Путин назвал «странную», но точную цель российского экспорта

Сегодня, констатировал Владимир Путин, формируются настоящие рынки будущего
Читать на monocle.ru

Проведя расширенный президиум Госсовета по развитию экспорта, президент РФ Владимир Путин, возможно, впервые публично расставил приоритеты таким образом: главное, для чего нужен экспорт, наряду с очевидными вещами, такими как экспортная выручка, — это возможность благодаря конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках служить «катализатором обновления нашей промышленности». Речь шла об инструментах поддержки, преодолении характерных для нынешней ситуации сложностей, включая сложности с расчетами, и о новых как по географии (включая новые старые, нами подзабытые), так и по характеру рынках — «настоящих рынках будущего».

«Несмотря на объективные трудности, с которыми сейчас сталкивается российский бизнес, мы развиваем внешние деловые связи, расширяем их географию, укрепляем сотрудничество с предсказуемыми, надежными партнерами, которые, как и Россия, понимают свои национальные интересы, ценят взаимовыгодные торговые, производственные, кооперационные связи», — отметил Владимир Путин.

Сегодня, констатировал он, формируются настоящие рынки будущего, в основе которых прочные, стратегические партнерства, принципы сложения экономических потенциалов и взаимного усиления роста. И «важно не только понимать эти тенденции, но и пользоваться преимуществами, экспортными возможностями, которые открываются перед нашим бизнесом, перед предприятиями. Нужно оказывать им содействие на всех уровнях».

Глава государства напомнил, что с 2001 по 2023 год объем несырьевого неэнергетического экспорта России вырос более чем в четыре раза, с 36 до 148 млрд долларов. За первые семь месяцев текущего года он продолжал расти и увеличился еще на 5%: до 89,8 млрд. По некоторым направлениям, например по поставкам продуктов питания, Россия уже вошла в число ведущих мировых экспортеров. 

В послании Федеральному собранию, а затем и в указе о национальных целях развития был поставлен ориентир: к 2030 году увеличить несырьевой неэнергетический экспорт как минимум на две трети по сравнению с 2023-м. «Это амбициозная цель, особенно с учетом вызовов, с которыми столкнулись наши компании за последнее время», — констатировал глава государства.

В числе этих вызовов президент назвал сложность проведения расчетов. Стало сложнее как получить оплату экспортных поставок, так и рассчитаться за импортные товары. «В определенной мере нам удалось решить эту проблему. В прошлом году доля расчетов за российский экспорт в так называемых токсичных западных валютах сократилась вдвое. При этом доля расчетов в рублях во внешнеторговых операциях приближается к 40 процентам. С 2021 по 2023 год доля рубля в расчетах за экспорт выросла почти в три раза, до 39 процентов», — отметил Владимир Путин. 

За последние годы выросли также расходы наших экспортеров на перевалку продукции, подорожал фрахт судов, страховка и т. д. Очевидно, что это оказывает прямое влияние на цену, а значит, и на конкурентоспособность отечественной продукции за рубежом.

«Нужно, — уверен президент, — бороться с логистическими барьерами для российского экспорта, обеспечивать транспортную связанность, что называется, от первого до последнего километра, и прежде всего с перспективными рынками глобального Юга, Африки, Латинской Америки — собственно говоря, на самом деле традиционно наши рынки по сбыту нашей продукции там и находились. <…> Для этого развиваются новые маршруты и международные транспортные коридоры, такие как “Север — Юг”, коридоры в азово-черноморском и восточном направлениях, а также Северный морской путь».

Третье: многие государства сегодня устанавливают высокий уровень тарифной защиты, далеко не со всеми партнерами отлажены механизмы защиты прав и капиталовложений российских инвесторов за рубежом. Однако еще одной сложностью является то, что «готовые, в том числе высокотехнологичные, российские товары известны в мире, как правило, в узких сегментах. При этом наши предприятия готовы производить большую линейку качественной, конкурентоспособной, экологичной продукции. Важно также ответственно и профессионально ее продвигать, чтобы о ней знало как можно больше потенциальных покупателей».

Российские товары, в первую очередь промышленные, с высокой добавленной стоимостью, должны быть не только узнаваемы, но и доступны для иностранных покупателей. «При этом подчеркну: главная цель — это, как ни странно, не просто увеличение тонн, кубометров поставок или даже сумм экспортной выручки. Главная цель в том, чтобы экспорт, конкуренция российских компаний на мировых рынках служили катализатором обновления нашей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, многих других отраслей, стимулировали рост эффективности отечественных предприятий, позволяли создавать современные, хорошо оплачиваемые рабочие места — именно у нас, в России. В этом конечная цель», — заключил глава государства.