США намекнули на готовность возобновить переговорный процесс с Россией, однако намерены вести диалог с позиции силы. Москва дала понять, что любая попытка эскалации вооруженного конфликта на Украине может привести к применению ядерного оружия, и не спешит идти на уступки уходящей администрации Белого дома, понимая, что время работает на Россию
Главным политическим событием прошлой недели стала сессия Генеральной Ассамблеи ООН, а основной темой выступлений лидеров мировых держав был призыв не допустить перерастания двух локальных войн, на Украине и на Ближнем Востоке, в глобальный военный конфликт. На этом фоне принципиальная интрига сохранялась в более предметном вопросе: пойдут ли США на новый виток эскалации на Украине?
Казалось бы, иного выбора у Вашингтона не оставалось, поскольку Киев медленно, но уверенно движется к полному военному поражению. Переломить ситуацию, хотя бы временно, могли бы удары западным оружием по «старой» российской территории. Однако Москва дала понять, что, если Вашингтон отменит решение ограничить зону геополитического столкновения признаваемой Западом территорией Украины, не стоит рассчитывать, что война придет только на территорию России. Заказчики эскалации тоже могут получить ракеты по чувствительным местам.
Дедлайном для оглашения Вашингтоном своего окончательного решения должен был стать визит узурпировавшего украинскую власть Владимира Зеленского в США и его переговоры с президентом Джо Байденом. Но не дожидаясь уже обреченных на провал гастролей экс-кавээнщика, США начали подавать сигналы России о желании договориться.
В частности, Белый дом заявил о готовности возобновить переговоры с Россией по Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). «Это зависит от президента Путина. До тех пор пока Путин не изменит своего взгляда и подхода, возобновления переговоров по ДСНВ не произойдет», — заявил координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности США Джон Кирби. При этом в Белом доме прекрасно понимали, что Россия не пойдет на разоружение в условиях, когда США и их союзники накачивают Украину оружием для ударов по российской армии и заявляют о планах разместить в Европе ракеты средней дальности.
Москва дала понять, что, если Вашингтон отменит решение ограничить зону геополитического столкновения признаваемой Западом территорией Украины, не стоит рассчитывать, что война придет только на территорию России
Тем не менее ДСНВ является одним из кирпичиков общей системы безопасности, которую США и России предстоит построить заново и совместными усилиями. Еще в январе 2021 года советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что продление ДСНВ-3 — это лишь начало серьезных переговоров с Россией. «Необходимы серьезные и основательные переговоры по всему спектру ядерных вызовов и угроз вне СНВ-3», —заявил тогда Салливан. В декабре 2021 года Москва передала США свои предложения о гарантиях безопасности, предусматривающие отведение военной инфраструктуры НАТО к границам 1997 года, а в январе 2022-го в Женеве российская и американская делегации провели несколько раундов переговоров.
Приди тогда стороны к согласию, вряд ли возникла бы необходимость проводить СВО на Украине, а Киеву пришлось бы выполнять Минские соглашения. Таким образом, заявление Белого дома о готовности возобновить переговоры о СНВ можно расценивать как завуалированное предложение вернуться к теме обсуждения общих гарантий безопасности между Россией и США, тогда как конфликт на Украине является лишь одним из элементов этого диалога.
Кроме того, Кирби заявил, что вопрос территориальных уступок России со стороны Украины должен «оставаться на усмотрение президента Зеленского». «Он не получает указаний от Соединенных Штатов и администрации в том или ином виде, когда речь идет об этом», — сказал координатор по стратегическим коммуникациям.
Мы помним, что весной 2022 года Зеленский получил из Вашингтона и Лондона указание не подписывать с Россией мирный договор, а воевать дальше. А теперь, когда война проиграна, Зеленский почему-то больше «не получает указаний от Соединенных Штатов». Эта ситуация очень напоминает положение президента Грузии Михаила Саакашвили в 2008 году, которому США посоветовали напасть на Южную Осетию, а после венного поражения рекомендовали выпутываться самостоятельно.
Текст выступления президента США Джо Байдена на Генассамблее ООН был написан таким образом, чтобы доказать его приверженность делу мира во всем мире. Байден вспомнил, что работал сенатором в 1972 году, когда шла холодная война, война во Вьетнаме и назревала война на Ближнем Востоке, и старался преодолеть эти кризисы. Затем он привел в пример свои достижения на посту вице-президента и президента США — относительное умиротворение в Ираке и вывод американских войск из Афганистана.
