Налоговая служба продолжает ставить рекорды по сборам. И дело не только в увеличении налоговой базы, но и в расширении возможностей для сбора и анализа данных налогоплательщиков, включая личную информацию
По результатам семи месяцев налоговая служба собрала для казны на 27% больше денег, чем за аналогичный период прошлого года. Поступления в консолидированный бюджет увеличились с 25 до 31,9 трлн рублей. Причем во многом этот рост объясняется не изменениями в налогообложении, а повышением эффективности работы ФНС. Неудивительно, что на конференциях и семинарах для бизнеса, посвященных «новой налоговой реальности», все чаще констатируют: компании живут в «стеклянном доме», в котором не скрыться от внимательного взгляда «большого брата».
Цифры, конечно, впечатляют. Общие мы уже назвали; если же взглянуть на отдельные показатели, то выяснится: поступления в федеральный бюджет в январе‒июле выросли на 42% (+4,1 трлн рублей), в консолидированные бюджеты субъектов РФ (в том числе местные) — на относительно скромные 10% (+939 млрд рублей), страховые взносы прибавили 32% (+1,8 трлн).
Что касается основных налогов (см. график 1), то сокращение поступлений наблюдалось только по налогу на прибыль (−3%). В отчете «Итоги деятельности ФНС России за январь‒июль 2024 года» это объясняется снижением средней экспортной цены на газ, уменьшением объема экспорта сырой нефти, а также ростом расходов на уплату НДПИ и НДД. Кроме того, подешевела продукция металлургов, химиков и угольщиков, а банкам пришлось досоздавать резервы. Не последнюю роль сыграла и высокая база января 2023 года, связанная с переплатой по налогу на прибыль на ЕНП (единый налоговый платеж).
Поступления от НДС поднялись на заметные 22%. В качестве основных факторов, повлиявших на ситуацию, в ФНС называют повышение цен за первое полугодие на 7,9% и увеличение оборота розничной торговли за тот же период на 8,8%. Кроме того, отмечается опережающий рост поступлений по НДС в сфере добычи полезных ископаемых (в том числе за счет увеличения добычи природного газа), металлургии и машиностроении, розничной торговле, строительстве, информации и связи.
По НДФЛ прирост еще больше — 28%. Тут причина очевидна: расширение фонда заработной платы за январь‒июнь 2024 года на 18,7%, а также повышение премиальных выплат и дивидендов на 31,3%. Тут важно понимать, что зарплата — это не только доходы физлиц, но и расходы работодателей. Более того, налоговыми агентами (теми, кто непосредственно отвечает за уплату налога) в случае найма сотрудников по трудовому договору являются как раз компании. Со страховыми взносами ситуация аналогична: по трудовым договорам агентами являются компании, а не работники. При этом страховые взносы поднялись на 33%. Все сказанное означает, что нагрузка на бизнес серьезно увеличилась.
Налоги, уплачиваемые в связи с применением специальных режимов, выросли за январь‒июль 2024 года на 44,3%. Основу поступлений здесь составляет УСН (+41,5%); остальные спецрежимы (НПД, патенты, ЕСХН) показали сравнимые темпы, но их доля в общем объеме налоговых поступлений от спецрежимов невелика.
А вот с НДПИ ситуация иная. Это скорее история про стратегические решения правительства и конъюнктуру мирового рынка, а не про эффективность работы ФНС. Отметим только, что за семь месяцев текущего года он увеличился на 66%.
На графике 2 можно наблюдать интересную картину: с определенного момента начисления стали обгонять поступления. Это сезонное явление, связанное с тем, что по некоторым налогам, например по налогу на прибыль, предполагаются авансовые платежи. В целом же по году начисленные налоги никогда не обгоняют полученные. Например, в 2011 году первые отставали от вторых на 23%, в 2019-м — на 4,1%, а в 2023-м расхождение составило меньше сотой доли процента. Вероятно, дело в том, что раньше региональные управления ФНС, составлявшие ежемесячные отчеты по форме № 1-НМ, не могли оперативно начислить налог на доходы физлиц и проверяли его по факту. Сейчас же налоговики, похоже, даже НДФЛ всем гражданам страны способны рассчитать в режиме реального времени.
