В минувший четверг в Минпромторге России прошло совещание с представителями фармотрасли, на котором обсуждалось, какие фармпрепараты будут закупаться государством по правилу «второй лишний». Оно прописано в подписанном в августе президентом законе и предполагает, что при госзакупках получат преимущество те фармпрепараты, которые произведены из субстанций, синтезированных в России или странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Правило «второй лишний» вступит в силу в январе следующего года, оно приходит на смену правилу «третий лишний», принятому в 2014-м и прописанному в стратегии «Фарма-2020». Последнее дает преимущество при госзакупках тем фармпрепаратам, которые не просто упакованы в России или странах ЕАЭС, но произведены в них. С принятием этого правила свои производства в России разместили почти все глобальные фармкомпании, а доля импортных лекарств снизилась с 75% в рублевом выражении в 2009 году до 55,5% в рублях и 31,4% в упаковках в 2023-м. Общий объем производства отечественных лекарств в стоимостном выражении вырос более чем в шесть раз, достигнув в прошлом году 608 млрд рублей, а экспорт увеличился с 0,34 млрд долларов более чем до 1 млрд.
Со следующего же года преимущество при госзакупках окажется у препаратов, которые не просто произведены в странах ЕАЭС, но сделаны из синтезированных в этих странах фармсубстанций. Преимущество будет заключаться в более высокой цене при госзакупках. Например, если один производитель предложил государству купить лекарство за десять рублей, но оно произведено из импортного сырья, а другой представил аналогичный препарат за 15 рублей, но на основе субстанции из страны ЕАЭС, победителем станет последний (однако разница в цене не должна составлять более 15%). Предполагается, что это начнет стимулировать компании организовывать синтез субстанций в России или странах ЕАЭС, а это сократит их зависимость от импорта (сейчас он превышает 70%).
Однако мнения ведомств и участников рынка разделились в том, на какие именно препараты следует распространять правило «второй лишний». Минпромторг предложил применять его только к препаратам, которые входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (насчитывает около 900 позиций). Минфин же предложил распространить это правило вообще на все фармпрепараты.
На это негативно отреагировали во Всероссийском союзе пациентов и в Ассоциации международных фармацевтических производителей. В своем отзыве они заявили, что распространение правила «второй лишний» на все препараты может привести к монополизации рынка некоторыми российскими фармпроизводителями, а также к резкому подорожанию отдельных лекарств или к их дефициту. «Российские препараты полного цикла не должны автоматически получать преимущество при госзакупках, — говорит генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев. — Иначе может получиться так, что государство будет закупать очень дорогие и менее эффективные лекарства только потому, что они произведены у нас по полному циклу. А пациенты и врачи окажутся ограничены в выборе».
С этим не согласен генеральный директор одного из крупнейших производителей фармсубстанций компании «Активный компонент» Александр Семенов: «Никакого дефицита лекарств образоваться на рынке не может, поскольку под правило “второй лишний” не подпадают оригинальные препараты, которые выпускает только их разработчик и больше никто. А все дженерики, как правило, производятся несколькими компаниями. И теперь преимущество будут получать только дженерики, которые произведены из субстанций, синтезированных в ЕАЭС». Он также напомнил, что, как только началось обсуждение правила «второй лишний» в позапрошлом году, сразу несколько компаний развернули свое производство субстанций, прежде закупаемых за рубежом. Это «Р-Фарм», «Герофарм», «Фармасинтез», «Биннофарм групп» и другие. Расширил свое производство и «Активный компонент».
«В идеале правило “второй лишний” станет мощнейшим стимулом развития локального производства субстанций для лекарств, — говорит Александр Семенов. — А система прослеживаемости происхождения субстанций, которая заработает со второго квартала 2025 года, позволит полностью исключить потенциальные случаи недобросовестного поведения со стороны производителей (когда закупленная за рубежом субстанция выдается за произведенную в ЕАЭС)».
Российские фармпроизводители сейчас выпускают меньше половины — около 45% — продаваемых в стране лекарств, но к 2030 году их доля должна составить две трети рынка. Такая цель заложена в утвержденной новой Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2030 года («Фарма-2030»), которая должна будет масштабировать достижения прежней программы — «Фармы-2020».