Украина попала вместе с сектором Газа и Суданом в один пул современных конфликтов, которые необходимо разрешить как можно быстрее. А чтобы Байдена не заподозрили в пораженческих настроениях, он заявил, что Россия уже проиграла войну, поскольку якобы хотела уничтожения Украины. В этот момент камера показала сидящего в зале Зеленского, который, судя по максимально кислому выражению лица, прекрасно понял, куда клонит Байден.
Отказ США от идеи резкой эскалации и готовность к переговорам с Россией отнюдь не означает автоматического прекращения военной помощи Украине и тем более завершения военных действий. Пока Москва и Вашингтон не придут к комплексному соглашению по вопросам глобальной безопасности, «бесплатно» Украину американцы не отдадут.
Москве вряд ли стоит отказываться от начала предварительных, может быть неофициальных, консультаций с Вашингтоном. Но при этом России нет смыла торопить события, поскольку время работает на нее. Победа на президентских выборах вице-президента США Камалы Харрис, вероятнее всего, будет означать сохранение текущего внешнеполитического курса Вашингтона. А в случае возвращения в Белый дом экс-президента США Дональда Трампа возможно значительное смягчение американской переговорной позиции. На фронте ситуация тоже развивается в пользу российской армии: она увеличивает темпы наступления. То есть переговорная позиция Москвы становится сильнее. А если Белый дом спешит заключить сделку до президентских выборов в США — прекрасно, пусть вносит свои предложения.
Действующая администрация США слишком долго разрывалась между необходимостью признать новые условия, сложившиеся в мире, при которых США еще остаются сверхдержавой, но уже не могут диктовать свою волю большинству стран, и абсолютными иллюзиями о своей безальтернативной гегемонии. В итоге Байден, словно Раневская из «Вишневого сада», вскоре нас покинет, не сумев ни сохранить для США старый комфортный образ жизни, ни извлечь выгоды от идущей трансформации международных отношений.
Около трех недель в западной прессе публиковались сливы американских чиновников о том, что США, возможно, разрешат применение против признаваемой ими территории России британских ракет Storm Shadow и их французского аналога Scalp (в обоих типах ракет есть американские комплектующие, поэтому необходимо согласие США), но не разрешат использовать американские ракеты ATACMS.
Президент России Владимир Путин посчитал своим долгом лично отреагировать на эту дискуссию, оценив гипотетическую возможность таких ракетных ударов как прямое участие западных стран в военном конфликте. «А если это так, то, имея в виду изменение самой сути этого конфликта, мы будем принимать соответствующие решения, исходя из тех угроз, которые нам будут создаваться… Полетные задания в эти ракетные системы, по сути, могут вносить только военнослужащие стран НАТО. Украинские военнослужащие сделать этого не могут. Поэтому речь идет не о том, чтобы разрешать украинскому режиму наносить удары по России этим оружием или не разрешать. Речь идет о том, чтобы принять решение: страны НАТО напрямую участвуют в военном конфликте или нет. Если это решение будет принято, это будет означать не что иное, как прямое участие стран НАТО — США, европейских стран — в войне на Украине», — заявил Путин.
Однако, по всей видимости, на Западе посчитали, что «участие в войне» не обязательно означает получение удара по своей территории, и рассуждения о ракетных ударах по России продолжились. И Путину пришлось уточнить позицию.
Президент провел заседание постоянного совещания Совета безопасности РФ по ядерному сдерживанию, в ходе которого обсуждался вопрос обновления основ государственной политики в области ядерного сдерживания. «Сегодня ядерная триада остается важнейшей гарантией обеспечения безопасности нашего государства и граждан, инструментом поддержания стратегического паритета и баланса сил в мире… В обновленной редакции документа агрессию против России со стороны любого неядерного государства, но с участием или при поддержке ядерного государства предлагается рассматривать как их совместное нападение на Российскую Федерацию. Также четко фиксируются условия перехода России к применению ядерного оружия. Будем рассматривать такую возможность уже при получении достоверной информации о массированном старте средств воздушно-космического нападения и пересечении ими нашей государственной границы. Имею в виду самолеты стратегической и тактической авиации, крылатые ракеты, беспилотники, гиперзвуковые и другие летательные аппараты. Оставляем за собой право применить ядерное оружие в случае агрессии против России и Белоруссии как участника Союзного государства. С белорусской стороной, с президентом Белоруссии все эти вопросы согласованы. В том числе если противник, используя обычное оружие, создает критическую угрозу нашему суверенитету», — сказал Путин.
