Повышение пошлин на вино из недружественных стран приведет к перераспределению импорта и вряд ли будет способствовать увеличению производства вина внутри страны
В начале августа правительство повысило пошлину на импорт вина из недружественных стран на 5% — до 25% за литр (но ее размер не может быть менее 1,5 евро за литр). Участники рынка ожидают лишь незначительного изменения ассортимента вин, как это уже произошло в 2022 году, после того как западные страны запретили продавать свои вина в Россию. Тогда места европейских и австралийских брендов на полках магазинах и в меню ресторанов заняли новые марки из Латинской Америки, Африки и Грузии. Нынешним повышением пошлины на вина именно из недружественных стран правительство планирует укрепить позиции на полке российских виноделов, чья продукция, предположительно, станет более конкурентоспособной по цене по сравнению с европейскими винами. При этом эксперты считают, что новое ужесточение фискальной политики не приведет к увеличению инвестиций в производство собственных вин.
Дело в том, что еще летом прошлого года в России уже повышали пошлины на вино из недружественных стран с 12,5 до 20% от его стоимости. Однако это лишь временно снизило их импорт, после чего он резко вырос. Всего, по данным компании Luding Group, в 2023 году в Россию ввезли около 448 млн литров вина (тихого, игристого и крепленого), на 44,5% больше, чем годом ранее. Причем самый большой рост импорта произошел в июле прошлого года. «Импорт вырос именно в июле, перед введением пошлины, — говорит руководитель Luding Group Евгений Щербаков. — Это говорит о том, что крупнейшие импортеры постарались сделать запасы, что позволило не повышать цены в связи с вводом пошлины. Но теперь они явно вырастут».
Пошлина подтолкнула рост импорта и на этот раз: по данным ФТС, если в апреле прошлого года в Россию было импортировано 18 млн литров вина, то в апреле этого года — 35 млн литров. В сравнении с мартом 2024 года он подскочил более чем вдвое (с 16 млн литров). По данным ФТС, в пятерку крупнейших импортеров вин входят в основном крупные ретейлеры: лидером второй год подряд является управляющая сетями «Пятерочка» и «Перекресток» X5 Group (импорт — 40,1 млн литров), на втором месте «Магнит» (31 млн), затем идут структура Novabev Group «Синергия-импорт» (28,5 млн), сеть магазинов спиртного «Красное и белое» (25,8 млн) и «Бакарди рус» (25,7 млн литров).
При этом, по данным Luding Group, в импорте пока доминируют вина из недружественных стран, их доля в 2021 году составляла 31%, в 2022 году (даже после запрета на поставку) — 33%, а в 2023-м — 37%. «После введения европейского запрета в 2022 году большинство европейских производителей сократили поставки вин в Россию, но вскоре этот пробел был заполнен за счет изменения цепочек поставок, — говорит президент Ассоциации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. — Потребовалось время на перестройку, но российским дистрибьюторам удалось соединить все процессы в рабочий механизм. В итоге остались многие европейские бренды и появились новые: пришли интересные образцы из ЮАР, Армении, Португалии, Аргентины и других стран». Но лидирующие позиции, по его словам, по тихим винам, как и раньше, занимают Италия, Грузия и Испания: эта тройка остается неизменной уже много лет, лишь в 2022 году Грузия поднялась на один пункт выше. «Поэтому, несмотря на то что импорт по-прежнему составляет у нас 50 процентов рынка, дефицита мы не ожидаем даже с новым повышением пошлины», — говорит Игорь Бухаров.
А вот изменение цен нас ждет. Перед введением пошлины в этом году ФТС отмечала, что ожидается рост цен на бюджетные импортные вина (на 10‒15%) и премиальные крепкие напитки (на 20‒25%). Генеральный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский прогнозирует, что наибольшее удорожание коснется вин более доступного ценового диапазона: по его мнению, вина стоимостью до 1000 рублей за бутылку могут подорожать на 10–15%. «В среднем ценовом сегменте, где бутылка обходится от 1000 до 3500 рублей, возможно увеличение цен на пять-десять процентов, тогда как для вин премиум-класса цена может возрасти примерно на пять процентов», — говорит эксперт Александр Липилин, исполнительный директор компании Fort. После повышения пошлин найти вино из недружественных стран дешевле 1000 рублей станет затруднительно. «Безусловно, внутри импорта будет сокращаться доля вин из недружественных стран в пользу вин из Аргентины, Чили и ЮАР, пошлины на которые не поднимались», — уверен Александр Липилин.
Но поможет ли это нарастить производство собственных вин, еще большой вопрос. В прошлом году такого эффекта не наблюдалось. По данным Росалкогольтабакконтроля, в 2023 году российские хозяйства выпустили 300 млн литров тихих вин и 170 млн игристых. В целом это на 8,3% меньше, чем в 2022 году. А выпуск игристых вин снизился сразу на 12,7%. «Это связано со смещением потребления в сторону отчасти слабоалкогольных напитков, отчасти крепких, — говорит Игорь Бухаров. — И повышение пошлины на некоторые импортные вина вряд ли поможет виноделам нарастить производство».
По общему мнению экспертов, цены увеличатся не только на вина из недружественных стран, но и на большую часть импорта, а частично и на собственное вино, поскольку с 1 мая акцизы на тихое вино, в том числе российского производства, выросли с 34 до 108 рублей за литр, на игристое — с 45 до 119 рублей за литр (впрочем, российские виноделы могут получать компенсацию акциза на свое вино, если средства будут направлены на развитие производства).
Между тем в Ассоциации виноградарей и виноделов России (АВВР) сочли прежнее повышение пошлины недостаточным и в марте этого года предложили правительству вести 200-процентные ввозные пошлины на вино из стран НАТО для «защиты российского рынка». Минфин и Минпромторг поддержали эту идею. Основатель и президент Simple Group (импорт и производство вин) Максим Каширин тогда сказал, что это вымоет импортные вина в первую очередь из ресторанов, а некоторым даже придется закрыться.
В результате правительство от этой идеи отказалось и во второй раз подняло пошлины только на 5%. Но и за это виноделы ему благодарны. «Данные меры являются шагом в правильном направлении, — говорит исполнительный директор АВВР Алексей Плотников. — Хочется отметить не только рост непосредственно пошлины, но и повышение минимальной цены для ее расчета. Этот инструмент уже показал свою эффективность в защите бюджетного сегмента винодельческой продукции, где присутствие российских производителей сегодня максимальное. Надеемся, что в дальнейшем практика защиты рынка винодельческой продукции будет расширяться», — отметил он. Однако пока выгода от введения пошлины для российских виноделов видится не в расширении производства и увеличении их присутствия на российском рынке, а в общем повышении цен на вино, которое позволит и им больше зарабатывать