Захват украинскими военными части Курской области стал тактическим успехом Киева, который он не был способен развить в стратегическое преимущество. Украина сделала ставку на нерациональную, основанную на эмоциях реакцию России и мечтает о качественном увеличении военной помощи со стороны США и стран ЕС
Прорвав российскую границу, украинские войска за несколько дней захватили часть территории Курской области, по площади сопоставимую с той, которую российским войскам удалось отбить у противника за последние несколько месяцев. Но этим украинские успехи ограничились: для развития наступления нет сил, а вместо аплодисментов, которые Киев ожидал услышать на Западе, там воцарилась недоуменная растерянность.
Перед российским руководством встал концептуальный вопрос, ответ на который необходимо было дать в срочном порядке: как реагировать на произошедшее? По сути, выбор стоял между политической и военной целесообразностью. Политическая логика требовала жесткого ответа, который предусматривал бы снятие российских войск с других направлений и их переброску в Курскую область для немедленного разгрома прорвавшихся украинских соединений.
Однако именно на такой военный ответ рассчитывал Киев, затевая эту операцию. Переброска войск с территории ДНР остановила бы успешно идущее там российское наступление, а оголение фронта в Херсонской, Запорожской, Харьковской областях и ЛНР грозило украинским ударом на новом направлении. Кроме того, большое скопление войск на марше делало их удобной целью для украинских ракетных и дроновых ударов.
Военная логика подсказывала, что необходимо купировать украинское наступление минимальными силами, сохранив существующий расклад сил на других участках фронта, — только такое решение могло в перспективе обнулить успех украинских военных.
Российское руководство предпочло руководствоваться прагматичными соображениями, хотя с морально-психологической точки зрения это решение вряд ли далось легко.
Стремительный прорыв украинских вооруженных формирований на территорию Курской области также поставил перед российским руководством ряд неприятных вопросов, объединенных общим: почему подобное вообще стало возможным?
Как обычно, можно выделить комплекс факторов. И скрытую концентрацию в Сумской области значительной части опытных украинских войск, снятых, между прочим, с самых «болевых» для Киева точек фронта. И хорошо продуманную организацию прорыва с мощным сопровождением БПЛА и РЭБ, заглушенной связью и перебитыми линиями коммуникации, что быстро разрушило целостность российской обороны и коммуникацию группировки прикрытия границы. И тактику мобильных групп и ДРГ, которые быстро вклинивались вглубь территории, обходя узлы обороны и опорные пункты, провоцируя хаос и дезорганизацию.
В свою очередь, очевидно, что российская разведка не смогла вскрыть сосредоточение войск противника либо ее доклады не были восприняты всерьез. А имеющиеся на этом направления резервы оказались недостаточными для быстрого реагирования и купирования прорыва.
Российские силы оказались не готовы к такой операции Киева, это нужно признать. Во многом это следствие условности фронта на данной линии границы с Украиной, которая сложилась в первые два года СВО. Вероятно, сыграл роль политический фактор: на Западе долго говорили о недопустимости использовать натовское оружие на «старой» территории России. Однако еще в марте 2023 года украинские силы под брендом «Российского добровольческого корпуса» (запрещен в РФ) вторглись в Брянскую область, а в марте этого года совершили рейд в Белгородскую и Курскую области.
Диспозиция изменилась, и Москва начала формировать на территории этих трех регионов масштабную группировку войск «Север». После террористических атак ВСУ и обстрелов Белгорода именно эти войска начали операцию по созданию «буферной зоны» около Харькова. Как оказалось, резервов для прикрытия соседних областей не хватило. Возможно, и потому, что российское командование недооценило готовность Киева в условиях дефицита ресурсов растягивать фронт и «палить» боеспособные резервы в суицидных атаках на новых направлениях.
После стремительного прорыва передовых украинских соединений, действовавших мобильными группами и ДРГ, темпы наступления прогнозируемо снизились. Без подхода новых сил удерживать всю захваченную территорию не представлялось возможным. Российские войска установили контроль за периметром прорыва и начали его зачистку, а также ограничили логистику украинской группировки, нанося авиаудары по скоплению резервов и подвозу топлива и боеприпасов. В то же время ВС РФ так и не начали операцию по ликвидации плацдарма ВСУ, подтягивая резервы и явно опасаясь других ударов в пограничье.