Весной 2022 года Зеленский получил из Вашингтона и Лондона указание не подписывать с Россией мирный договор. А теперь, когда война проиграна, Белый дом оставляет вопрос территориальных уступок России «на усмотрение президента Зеленского»
И дискуссия на Западе относительно ракетных ударов по России сразу прекратилась, сменившись на разного рода осуждения «ядерной эскалации Москвы». Это стало лучшим доказательством того, что послание не только получено, но и правильно понято.
Международные отношения помимо формальных правил, которые чаще всего нарушаются, имеют ряд неписаных принципов, которые свято соблюдаются. В качестве примера можно привести Карибский кризис 1962 года. До него СССР и США почти напрямую (самолетами и средствами ПВО управляли советские «военные советники») воевали в Корее, а после него во Вьетнаме. Но у США не было намерений нанести удар по СССР в качестве мести.
А вот во время Карибского кризиса на Кубе были размещены советские ядерные ракеты, что американцы расценили как повод к войне. И эта оценка вряд ли могла измениться, если бы в Москве в 1962 году обсуждали возможность нанесения неядерных ракетных ударов, только по Флориде и только ракетами чешской и польской сборки.
Дискуссия о ракетных ударах по России, начавшаяся на Западе со сливов в прессу, сливом в прессу и завершилась. Издание New York Times со ссылкой на источники в разведке США сообщило, что если Вашингтон согласился бы разрешить Киеву удары дальнобойным оружием по территории России, то Москва могла принять серьезные ответные меры против США и их союзников, не были исключены атаки со смертельным исходом. Кроме того, американская разведка считает, что эффективность ударов по России была бы невелика, поскольку количество дальнобойных ракет у Украины ограничено и увеличить его сложно.
Иными словами, если у Запада что-то не получилось, то надо сделать вид, что не очень-то и хотелось.
О существовании некого «плана победы» Зеленский поведал еще более месяца назад, когда стало окончательно понятно, что вторжение украинской армии в Курскую область провалилось: ВСУ не только не удалось захватить АЭС в Курчатове или приблизиться к Курску, но и заставить Москву остановить наступление на Донбассе, перебросив резервы на новое направление. В итоге из проблемы для России курское наступление превратилось в проблему для Украины: последние резервы обменяны на контроль ненужной Киеву территории, растянувшийся фронт требует еще больших сил для его удержания, а наступление на Донбассе не только не остановилось, а ускорилось.
«План победы» держался в секрете, но в общих чертах он выглядел как требование к Западу резко увеличить военную поддержку Украины, в том числе за счет поставок дальнобойных ракет для ударов вглубь территории России; усиление экономического давления на Москву — вероятнее всего, под этим подразумевалась попытка остановить экспорт российских энергоресурсов; политическое давление — поскольку давить на Кремль бесполезно, очевидно, что Киев просил сильнее надавить на Китай, Бразилию, Индию и другие страны глобального Юга, а кроме того, пообещать принять Украину в НАТО и дать ей твердые гарантии безопасности на период вступления; экономический аспект, тут все как обычно: дайте еще денег, и побольше.
О том, что никакого плана нет, а есть лишь набор хотелок, стало понятно еще неделю назад. 16 сентября в своем вечернем видеообращении Зеленский заявил, что работа над «планом победы» кипит. «В течение всего дня в разных форматах — совещания по подготовке нашего, украинского, “плана победы”. Реальное наполнение всех пунктов. Военное наполнение, политическое, дипломатическое, экономическое. Привлечены ключевые лица по каждому направлению. Более чем на 90 процентов все выписано», — сказал Зеленский, пообещав, что через неделю документ будет готов.
Однако уже на следующий день постоянный представитель США при ООН Линда Томас-Гринфилд заявила, что была ознакомлена с «планом победы» Зеленского и надеется помочь его продвижению. А спустя еще четыре дня директор по вопросам Европы Совета национальной безопасности США Майкл Карпентер заявил, что Белый дом пока не видел «плана победы» Зеленского.