Таким образом, увеличение поступлений налогов и сборов в этом году произошло за счет объективных экономических факторов. Но не только. Компании, зная, что ФНС все видит, стали более осторожно подходить к идее оптимизации налогов, а ведомство, в свою очередь, продолжило совершенствовать методы выявления разных схем уклонения от уплаты.
60% дополнительных поступлений по результатам налоговых проверок приходятся на аналитическую работу
Председатель совета директоров аудиторской компании «Градиент Альфа» Павел Гагарин говорит, что на сегодня ФНС не просто самая технологичная и цифровая служба России, но и крупнейшая IT-компания страны. Прогресс обеспечивается за счет автоматизированной системы контроля АСК НДС-2, части автоматизированной информационной системы «Налог-3», внедрения онлайн-касс, системы маркировки и прослеживаемости товаров. АСК НДС-2 позволяет мониторить весь процесс создания добавленной стоимости в режиме реального времени. Программа самостоятельно сопоставляет декларации, находит разрывы в цепочке НДС, определяет риск-профиль каждого налогоплательщика. Онлайн-кассы — это анализ оптовых и розничных продаж и контроль наличности, выявление случаев обналичивания денег. Система маркировки и прослеживаемости товаров дает возможность проследить весь путь продукта, от производителя или импортера до конечного потребителя. Таким образом с рынка постепенно вытесняются контрафакт и фальсификат, а серые схемы перестают работать.
Но если раньше, по словам Павла Гагарина, все это делалось, скорее, «по желанию» прежнего руководителя налоговой службы Михаила Мишустина, то сейчас в основном «по необходимости». Бюджету нужны деньги на СВО, оборонную и обрабатывающую промышленность, обеспечение технологического суверенитета, достижение национальных целей развития, структурную перестройку экономики в целом. Рост сбора налогов по итогам первого полугодия, по мнению представителя «Градиент Альфа», произошел во многом благодаря тщательному предпроверочному анализу. ФНС сама подчеркивает: уменьшение количества выездных проверок обусловлено применением передовых информационно-аналитических инструментов. На открытых мероприятиях налоговики говорят, что выездная проверка стала крайней мерой воздействия на откровенно недобросовестных налогоплательщиков. А с добросовестными работают практически полностью в бесконтактном режиме. К ним нередко применяются схожие меры контроля, но под другими названиями и в иных форматах: профилактические беседы, рассылка требований, опросы сотрудников, предложения уточнить налоговые обязательства и, как следствие, «добровольно доплатить сумму налога».
По данным ФНС, итогом выездных налоговых проверок и аналитической работы за январь‒июль 2024 года стало поступление в бюджет дополнительных 196 млрд рублей — на 19% больше, чем годом ранее. Причем 60% этих поступлений пришлись на аналитическую работу. По результатам камеральных проверок доначислено 54 млрд рублей (+21,7%). Интересно, что после получения требований о предоставлении пояснений (в процессе камеральных проверок) налоговые обязательства компаний увеличились на 78,5 млрд (+18,8%) — то есть, видимо, пояснения они дать не смогли.
Что касается возможностей ФНС, то они действительно впечатляют. Конечно, на самом деле мы уже много лет живем в «стеклянном доме» и при желании спецслужбы и налоговая могли выяснить о нас любой факт, который когда-либо упоминался в Сети. Однако раньше для сопоставления разрозненных фактов и поиска взаимосвязей требовалось много часов человеческого труда. А сейчас все необходимое делают программы.
Специальный советник по налоговым вопросам коллегии адвокатов Pen & Paper Андрей Локис рассказывает, что ФНС активно использует в своей работе сведения, полученные от кредитных организаций, Росфинмониторинга, Росреестра, таможенных органов, органов записи актов гражданского состояния, ГИБДД, системы «Платон» и других ведомств и частных компаний. Кроме того, очень часто большой массив данных для анализа предоставляют сами налогоплательщики — на своих сайтах, в социальных сетях, а также на сайтах, где размещаются вакансии (hh.ru, rabota.ru, avito.ru и пр.).
Павел Гагарин напоминает: реестр ЗАГС позволяет ФНС найти родственников, которых недобросовестные предприниматели привлекают для налоговой оптимизации — регистрации на них компаний и имущества, занижения выручки, применения специальных налоговых режимов, таких как УСН, созданных для малого бизнеса, но используемых и крупными компаниями при дроблении. Кроме того, по словам эксперта, активно изучаются данные расширенных банковских выписок, где указываются суммы, назначение платежа, плательщик. Анализируются одинаковые назначения платежей по одним и тем же контрактам, от одних и тех же плательщиков разным получателям. Рассматриваются общие учредители либо связи между учредителями, в том числе через почтовые адреса, адреса электронной почты, IP-адреса, различные базы данных, всевозможные платежные системы, сайты, переписку, информацию с видеокамер — в общем, все, что есть в компьютерах.