По словам врио губернатора Курской области Алексея Смирнова, по состоянию на 12 августа украинские военные контролировали часть региона шириной 40 км и глубиной 12 км, на которой осталось около двух тысяч российских граждан. Точную площадь прорыва еще предстоит определить: в первые дни российские и украинские силы оказались в ситуации «слоеного пирога», и те и другие части попадали в окружение, очаги боестолкновений возникали повсеместно, отсюда много пленных и путаница на военных картах.
Затем последовали попытки ВСУ небольшими группами атаковать границу в Курской и Белгородской областях, чтобы растащить вводимые российские резервы, задействованные в ликвидации основного прорыва, но эта тактика не принесла противнику ощутимого результата. Не замедлились, а, скорее, ускорились темпы наступления российской армии на покровском и торецком направлениях.
Можно сказать, что в стратегической перспективе украинские военные загнали себя в ловушку, но эта ловушка находится на оккупированной ими российской территории, которую теперь придется освобождать. Куда эффектнее такие ловушки смотрятся на территории противника.
Тем не менее украинское командование загнало боеспособные резервы с огромным количеством теперь уже разбитой техники на узкий плацдарм без готовых оборонительных сооружений под удары российских БПЛА и КАБов. И вопрос о причинах такой авантюры повисает в воздухе.
Последние несколько месяцев украинское руководство ощущало, что его загнали в угол. Российские войска медленно, но уверенно продвигались в Донбассе: авиация постепенно разносила в пыль любые украинские укрепления, сбрасывая на них планирующие управляемые авиабомбы весом от 500 кг до 5 тонн. Попытка бороться с российской авиацией, подтягивая к фронту системы противовоздушной обороны, уже дорого обошлась Киеву: ВС РФ быстро выявляют и уничтожают эти комплексы.
Перспектив переломить ситуацию у Киева просто не было. Действующая администрация США и страны ЕС предоставляют объемы военной помощи, которые в лучшем случае способны лишь восполнить расход боеприпасов и потери техники. Бездарное наступление ВСУ летом прошлого года в Запорожской области подорвало веру натовских военачальников и политиков в то, что у Украины есть шансы на значительный военный успех, который позволил бы начать мирные переговоры с позиции силы.
А если к власти в США вернется экс-президент Дональд Трамп, военное положение Украины грозит стать катастрофическим. Кандидат в президенты от Республиканской партии не раскрывает свой «мирный план», тем не менее его способ «прогрева» американской аудитории красноречиво свидетельствует о желании сбросить с американской шеи украинский балласт.
Трамп считает, что этот кризис «за океаном» США не касается. Он часто повторяет, что Россия разгромила Наполеона и Гитлера, давая понять: куда уж Зеленскому. Трамп фактически упрекнул президента США Джо Байдена в развязывании войны: «Байден говорил абсурдные вещи. В частности, он заявил, что Украина может стать членом НАТО, но РФ никогда на это не согласится». «Надеюсь, что мы снова сможем найти общий язык», — добавляет экс-президент США, имея в виду диалог с Владимиром Путиным.
Что касается личных отношений между бывшим президентом Дональдом Трампом и продолжающим себя считать президентом Украины Владимиром Зеленским, то они, что называется, «хуже не придумаешь». В 2019 году Зеленский пообещал Трампу возбудить дело о коррупции в отношении бывшего вице-президента США Джо Байдена, а затем переметнулся к демократам, обвинив главу Белого дома в шантаже, что привело к началу процедуры импичмента президента США.
А кандидат в вице-президенты США от Республиканской партии Джеймс Дэвид Вэнс, если верить публикации Washington Post, даже отказывался общаться с представителями украинского военного командования.
Таким образом, при сохранении демократов в Белом доме Киеву не стоит рассчитывать на усиление поддержки, а при возвращении к власти республиканцев наиболее вероятным сценарием и вовсе является прекращение американской военной помощи.
Не лучше обстояли дела у Киева и на дипломатическом фронте. Попытки надавить на Россию, проведя «мирный саммит» в Швейцарии и тем самым продемонстрировав «поддержку своей позиции большинством стран мира», потерпели фиаско. Это случилось во многом благодаря твердой позиции Китая, который активно формирует международную коалицию для реализации собственных мирных инициатив. Киеву, ранее хамски критиковавшему китайский мирный план, пришлось «сменить гнев на милость». В конце июня министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба посетил Пекин, но, судя по всему, ничего приятного для себя там не услышал.
