Двойной удар по умным дорогам

Американское эмбарго на российское и китайское ПО для автомобилей ускорит фрагментацию технологичных рынков

Стек интеллектуального движения объединяет различные следящие элементы: метеодатчики, видеокамеры, датчики движения и контроля интенсивности движения, подстраивающиеся под дорожную ситуацию разметки и светофоры
Читать на monocle.ru

Очередные санкции, анонсированные администрацией президента США Джо Байдена, направлены против российских и китайских технологий для автоматизированных систем вождения и систем связи в транспортных средствах. Как сообщает Reuters, запреты в основном коснутся программного обеспечения, но частично затронут и оборудование.

Обоснование — киберугрозы. Современные автомобили оснащены устройствами с выходом в интернет и облачные сервисы, что делает их потенциальными объектами для взлома. В данном случае речь идет о специальной системе безопасности на дорогах V2X — vehicle-to-everything, которая собирает данные о других машинах и пешеходах в радиусе примерно 300 метров для выявления вероятных помех. «Общаясь» таким образом с другим транспортом и инфраструктурой, система обеспечивает приоритет общественному транспорту и экстренным службам (с помощью умной регулировки сигналов светофора и заблаговременной отправки нужных сообщений другим участникам движения), предотвращает проезд на красный свет, предупреждает о пешеходах, дорожных работах, пробке или препятствии на дороге, подсказывает скорость для попадания в «зеленую волну». Интеллектуальный стек V2X включает в себя несколько вариантов ПО и оборудования, которые отвечают за связь «транспорт — транспорт», «транспорт — инфраструктура», «транспорт — пешеход» и «транспорт — сеть». V2X оснащаются как автомобили, так и элементы инфраструктуры. Важно, что систему можно установить в любую машину: в ультрасовременные модели — прямо на заводе (в панели встраиваются экраны, на которые выводится вся информация от датчиков), в старые — если добавить подключенное к сети бортовое устройство с выводом данных на смартфон или планшет.

Еще недавно к этой технологии относились скептически. Реального запроса на ее внедрение не было ни в одной стране, а спор «что станет первым, курица или яйцо» (то есть выпуск автомобилей с V2X или оснащение умным софтом дорожной инфраструктуры), казалось, будет вечным. Но теперь расклад изменился. Эксперименты, проведенные в разных регионах мира, показали, что эффект от применения V2X превосходит ожидания по всем параметрам: скорости потока, протяженности пробок, количеству ДТП. Наиболее значимым результатом считается кратное повышение безопасности дорожного движения.

Вот, например, российский кейс от 2022 года. После того как несколько трамваев и перекрестков в Перми оборудовали системой V2X, общественный транспорт смог быстро наверстать отставание от графика без ущерба для остальных участников движения. При приближении трамваев светофор автоматически определял, что это за маршруты и соблюдают ли они график, и если выявлял опоздание, мягко увеличивал фазу зеленого или сокращал фазу красного.

В масштабах городской сети общественного транспорта с миллионами пассажиров ежедневно такая экономия времени конвертируется в рост пассажиропотока, снижение необходимого количества подвижного состава и т. д. Пермская статистика оказалась настолько впечатляющей, что технологию стали применять и в других мегаполисах для общественного транспорта, а также для машин на трассе Самара — Тольятти и ЦКАД.

Еще более интенсивно V2X внедряется в странах с развитым автомобилестроением: начиная с 2024 года ни одна китайская модель без этой технологии не получит максимальные баллы по безопасности. В КНР планируют к 2025 году оборудовать V2X 50% сходящих с конвейера машин, а к 2030 году — 100%.

Учитывая, что «китайцы» сейчас занимают 60% российского рынка, можно предположить, что отечественная технологии V2X как минимум для инфраструктуры (интеллектуальной начинки светофоров и магистралей) и в нашей стране выйдет далеко за рамки пилотных проектов.

Системы V2X у нас производят компании «Среда», «Форт Телеком», «Смарт» и «Телематика» — они работают в основном на внутренний рынок, но постепенно начинают экспансию в Китай, страны Таможенного союза и некоторые страны СНГ. Американский рынок из-за чрезмерной геополитической турбулентности для них и сейчас не привлекателен. Очередной запрет в данном случае — превентивная мера, закрывающая рынок на будущее.

