Резкое снижение оптимизма в промышленности в августе. Баланс спроса и предложения токсичных валют на минимуме с начала СВО
После ускорения роста потребительских цен в июне и особенно в июле (из-за разовой крупной индексации тарифов ЖКХ с 1.07 месячная инфляция выросла в прошлом месяце до 1,14% и до 9,13% в годовом выражении) в августе произошла сезонная коррекция. Поступление плодов и овощей нового урожая привело к снижению цен на эту группу товаров, возобновилось удешевление электро- и бытовых приборов, замедлился рост цен на иномарки. Сохраняющуюся инфляцию в секторе услуг подпитывает рост цен на авиабилеты на внутренние рейсы (за одну неделю с 6 по 12 августа они выросли на 0,24%). С учетом жестких действий ЦБ по охлаждению перегретой, с его точки зрения, экономики, регулятор рассчитывает сбить инфляцию до 6,5‒7% по итогам 2024 года.
Первые данные конъюнктурных опросов российских промышленников в августе принесли неутешительные результаты. Индекс промышленного оптимизма (ИПО) потерял сразу 9 пунктов — это самое существенное снижение оптимизма предприятий с марта 2022 года, сообщил Сергей Цухло из ИНП РАН. С марта 2024 года (локальный максимум показателя периода СВО) снижение составило 16 пунктов. Восстановление спроса, которое началось было в июле после негативной динамики продаж второго квартала, в августе вновь сменилось снижением баланса фактических изменений спроса и достижением последним 20-месячного минимума.
В такой ситуации возобновился (после июльской паузы) рост неудовлетворенности текущими объемами продаж. Доля ответов «ниже нормы» прибавила в августе 6 пунктов и выросла до 19-месячного максимума при снижении других оценок спроса. В результате этот опросный показатель тоже внес негативный вклад в динамику ИПО.
В августе баланс оценок запасов готовой продукции вырос до +7 пунктов, что стало 52-месячным максимумом этого опросного показателя. Такого избытка запасов не было в российской промышленности со времен ковидного кризиса 2020 года.
В первом полугодии текущего года совокупный портфель корпоративных кредитов банковского сектора вырос на 4,5 трлн рублей, или на 7,7%, подсчитал ЦМАКП по данным ЦБ. Это меньше, чем в январе‒июне 2023 года, когда аналогичные показатели составили 5,2 трлн рублей. (11,5%). Замедление корпоративного кредитования, как в абсолютном, так и в относительном выражении, связано с существенным ужесточением денежно-кредитной политики Банка России, оказывающим негативное влияние на ценовые условия, предлагаемые банками по кредитам предприятиям. Среди отраслей — лидеров по темпам прироста портфеля ссуд в первом полугодии можно выделить транспорт и связь (+25,2%), строительство и операции с недвижимым имуществом (+15%), производство строительных материалов (+13,4%), добычу нетопливных полезных ископаемых (+12,9%) и производство нефтепродуктов (+10,6%).
Химическое производство, металлургия и торговля, которые находились в лидирующей группе по итогам первого полугодия прошлого года, показали резкое замедление темпов прироста кредитного портфеля в нынешнем году.
Если рассматривать масштаб вклада каждой отрасли в совокупный прирост корпоративного кредитного портфеля в первом полугодии 2024 года, то обнаруживается, что даже с исключением из анализа фактора проектного финансирования жилищного строительства треть прироста портфеля была обеспечена за счет выдачи ссуд строительным компаниям и посредникам в сфере недвижимости. Вклад кредитования предприятий из отраслей промышленности (добывающих полезные ископаемые, занимающихся обработкой сырья и изготовлением конечной продукции, осуществляющих электро-, газо- и водоснабжение) составляет около четверти.
Сальдо счета текущих операций в июле ушло в минус, составив −0,5 млрд долларов (+5,1 млрд долларов в июне). Снижение сальдо текущего счета обусловлено сезонным увеличением начислений по объявленным российскими компаниями дивидендам и импорта услуг (в связи с сезонным всплеском зарубежного туризма), а также некоторым уменьшением профицита торгового баланса.
Сальдо общего баланса внешней торговли товарами в июне составило 11,5 млрд долларов, незначительно опустившись с майского уровня (12,2 млрд долларов). Но вот баланс внутреннего рынка токсичных валют (доллара США, евро и валют других недружественных стран) в июне сжался до смехотворной суммы в 521 млн долларов — абсолютного минимума с начала СВО, когда доля токсичных валют в расчетах РФ по внешней торговле стала стремительно снижаться, уступая место национальной валюте и валютам дружественных стран, прежде всего Китая. С середины 2023 года торговый баланс в токсичных валютах стремится к нулю, но таким узким рынок внутренний рынок токсичных валют не был еще никогда (предыдущий минимум был зафиксирован в июле 2023 года в размере 541 млн долларов), что предопределило повышенную волатильность курсов рубля к доллару и евро в летние месяцы.
После сентября 2023 года рубль подорожал к корзине валют стран-торговых партнеров на 18% в реальном выражении. К китайскому юаню рубль за этот же период укрепился еще сильнее — на 21%.