Военная логика подсказывает, что необходимо купировать украинское наступление минимальными силами, сохранив существующий расклад сил на других участках фронта
В июне же Владимир Путин назвал российские условия мирного соглашения. Российский лидер предложил взять за основу «Договор о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины», который был парафирован украинской делегацией во время стамбульских переговоров весной 2022 года. Это соглашение для Украины предусматривало необходимость принятия закона о запрете нацистской идеологии, нейтральный военный и безъядерный статус, ограничение численности вооруженных сил, запрет на размещение иностранных военных баз и мораторий на проведение военных учений с участием иностранных войск.
При этом Путин призвал учесть и обновление повестки: «Жители Херсонщины и Запорожья в ходе референдумов выразили свою позицию, Херсонская и Запорожская области, так же как Донецкая и Луганская народные республики, вошли в состав Российской Федерации. И речи о нарушении нашего государственного единства быть не может. Воля людей быть с Россией незыблема. Вопрос навсегда закрыт и больше не обсуждается».
Исходя из этого российский лидер потребовал, чтобы украинские войска были полностью выведены из Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей. «Причем, обращаю внимание, именно со всей территории этих регионов в пределах их административных границ, которые существовали на момент их вхождения в Украину», — сказал он.
Президент России дал понять, что Москву не устроит заморозка конфликта по примеру Минских соглашений, которые ни Украина, ни страны Запада не собирались выполнять. «Безусловно, должны быть в полной мере обеспечены права, свободы и интересы русскоязычных граждан на Украине, признаны новые территориальные реалии, статус Крыма, Севастополя, Донецкой, Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей как субъектов Российской Федерации. В дальнейшем все эти базовые и принципиальные положения должны быть зафиксированы в виде фундаментальных международных договоренностей. Естественно, это предполагает и отмену всех западных санкций против России», — заявил Путин.
В итоге украинские власти оказались в безвыходном положении: тянуть время, отказываясь от принятия российских условий мира, было бесполезно, поскольку ситуация на фронте ухудшалась с каждым днем и надежд на радикальное изменение расклада сил не было. Кроме того, состав ВСУ стремительно терял в качестве. В отличие от добровольцев, которыми были укомплектованы вооруженные силы Украины в 2022 году, сегодня ряды армии пополняют похищенные на улицах городов мужчины, которые не хотят воевать.
Но и соглашаться на российские требования Зеленский не хочет: он боится, что военные просто не выполнят его приказ об отступлении с занимаемой ими территории ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Подобная ситуация грозит военным переворотом, которого Зеленский боится больше, чем российского наступления.
Всем хорошо известно, что загнанная в угол крыса разворачивается и кидается в безнадежную, казалось бы, атаку, надеясь на любой призрачный шанс вырваться из грозящего неизбежной гибелью тупика. Оказавшись в положении цугцванга, то есть не имея возможности совершить хоть какой-то осмысленный ход, улучшающий положение, киевские власти пошли ва-банк, решив перевернуть шахматную доску.
Даже возможное военное поражение в ходе атаки на Курскую область не смущало Зеленского. Во-первых, он по привычке обвинил бы во всех неудачах военное руководство, во-вторых, поражение развязывало бы ему руки для начала мирных переговоров, а в-третьих, возможный разгром самых боеспособных частей ВСУ резко снижал риск военного переворота.
В первые несколько дней после начала атаки на Курскую область украинское военное и политическое руководство хранило молчание, что свидетельствует о том, что Зеленский не был уверен в успехе операции, а в случае провала планировал сделать вид, что вообще ничего не произошло.
Многие наблюдатели задавались вопросом: как можно было бросать в Курскую область самые боеспособные украинские соединения, когда рушится оборона в ДНР? Ответ прост и очевиден: российская армия, используя авиацию, артиллерию и РСЗО, движется в Донбассе, как асфальтовый каток, сметая и опытные части, и мобилизованных.
Хорошо обученные и оснащенные техникой подразделения будут иметь преимущество, не сидя под бомбами и снарядами в обороне, а в прорыве чужой обороны, в рейдах по тылам противника, что и было продемонстрировано.