Основной санкционный удар придется на китайскую компанию Huawei, которая, несмотря на усиливающееся уже по всем фронтам давление США, продолжает поставки различных систем обработки данных на американский рынок. Она входит в тройку мировых лидеров — производителей V2Х, которые устанавливаются на электромобили SAIC, а те, в свою очередь, являются одними из самых продаваемых в мире электрокаров. Отдельные модели SAIC производятся в США на совместном предприятии с General Motors — «мозги» у них могут быть частично или полностью производства КНР. Кроме того, как уже отмечалось выше, почти все новые китайские модели автомобилей выпускаются с предустановленной V2X — выходит, они автоматически подпадают под запрет на территории США.

Сейчас все регионы мира ведут работу над стандартами систем V2X, которые должны обезопасить покупателей технологии от вредоносных вмешательств. Однако, судя по интересу США к этой теме, гарантировать стопроцентную кибербезопасность умного транспорта не удастся: исходный код софта все равно находится у вендора, и какие бы требования ни предъявляли национальные регуляторы для сертификации ПО и оборудования, возможность его «подкрутить» с любыми целями все равно остается. В Китае, впрочем, уверены, что объявленные ограничения не имеют ничего общего с заботой о нацбезопасности.

«Подход США не имеет фактической основы, нарушает принципы рыночной экономики и честной конкуренции и является типичным протекционистским действием», — отмечается в пресс-релизе министерства торговли КНР.

Сюда же можно добавить, что именно США — основоположник практики «доработки» технологий для пользователей других стран с учетом текущей геополитической ситуации (о нарушении американским правительством принципов приватности, свободы интернета и основных свобод заявлял еще в 2013 году бывший сотрудник спецслужб Эдвард Сноуден, который сам предпочитал не пользоваться iPhone; позже всплыли истории с контролем над Meta (компания признана экстремистской и запрещена в России) и YouTube. Благодаря Америке подобные технологические риски — злоупотребление доступом к большим данным — во всем мире стали восприниматься как реальность.

Апогеем угрозы глобальному технологическому рынку стала атака на пейджеры «Хезболлы» со стороны Израиля, который, кстати, тоже имеет разработки в V2X: израильская компания Autotalks специализировалась на создании коммуникационных чипов для системы и имела контракты с южнокорейской Hyundai Motor и европейской STMicroelectronics; в прошлом году ее купила за 400 млн долларов американская Qualcomm, признанный мировой лидер в сфере V2X.

Несмотря на усилия национальных регуляторов, у вендоров остается возможность «подкрутить» исходный код софта умных машин и умных дорог

Санкций против технологий Qualcomm никто не вводил, но осторожность при внедрении ее датчиков и ПО в машины и дороги наверняка проявляют даже те страны, которые традиционно считаются американскими партнерами. ЕС и Япония, к примеру, предусмотрительно развивают свои системы.

Как ранее отмечал основатель Huawei Жэнь Чжэнфэй, идеалы глобализации рушатся на наших глазах. В долгосрочной перспективе ослабление конкуренции и протекционизм не несут мировой экономике ничего хорошего. По прогнозу МВФ, фрагментация может обойтись ей в 7% глобального ВВП плюс усиление разрыва между бедными и богатыми странами. «Риск заключается в том, что политические вмешательства, принимаемые во имя экономической или национальной безопасности, могут иметь непреднамеренные последствия или они могут быть преднамеренно использованы для получения экономических выгод за счет других», — говорится в докладе.

Аналитики Российского экспортного центра также констатируют разрушение архитектуры правил мировой торговли — на это указывает и прекращение работы апелляционного суда ВТО, и введение односторонних санкций США в отношении России и Китая. Региональные торговые объединения, в частности ЕАЭС, Транстихоокеанское партнерство, БРИКС, напротив, развиваются.

В МВФ полагают, что объемы мировой торговли товарами и услугами в 2024 году увеличатся на 3,3%, а в 2025-м — на 3,6% при исторически среднем темпе в 4,9% роста.