США послали на Ближний Восток два авианосца, «Теодор Рузвельт» и «Авраам Линкольн», атомную подводную лодку и своего госсекретаря Энтони Блинкена. Руководитель американского внешнеполитического ведомства прибыл с миссией вновь усадить за стол переговоров представителей Израиля и ХАМАС и предложить им заключить мирное соглашение.
Правительство премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, настаивающего на полном уничтожении ХАМАС, пошло навстречу Вашингтону, сделав вид, что собирается о чем-то договариваться с палестинцами. Переговоры ожидаемо зашли в тупик, но сам факт их начала вполне устраивал Блинкена. В США президентские выборы вышли на финишную прямую, кандидаты в президенты Дональд Трамп и Камала Харрис идут ноздря в ноздрю, а представители крайне левого крыла Демократической партии небезосновательно обвиняют действующую администрацию Белого дома в подыгрывании Израилю и, окончательно обидевшись, могут не прийти на избирательные участки 5 ноября, что может стоить Камале Харрис президентского кресла. Демонстративное «давление» США на Израиль призвано выправить явный дисбаланс американской внешней политики. А главная задача, которую решали начавшиеся переговоры Тель-Авива с ХАМАС, равно как и прибытие авианосцев, — на как можно более долгое время отложить ответный удар Ирана по Израилю, который грозит новым, возможно неуправляемым, витком эскалации конфликта.
Почти месяц назад, 31 июля, Израиль взорвал квартиру в Тегеране, где находился глава политического крыла ХАМАС, глава политбюро организации Исмаил Хания. Мало того что Израиль вновь ударил по территории Ирана, нанесенное оскорбление усугублялось тем, что Исмаил Хания прибыл в Тегеран на инаугурацию иранского президента Масуда Пезешкиана.
В апреле этого года Израиль произвел ракетный удар по посольству Ирана в Сирии, в результате которого погибли командующий сухопутными войсками КСИР Мохаммад Резу Захеди и еще 15 иранцев. Тогда Тегеран нанес ответный массированный удар по израильской территории ракетами и беспилотниками, бóльшая часть которых была перехвачена.
И на этот раз Иран пообещал отомстить, но дал понять: если Израиль прекратит войну в секторе Газа, ответного удара можно будет избежать. Поскольку Белому дому накануне президентских выборов менее всего нужна крупная война на Ближнем Востоке, США с радостью ухватились за выгодную им идею возобновления переговоров.
В итоге сложилась ситуация, когда все стороны попросту тянут время. США рады, что хотя бы на время сумели отложить иранский удар по Израилю и, заставив Израиль возобновить переговоры с ХАМАС, продемонстрировали свою непредвзятость. Биньямин Нетаньяху ждет исхода американских президентских выборов, надеясь на победу Дональда Трампа, который предоставит Израилю более весомую военную помощь. Иран считает, что принудил США и Израиль возобновить переговоры с ХАМАС. При этом дружественная Тегерану «Хезболла» продолжает ежедневные ракетные обстрелы и удары дронами по северу Израиля, а руководство КСИР продолжает утверждать, что месть за убийство Исмаила Хании «неизбежна и будет осуществлена в подходящее время». А для ХАМАС переговоры с Израилем — лишний шаг в международной легитимации движения и относительное снижение интенсивности ударов ЦАХАЛ по сектору Газа.
В условиях, когда каждая из сторон конфликта ставит перед собой целью полное уничтожение противника, никакими переговорами войну остановить невозможно, ее можно лишь поставить на паузу.