Если бы использованные в Курской области силы Киев бросил на удержание фронта в ДНР, они лишь затормозили бы российское наступление, но и сами быстро потеряли боеспособность. А атака на Курскую область в случае переброски российских резервов с территории ДНР могла надолго остановить там наступление.
Еще одной задачей атаки Киев видел возвращение утраченной веры Запада в то, что помогать украинской армии не бесполезно, продемонстрировав, что она способна одерживать военные победы. Возник расчет «вытрясти» из Байдена дополнительные объемы военной помощи.
Формально Белый дом ограничен рамками бюджета, выделяемого Конгрессом США на помощь Украине, но администрация уже много раз демонстрировала «творческий поход». Иногда Белый дом явно придерживал имеющуюся в его распоряжении военную помощь для Украины, а иногда к журналистам выходил представитель Пентагона и заявлял, что его ведомство ошиблось в подсчетах стоимости уже оказанной военной помощи Киеву и после «пересчета» нашлись дополнительные миллиарды долларов.
Однако дозирование американской военной помощи Украине было связано с желанием побыстрее, самое позднее к президентским выборам в США, закончить этот бесперспективный для Вашингтона конфликт и заработать внутриполитические очки на своем «миротворчестве». США будут рады, если Украина нанесет поражение российским войскам на территории ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областей, которые американцы считают украинским территориями, но перенос войны на российскую территорию не принесет Белому дому никаких дивидендов.
Напротив, атаки на российскую территорию могут иметь и обратный эффект: теперь мало кто на Западе поверит постоянным рассказам украинского руководства о нехватке оружия и боеприпасов.
Помимо этого Зеленский публично поручил министерству обороны и МИД Украины «представить список необходимых действий, чтобы получить от партнеров разрешение на использование дальнобойного оружия для ударов по РФ». Киев уже давно выпрашивает разрешения у США, Франции, Германии и Великобритании на удары их ракетами вглубь российской территории, но неизменно получает отказ. «Список необходимых действий» может выглядеть лишь как обязательства украинских чиновников надоедать своим западным коллегам, которые не принимают подобного рода решений.
Запрет на удары вглубь российской территории был введен лично Байденом, который прекрасно понимает, что ядерная держава не способна проиграть войну даже теоретически, а ответить на подобного рода удары будет обязана. Но публичная активность Зеленского в этом вопросе очень показательна: он ошибочно предполагает, что тем самым оказывает психологическое давление на российское руководство.
Большие надежды Киев мог возлагать на то, что ему удастся закрепиться на территории Курской области, а в идеале даже захватить Курскую АЭС, заставить Москву изменить недавно объявленные условия для заключения мирного соглашения, предложив взамен оставить оккупированные украинцами новые территории.
Киев также явно рассчитывал нанести удар по авторитету высшего российского политического и военного руководства, который привел бы к потере управляемости государством. Однако в истории России внешняя агрессия всегда приводила к консолидации общества.
Тем не менее Зеленский принялся каламбурить, сравнивая прорыв в Курскую область с аварией подводной лодки «Курск» в Баренцевом море в августе 2000 года. «Мы видим, как Россия во времена Путина на самом деле движется: 24 года назад была катастрофа “Курска” — символическое начало его правления, сейчас видно, что является финалом для него», — заявил он, проявляя очевидное непонимание базовых принципов, из которых исходит российское руководство и на которые равняется российское общество.
Надо напомнить и еще одну дату. Ровно за четверть века до вторжения украинских военных в Курскую область, 7 августа 1999 года, банды чеченских боевиков под предводительством Шамиля Басаева и международного террориста Хаттаба захватили несколько районов Дагестана. 9 августа 1999 года президент России Борис Ельцин принял решение отправить в отставку председателя правительства Сергея Степашина, назначив исполняющим обязанности премьера секретаря Совета безопасности РФ, директора ФСБ Владимира Путина.
Объявляя о своей отставке на заседании правительства, Степашин коснулся обстановки в Дагестане, охарактеризовав ее как «очень тяжелую» и заявив, что «пожалуй, мы можем действительно потерять Дагестан». Вероятно, этот подход к кризису на Кавказе и стал решающим для рокировки. Путин не сомневался в необходимости дать силовой отпор врагу и затем вернул контроль не только над Дагестаном, но и над Чечней.
И вот спустя 25 лет киевские и западные «стратеги» снова решились сделать ставку на растерянность и нерешительность Владимира Путина. Очевидно зря.
