчас. Для сравнения: в США обслуживание госдолга, по данным управления Конгресса США по бюджету, обходится в 10,8% от общих расходов бюджета, или всего в 2,4% ВВП (3,1% по проекту бюджета на 2024 год), и это при госдолге в несколько раз больше нашего: 100–120% ВВП (в зависимости от методологии). Причина сопоставимости трат нашего и американского бюджетов на обслуживание долга при столь большой разнице в их объемах — неадекватные ставки, которые задает ЦБ (подробнее см . «ЦБ Минфину волк», «Монокль» № 24 за 2024 год).
Конечно, найдутся желающие обвинить Минфин в том, что он размещает слишком мало ОФЗ с плавающим купоном. Такие ОФЗ весьма популярны у инвесторов, так как доходность по ним привязана к ставке RUONIA, которая обычно повторяет динамику ключевой ставки ЦБ. Однако размещение ОФЗ с плавающим купоном означает, что риск, связанный с изменением политики Банка России, Минфин берет на себя. По какой-то причине эта идея ему очень не нравится. Двадцать шестого июля должна наступить кульминация: ЦБ, как ожидается, снова повысит ключевую ставку, и привлекать госдолг Минфину станет еще сложнее. Выходом будет либо сокращение расходов бюджета, либо девальвация. По итогам первого полугодия 2024 года дефицит бюджета оказался равен 0,5% ВВП, а по плану за весь год он должен составить 1,1% ВВП.