Затем в западную прессу пошли утечки из Белого дома, согласно которым, администрация президента США была разочарована представленным им украинским «планом победы».
В принципе, не так уж и важно, что было в этом плане и вообще, был ли он. Ошибка Зеленского состояла в том, что он попытался лезть не свое дело — в стратегию США, тогда как ему поручен конкретный тактический участок. Зеленский наконец-то понял, что дела на его участке обречены на провал? Превосходно, он делает определенные успехи в личностном росте. Но какое отношение личные проблемы Зеленского имеют к американской стратегии сдерживания России, в которой Украине отведена роль трясины, где должны были надолго завязнуть российские вооруженные силы?
Пока Франция, Германия и Россия на полях сражений Европы веками выясняли, чья армия самая сильная в мире, теряя в некоторых битвах десятки тысяч человек, Британия гораздо меньшими силами покоряла Северную Америку, Индию, Австралию и Африку. Причем британцы не пытались действовать лишь при помощи грубой силы, они играли на противоречиях местных племен, заставляя одних воевать на своей стороне против других. В конце концов, не британцы гонялись по всей Африке за рабами для последующей их перепродажи в Америку, они покупали их у местных вождей, платя им стеклянными бусами и другими предметами первой необходимости. И сегодня на территории Украины не американцы ловят мужчин для последующей их отправки на фронт, чтобы умереть за интересы США, это делает местная власть, получая из Вашингтона деньги и похвалы.
Зеленский прекрасно помнит, какие овации стоя ему устраивали представители обеих палат Конгресса США в 2022 году, когда он произносил свои «исторические речи». «Ну вы только посмотрите на него — вылитый Черчилль! Эх, нам бы такого умного и смелого лидера!» — твердила тогда вся западная пресса.
А вот попытка повторить те же речи натолкнулась на глухую стену непонимания: в прошлом году Зеленского не пустили выступить перед Конгрессом США, а в этом году с ним даже отказался встречаться спикер палаты представителей Конгресса США Майк Джонсон. Западная пресса перестала видеть в нем лидера свободного мира и все чаще концентрирует внимание на его недостатках — дескать, авторитарен, самодур и слишком коррумпирован.
Но не зря же Зеленский считает себя умным человеком — он решил слегка обмануть США. Долгий и нудный пиар «плана победы» был призван поставить Белый дом в сложное положение: неужели он сможет сказать «нет», выступив против «плана победы» Украины? Но даже если Байден найдет в себе силы отказать, размышлял коварный Зеленский, он таким образом возьмет на себя всю политическую ответственность за военное поражение Украины, а я останусь весь в белом.
Был ли шанс у провинциального карточного шулера обыграть группу профессиональных фокусников — это вопрос риторический. Белый дом фактически выбросил «план победы» в мусорную корзину, при этом на словах выразив Зеленскому полную поддержку, объявив о «небывало большом» пакете военной помощи и пожелав ему скорейшей победы над Россией.
После переговоров Зеленского с Байденом было заявлено, что США выделят Украине 2,4 млрд долларов. «Я также поручил Пентагону отправить все оставшиеся средства, выделенные Украине на помощь в обеспечении безопасности, до конца срока, то есть до 20 января», — сказал Байден.
Речь идет о 61 млрд долларов, одобренных Конгрессом США еще в апреле этого года. Из них лишь 23 млрд предназначались непосредственно Украине — 13,8 млрд выделено на поставки оружия, а 9,43 млрд — на поддержку украинского бюджета. Остальные средства пошли Пентагону на восполнение запасов оружия на складах американской армии и на «текущие военные операции США в регионе». Таким образом, Байден пообещал к январю следующего года отдать обещанное этой весной.
По поводу НАТО президент США заявил, что когда-то Украина туда вступит, но не сделал требуемого Зеленским приглашения Киеву вступить в Альянс. А тема ракетных ударов по России даже не поднималась.
Может быть, Зеленский возлагал какие-то надежды на встречу с вице-президентом США, кандидатом в президенты от Демократической партии Камалой Харрис, чья позиция будет отличаться от нынешнего курса Белого дома. Во время совместной пресс-конференции по итогам переговоров Харрис заявила о непоколебимой поддержке Украины, о том, как она все сделает для военной победы Украины. Однако несчастный и растерянный вид Зеленского говорил о том, что за закрытыми дверями он услышал что-то совсем другое.