На совещании с руководителями силовых ведомств Владимир Путин поручил Министерству обороны «выдавить, выбить противника с наших территорий», не оговаривая при этом конкретных сроков и даже не используя выражения наподобие «немедленно» или «как можно быстрее» — во главу угла поставлена общая эффективность работы военной машины. А в соответствии с введенным в Брянской, Курской и Белгородской областях режимом контртеррористической операции Федеральной службе безопасности совместно с Росгвардией было поручено начать борьбу с диверсионно-разведывательными группами противника.
Затем президент дал понять, что вылазка украинских войск не сойдет с рук украинскому руководству. «Теперь ясно, почему киевский режим отказывался от наших предложений вернуться к мирному плану урегулирования, так же как и к предложениям заинтересованных и нейтральных посредников. Судя по всему, противник при помощи своих западных хозяев — он выполняет их волю, и руками украинцев Запад с нами воюет, — так вот, судя по всему, противник стремится к улучшению своих переговорных позиций в будущем. Но о каких переговорах вообще может идти речь с людьми, которые без разбора наносят удары по мирным людям, по гражданской инфраструктуре либо пытаются создать угрозы для объектов ядерной энергетики? О чем с ними вообще можно говорить?» — сказал Путин.
На первый взгляд ранее в адрес украинского руководства звучали и куда более весомые угрозы. Например, после теракта в «Крокус Сити холле» ФСБ обвинила украинские спецслужбы в его организации, а это вряд ли могло бы произойти без согласия высшего политического руководства Украины.
А после истечения пятилетнего срока, прошедшего после инаугурации Зеленского, то есть после 20 мая 2024 года, российское руководство заявило, что более не считает его легитимным руководителем Украины.
И тем не менее Москва не исключала участия Зеленского в заключении мирного соглашения, лишь оговариваясь, что одной лишь подписи нелегитимного президента будет недостаточно, а необходимо участие в этом процессе парламента Украины и, возможно, правительства. Быть может, обстоятельства в очередной раз поменяются, но пока складывается впечатление, что после нападения на Курскую область Зеленский уже не рассматривается в Кремле как потенциальный участник будущих переговоров.
Российский президент также заявил, что украинская атака преследовала цель остановить наступление наших войск. «Темпы наступательных операций российских вооруженных сил, добровольцев, ветеранов не только не снизились, а наоборот, увеличились, увеличились в полтора раза», —резюмировал Путин.
«И наконец, еще одна из очевидных целей противника — это посеять рознь, раздоры в нашем обществе, запугать людей, разрушить единство, сплоченность российского общества, то есть нанести удар по внутриполитической ситуации. Но и здесь ответ со стороны граждан России уже есть — это единодушная поддержка всех, кто попал в беду, поддержка армии и увеличение, что очень важно, увеличение количества желающих присоединиться к нашим мужчинам, к бойцам, которые героически с оружием в руках защищают Россию», — сказал российский лидер.
Таким образом, российское руководство продемонстрировало, что понимает замысел противника, направленный на дестабилизацию внутриполитической ситуации в стране, и его попытку сорвать успешное наступление вооруженных сил в ДНР. А следовательно, «хитрый план» Киева не сработает.
Если США решат, что украинский конфликт вышел за пределы признаваемой ими территории Украины, то и Россия может считать себя свободной от аналогичных обязательств
Спустя два дня первый заместитель постпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский заявил, что июньские предложения Путина о принципах урегулирования украинского конфликта утратили силу после вторжения ВСУ в Курскую область.
Ранее Москва последовательно и настойчиво предлагала Киеву учитывать интересы ее безопасности. Сначала это были призывы соблюдать собственную конституцию, где был прописан внеблоковый статус Украины. После госпереворота 2014 года, одной из главных целей которого был отказ от прежних публичных и кулуарных договоренностей с Россией, позиция Москвы ужесточилась: Киеву предлагалось проститься с Крымом, а возвращение контроля над Донецком и Луганском было обусловлено принятием изменений в украинскую конституцию, обеспечивающих децентрализацию власти в стране.
В 2022 году Киеву предложили признать потерю не только Крыма, но и ДНР и ЛНР. После осени 2023 года к ним прибавились Херсонская и Запорожская области, вошедшие в состав России. Отказ от июньских предложений Путина означает неизбежное ужесточение последующих российских предложений. Принципиальность в этом вопросе крайне важна: многие страны внимательно следят за развитием ситуации на Украине и делают правильный вывод, насколько глупо отказываться от первоначальных, очень компромиссных предложений Москвы.
