На биржу заманят льготами

В теории меры поощрения выхода на биржу хороши, но не факт, что они сработают на практике
Читать на monocle.ru

Чтобы сподвигнуть компании выходить на биржу, Банк России подготовил список возможных налоговых льгот. Предполагается также дать эмитентам приоритетный доступ к программам господдержки.

Сейчас 80% инвестиций бизнес делает за счет собственных средств, кредиты же используются довольно редко, а заемные средства и акционерный капитал, привлеченный на бирже, и того реже. Но недавно президент РФ Владимир Путин подписал указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Среди прочего в нем предполагается довести к 2030 году капитализацию фондового рынка до 66% ВВП (сейчас менее 30%).

Для выполнения поставленной цели Минфин России уже подготовил черновик федерального проекта «Развитие финансового рынка», предполагающего, что компании с госучастием, а также те, что национализированы после событий 2022 года, будут выводиться на биржу. Однако, во-первых, не факт, что именно эти компании интересны инвесторам, и во-вторых, встает вопрос, чем и как стимулировать бизнес к выходу на биржу.

В качестве мер налогового стимулирования ЦБ рассматривает несколько вариантов. Один из них — снижение налога на прибыль для компаний (стандартная ставка поднимется до 25% с 2025 года), выпустивших не менее 15% своих акций в свободное обращение на бирже.

Предполагается, что срок предоставления льготы составит три года, а ее размер будет привязан к котировальному списку. Дополнительными условиями выступают выход компании на рынок акций не ранее 2022 года плюс размещение должно происходить в формате cash-in (то есть деньги идут на развитие компании, а не крупным акционерам).

Второй и третий варианты налогового послабления тоже предполагают снижение налога на прибыль, но не в зависимости от котировального списка, а пропорционально доле акций в свободном обращении. Максимальный размер льготы составит 3 п. п.

ЦБ также предлагает частично компенсировать затраты на IPO путем уменьшения налогооблагаемой базы, а кроме того, давать публичным компаниям приоритетный доступ к участию в различных государственных программах поддержки и бонусы в процедурах госзакупок.

Предложенные идеи в теории хороши, но насколько они реально будут эффективны, не совсем понятно, особенно учитывая, что конъюнктура рынка для размещений остается неблагоприятной.

«Это хорошо, что Минфин и Банк России готовы всемерно поддерживать рынок IPO/SPO российских компаний. Однако основная проблема для размещений — ограниченный спрос на акции, и пока не вполне понятно, как она будет решаться, — говорит завлабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС Александр Абрамов. — Новых программ в виде Программы долгосрочных сбережений и индивидуальных инвестиционных счетов явно недостаточно для поддержания рынка акций. В этих условиях чрезмерная поддержка публичных размещений акций несет риск выхода частных инвесторов из акций, которые уже находятся в обращении». Напомним, что доля физлиц в объеме торгов акциями составляет около 70%. И тон на рынке задает небольшая прослойка самых крупных частников (подробнее об этом в статье «Царство богатых» на стр. 40) Примерно на 2% частных инвесторов, или на 650 тыс. человек, приходится 80% активов. Именно их операции определяют, будет рынок расти или падать, а они в последние кварталы проявляют больше интереса к бондам, а вовсе не к акциям.

Ученый также отмечает, что в мерах поддержки эмитентов важно то, в какой сфере бизнеса те работают, насколько их деятельность способствует реструктуризации экономики. Без явной поощрительной политики и приоритетов государства меры поддержки выходящих на рынок компаний значимого эффекта для экономики не принесут.

Еще один сомнительный момент — слишком короткий срок налоговых послаблений, а также то, что отечественные компании часто на биржу в принципе не спешат. И даже более того, некоторые с большой охотой провели бы делистинг. Ранее глава ВТБ Андрей Костин на Финансовом конгрессе Банка России в Санкт-Петербурге говорил, что компании с устоявшимся бизнесом все чаще думают об уходе с биржи, и отметил, что у таких компаний устойчиво высокая прибыль, делиться которой «особенно нет смысла: капитализация все равно не растет». Первый зампред Банка России Владимир Чистюхин также заявлял, что часть компаний «участвовала в обсуждении, что в реальных случаях они рассматривают вопрос делистинга, для того чтобы не соблюдать требование раскрывать информацию».

В связи с подобными настроениями у менеджмента компаний создается риск, что после окончания срока действия налоговой льготы как минимум некоторые компании могут уйти с рынка, сведя на нет все усилия властей. И никакой free-float от этого не спасет: институт защиты миноритарных акционеров у нас так и не заработал. Напомним лишь один прецедент: в 2020 году «Детский мир» стал первой в стране компанией с free-float 100%, но всего лишь через несколько месяцев инвестфонды консолидировали крупный пакет, а в конце 2022-го сообщили, что «Детский мир» станет частной компанией, полностью уйдя с биржи. На внеочередном собрании акционеров в феврале текущего года было принято решение ликвидировать ПАО «Детский мир».