Массив сведений, который ФНС прогоняет через свои аналитические сервисы, не просто впечатляет, но вызывает оторопь. Вдумайтесь: в качестве наиболее распространенных источников информации юрист практики структурирования бизнеса «КСК Групп» Джавид Эйюбов называет сайты и соцсети компаний, топ-менеджеров и рядовых сотрудников; данные по доменным именам, номерам телефонов, электронной почте; свидетельские показания (сотрудников, контрагентов, бывших руководителей); общие мероприятия (корпоративы, конференции); визитки, вывески, дизайн помещений/сайтов и т. д.; содержание документов (типовые или нет, исполняются или нет); чаты в мессенджерах, переписку в электронной почте; открытые источники: СПАРК, «Контур», сайт Роспатента и пр.
Дробление бизнеса оправдано, когда оно преследует деловую цель, а налоговые обязательства не уменьшаются
Кроме того, в своей практике Джавид Эйюбов и его коллеги из «КСК Групп» встречали и необычные случаи: позиционирование бизнеса в Сети (то, как структура преподносится собственником или топ-менеджерами в рекламе, интервью, на сайтах и т. д.); история создания и работы компании (кто создал, когда, как и кому передавался бизнес, история перехода сотрудников и т. д.). Известна даже история, когда по геопозиции, указанной в Instagram (принадлежит компании Meta, запрещенной в России), ФМС доказала, что налогоплательщик постоянно живет за рубежом и не является налоговым резидентом РФ, в связи с чем доначислила налоги по нерезидентским ставкам. Проверяются соцсети работников, топ-менеджеров. Например, по фотографиям на страничке одного сотрудника налоговики выяснили, что несколько компаний проводят совместные корпоративы под единым брендом, и это свидетельствует об их взаимосвязанности. Используются и боты в Telegram — так, например, удается проверить, как человек записан в телефонах его знакомых: скажем, кто-то может быть назван собственником бизнеса, компании и т. д., хотя юридически таковым не является. Анализируются выписки со счетов: если ИП, который не имеет отношения к компании, постоянно обедает в ресторане рядом с ее офисом или там же оплачивает парковку, это привлечет внимание налоговиков.
Джавид Эйюбов отмечает, что часть обнаруженных данных органы ФНС вряд ли смогут использовать в акте налоговой проверки (например, информацию из ботов в Telegram). Однако полученные сведения позволят им не только составить свое мнение о бизнесе и его руководителях, но и получить ниточку, за которую можно потянуть дальше.
Собирают же документы налоговые органы уже в рамках выездной налоговой проверки. И тут тоже есть интересные нюансы. Для проверки достаточно обоснованных подозрений, но формально ими могут стать даже мелкие нарушения в уплате НДС или расхождения с расчетами налоговиков. Проверили камерально, нашли повод для подозрений — и выехали с проверкой. Конечно, решение о проверке нужно вручить проверяемой компании, но это можно сделать и лично — прямо перед началом выемки документов. Ведь срок предъявления решения Налоговым кодексом не установлен.
Впрочем, на практике такого обычно не происходит. По словам Андрея Локиса, камеральная проверка автоматически начинается со дня представления налогоплательщиком декларации (в том числе уточненной) по тому или иному налогу. Доначисление производится как по итогам камеральной проверки, так и по результату выездной. «Выездные проверки без предупреждения не случаются. Как правило, налоговый орган сначала приглашает налогоплательщика и предлагает ему добровольно уточнить (в сторону увеличения) размер своей налоговой обязанности. В противном случае налогоплательщик информируется о том, что в его компании будет проводиться выездная проверка», — поясняет представитель Pen & Paper.