В итоге прекращение войны откладывается как минимум до полного освобождения территории Курской области, выработки Москвой новых условий мирного соглашения и принятия их украинским руководством в случае, если Украина как субъект международного права сохранится к тому времени.
Ранее существовало международное джентльменское соглашение, согласно которому военные действия не должны выходить за территорию Украины, признаваемую Западом. США и страны ЕС прямо запрещали использовать их оружие на признаваемой ими территории РФ, а Вашингтон даже публично осуждал атаки дронами на российские НПЗ.
В мае этого года США и их союзники разрешили Украине бить своим оружием по приграничной территории Белгородской области, ссылаясь на необходимость украинского ответа на продвижение российских войск в Харьковской области.
Нападение Украины на Курскую область вызвало закономерный вопрос: прежнее соглашение о том, что боевые действия происходят исключительно в рамках украинских границ, признаваемых Западом, более не действует?
Пока что президент США Джо Байден отказывается публично комментировать вторжение ВСУ в Курскую область, ограничившись констатацией факта сохранения контакта с украинским руководством.
А разнообразные американские официальные спикеры тянут время, явно не зная, что им говорить. 7 августа координатор Белого дома по стратегическим коммуникациям Джон Кирби заявил, что власти США не знают подробностей об атаке ВСУ на Курскую область. А 9 августа Кирби заявил: «Мы поддерживаем контакты с нашими украинскими коллегами, чтобы получить у них дополнительную информацию по поводу проводимой операции. Но что касается деталей, пусть украинцы сами комментируют».
В день начала вторжения Украины в Курскую область официальный представитель Госдепартамента США Мэтью Миллер в одном предложении попытался и поддержать Киев, и осудить его за нарушение американских запретов. «Решение о том, каким образом Украина проводит военные операции, принимает Украина, и наша политика относительно ударов через границу не изменилась», — сказал Миллер.
Как известно, курица, лишенная головы, способна еще какое-то время бегать, так и спикеры американских ведомств, лишенные свежих инструкций, способны продолжать давать пустые комментарии.
В Пентагоне тем временем подтвердили, что в ближайшее время не планируют нового разговора с Россией на уровне министров обороны двух стран. Исходя из этого можно сделать вывод, что либо США еще не приняли окончательного решения, сохранять ли им прежнюю политику купирования военного конфликта на территории Украины, и ждут результатов украинского наступления, либо приняли решение, но не хотят его оглашать. Конечно же, существуют еще позиции по этому вопросу союзников США по НАТО, но опыт подсказывает, что они будут колебаться строго в соответствии с линией Вашингтона.
Если США решат, что украинский конфликт вышел за пределы признаваемой ими территории Украины, то и Россия может считать себя свободной от аналогичных обязательств. Но если Зеленский ослушался США, то молчание Вашингтона вполне объяснимо: американцам необходимо сохранить поддержку Украины и наказать при этом зарвавшегося выскочку, аккуратно отделив муху от котлеты.
Спустя неделю после украинского вторжения в Курскую область генеральный прокурор Германии Йенс Роммель выдал первый ордер на арест главного подозреваемого по делу о подрыве веток газопровода «Северный поток» некого украинца Владимира З., находящегося в Польше. Поляки не арестовывали подозреваемого, и он скрывается на территории Украины. После этого бывший глава германской разведки Август Ханнинг обвинил президентов Украины и Польши Владимира Зеленского и Анджея Дуду в сговоре для подрыва «Северных потоков».
И одновременно со вспыхнувшим европейским скандалом одна из самых авторитетных деловых газет США Wall Street Journal опубликовала материал, в котором утверждается, что за организацией взрывов «Северных потоков» стоял лично президент Украины Владимир Зеленский, украинское высшее военное руководство и группа предпринимателей, оплативших акцию. Издание утверждает, что когда ЦРУ узнало о планах Киева, то попросило этого не делать, и Зеленский ответил, что приказал отменить диверсию, но его подчиненные якобы не послушались.
Случайно или нет, но легким движением руки ЦРУ и генпрокуратуры ФРГ, вчерашний «защитник демократии» вдруг превратился в международного террориста.