«Есть такие люди в нашей стране, которые хотят, чтобы Украина отказалась от части своей суверенной территории, которые требуют, чтобы Украина согласилась на нейтралитет… это аналогично предложениям Путина, это не аналогично предложениям мира, это аналогично предложению капитуляции», — заявила Харрис. Видимо, она предполагала, что критикует кандидата в президенты США от Республиканской партии, хотя Дональд Трамп такого не говорил, а о заявлении Белого дома, допускающего отказ Украины от части территорий, Харрис даже не слышала.
В итоге Байден, словно Раневская из «Вишневого сада», вскоре нас покинет, не сумев ни сохранить для США старый комфортный образ жизни, ни извлечь выгоды от идущей трансформации международных отношений
Зеленский, освоивший украинский язык, сейчас усиленно учит английский и старается в США говорить только на нем. Он уже знал, что, вопрос «как вы?», означает приветствие, а не желание поинтересоваться вашими делами. А теперь усвоил и следующий урок: выражения «добьемся победы» и «неколебимая поддержка» означают, что США будут поступать только так, как им выгодно.
В далеком 2019 году Зеленский сначала решил поддержать на президентских выборах США 2020 года действующего главу Белого дома Дональда Трампа, пообещав возбудить уголовное дело о коррупции против кандидата в президенты США от Демпартии Джо Байдена. Однако затем переметнулся к демократам, обвинив Трампа в «давлении на Украину», что послужило поводом для начала процедуры импичмента против главы Белого дома.
Тогда Трампу ничего не оставалось, как обнародовать стенограмму телефонных переговоров с Зеленским, в ходе которых украинский президент по своей инициативе обещал возбудить уголовное дело в отношении Байдена, но ссылался на объективные сложности.
В конце прошлого года он снова нахамил Трампу в ответ на его обещание остановить войну за 24 часа после победы на президентских выборах. Зеленский принялся каламбурить, заявив, что приглашает Трампа на Украину, где, «мне понадобится 24 минуты, чтобы объяснить, что он не может управлять этой войной». Через несколько месяцев Зеленский вновь вызвал Трампа на Украину «на поговорить», назвав его предложение остановить войну опасным и пригрозив свозить его на фронт.
Свой нынешний визит в США украинский лидер начал с посещения завода по производству артиллерийских снарядов в штате Пенсильвания – это один из семи «колеблющихся» штатов, которые решат исход президентских выборов. Майк Джонсон написал Зеленскому письмо, в котором потребовал немедленно уволить посла Украины в США Оксану Маркарову за организацию вмешательства в американские выборы.
«Посол Маркарова организовала мероприятие на американском производственном объекте. Этот объект находится в политически спорном штате, и тур проводился с участием ключевого политического сторонника Камалы Харрис, при этом не было приглашено ни одного республиканца… Это было явно предвыборное мероприятие, направленное на поддержку демократов, и очевидно является вмешательством в выборы», – написал спикер нижней палаты конгресса США.
Затем украинская делегация едва не сорвала встречу с Трампом, отказавшись ехать к нему во Флориду, в поместье Мар-а-Лаго, и требуя встречи на нейтральной территории. Трамп отказался, поскольку был заинтересован во встрече с Зеленским лишь ради желания показать, что иностранные лидеры ищут с ним встречи, а не он сам бегает по их вызовам.
В итоге команда Зеленского поняла, что совершила ошибку, отправив «дорогому Трампу» письмо в заискивающем стиле, содержащее пассажи о том, что Зеленский вспоминает их последний телефонный разговор, который был так хорош. И коварный Трамп в очередной раз опубликовал этот документ, тем самым доказывая, что иностранные лидеры не только ищут с ним встречи, но и готовы унижаться ради нее. В итоге встреча прошла на территории Трампа — в его нью-йоркском небоскребе Trump Tower.
Перед переговорами с Зеленским Трамп напомнил своему гостю о процедуре своего импичмента 2019 года, давая понять, что он ничего не забыл, но якобы не держит зла. Кроме того, Трамп заявил, что имеет очень хорошие отношения с Владимиром Зеленским и очень хорошие отношения с президентом Путиным, что должно дать быстрый результат по урегулированию конфликта. По итогам переговоров Трамп и Зеленский избегали конкретики, ограничиваясь общими фразами о «справедливом мире», что может свидетельствовать о том, что стороны не достигли взаимопонимания.