Но даже если до выездной проверки не дошло, ситуация все равно может оказаться сложной. «Основой налогового контроля малого и среднего бизнеса становятся камеральные проверки, а “крупняка” — Федеральный реестр предполагаемых выгодоприобретателей. Это закрытый внутренний “черный список” ФНС; в него включаются те налогоплательщики, которые, по мнению налоговых органов (и их IT-систем), по-прежнему сотрудничают с компаниями-однодневками (так называемыми техничками), используют токсичные способы налоговой оптимизации и потому подлежат выездным налоговым проверкам. В ходе камеральных проверок возможен осмотр помещений налогоплательщиков, выемка документов. Разве это не выездная налоговая проверка под другим названием?» — рассуждает Павел Гагарин.
Стоит отметить, что на этом интересные методы работы ФНС не заканчиваются. Например, сейчас предприятие не может оплатить новую задолженность, пока не погасило старую. Дело тут в том, что с 2023 года был введен Единый налоговый счет (ЕНС). На ЕНС, как поясняет Павел Гагарин, данные могут теряться, в итоге возникают задолженности многолетней давности. Выход из такой ситуации только один: платить налоги за третьих лиц. А налоговикам программные баги выгодны: благодаря им бюджет получает больше денег. «Впрочем, сейчас нарабатывается юридическая практика по устранению подобных недочетов в ЕНС: задолженности по истекшим налоговым периодам отменяются через жалобу в вышестоящий налоговый орган (что предпочтительнее) либо через суд», — говорит Павел Гагарин. Андрей Локис добавляет, что право оспорить доначисление налогов, например по результатам проверки (камеральной либо выездной), по закону не зависит от уплаты недоимки (в том числе частичной).
Еще одна методика, которую активно использует ФНС, — исполнение роли «доброго следователя». «Это тоже профилактическая, но очень действенная мера, позволяющая избежать проверки, — рассказывает Павел Гагарин. — Суть в том, что налоговики вызывают налогоплательщика, показывают схему его работы и предлагают доплатить налоги добровольно, а в противном случае грозят проверкой со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде не только доначислений, но и доказательств умысла неуплаты налогов, пеней, штрафов».
Стоит обратить внимание и на такой важный аспект, связанный с налоговым контролем, как дробление бизнеса. По словам Павла Гагарина, то, что ФНС будет уделять много внимания дроблению бизнеса, стало понятно еще в феврале — после послания президента Федеральному собранию, в котором много говорилось о налогах, дроблении и амнистии. В июле‒августе исчезли последние сомнения: ФНС опубликовала два письма, адресованных своим территориальным органам, о том, как выявлять схемы дробления. «Налоговики на местах чтят такие письма больше Налогового кодекса, для них это приоритет в работе», — отмечает председатель совета директоров «Градиент Альфа».
ФНС не просто самое технологичное и цифровое ведомство России, но и крупнейшая IT-компания страны
Впрочем, эксперт напоминает, что к сложно структурированному бизнесу, у которого такая ситуация сложилась исторически, налоговики относятся с пониманием — преследуют только бизнес, раздробленный с целью уклонения от уплаты НДС. Сейчас, по информации Павла Гагарина, после некоторого затишья в предыдущие годы подобных претензий становится больше, но речь идет в основном о крупном бизнесе с выручкой свыше 1–2 млрд рублей (в зависимости от региона), который раздроблен до состояния «упрощенки» и неуплаты НДС, при этом имея одних и тех же бенефициаров.
Джавид Эйюбов отмечает, что, хотя проблема дробления бизнеса была актуальна всегда, пик пришелся на период знаменитых «дел блогеров». Впоследствии это привело к изменению законодательства по УСН и амнистии. Чаще всего, по данным эксперта, дробится бизнес с оборотом до 2–3 млрд рублей. Для компаний с оборотом выше указанной суммы в большинстве случаев дробление уже не актуально.
По информации руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, налоговики сейчас часто обращают внимание на компании, которые получают доход на уровне до 10–15 млн рублей в год, поскольку раньше на этом уровне риск попасться на глаза ФНС был не слишком высоким.
Андрей Локис поясняет, что разделение бизнеса на несколько юридических лиц оправданно, когда оно преследует деловую цель и необходимо для достижения определенного экономического результата. Как показывает арбитражная практика, убедительной деловой целью дробления выглядит совокупное по группе компаний увеличение выручки, привлечение новых клиентов, расширение рынков сбыта, рост численности персонала и заработной платы, увеличение производственных мощностей, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра оказываемых услуг — при этом налоговые обязательства не должны уменьшаться. Это, напомним, самое главное для ФНС.