Переписана первая строка в рейтинге импортеров нефти из России. Звучавшие в начале года неблагоприятные оценки состояния и перспектив импорта российской нефти Индией совершенно не оправдались — вместо этого реализовался благоприятный для обеих стран сценарий.
Нью-Дели, сообщает Reuters, обошел Пекин по закупкам российской нефти и стал в июле главным ее импортером. Согласно данным министерства торговли и экономики Индии, в прошлом месяце она импортировала в среднем 2,07 млн баррелей в день. Это на 4,2% выше показателей июня текущего года и на 12% — июля 2023-го.
Китай отстал. По данным Главного таможенного управления КНР, Пекин получал в июле каждый день в среднем по 1,76 млн баррелей.
За счет использования более крупных танкеров типа «суэцмакс», то есть танкеров, способных пройти по Суэцкому каналу с полной загрузкой, индийским нефтеперерабатывающим заводам удалось повысить в июле поставки нефти марки ESPO Blend до 188 тыс. баррелей в день. Впрочем, нефтепереработчики с северо-востока КНР, несмотря на некоторое снижение закупок этим летом, все равно остаются на данный момент крупнейшими покупателями российской нефти этой марки.
Конечно, в Индии есть и своя нефть. В Нью-Дели планируют в ближайшем будущем начать осваивать собственные месторождения. В четырех крупнейших из них на территории страны, пока еще, правда, недостаточно полно разведанных, предположительно содержится, по данным S&P Global Commodity Insigh, до 22 млрд баррелей. Считается, например, что в месторождениях Маханади и Керала-Конкан его больше, чем осталось в крупнейшем американском нефтедобывающем бассейне — Пермском, где уже извлекли бóльшую часть из 38 млрд баррелей оценочных запасов.
Главная проблема нефтяной отрасли Индии — явно недостаточный уровень развития геологической разведки. По данным аналитика Commodity Insights Рахула Чаухана, в той или иной мере разведаны лишь 10% из 8,6 млн кв. км осадочного бассейна Индии. Однако, согласно словам министра нефтяной промышленности Индии Хардипа Сингха Пури, по итогам 2024 года эта цифра увеличится в полтора раза, до 16%, благодаря правительственной программе Open Acreage Licensing Policy. На данный момент в рамках этой программы были выданы лицензии на 144 участка общей площадью около 244 тыс. кв. км.
Разумеется, и при наличии крупных запасов, с учетом того что добыча еще даже не началась, Индия всегда будет импортером нефти. С первых месяцев 2022 года она наращивала импорт российской нефти просто неимоверными темпами: с практически нулевой отметки примерно до 1,5 млн баррелей в день к концу года. После дальнейшего роста в 2023 году импорт вернулся к этой же отметке и вот сейчас, как сказано выше, вновь значительно ее превзошел, несмотря на то что в конце прошлого года — начале нынешнего на фоне упомянутого снижения импорта профильные зарубежные аналитики стали уверять, что Индия якобы отказывается от российской нефти из-за санкций. Как видим, этого не произошло и события пошли по благоприятному для импорта нефти из России сценарию.