В Госдуму справедливороссами внесен законопроект о разовом налоге на сверхприбыль банков. Она отражает очень высокую для крупных структур рентабельность, источником которой служит, и это важный момент, не в последнюю очередь госбюджет.
Российские банки в 2025 году могли бы заплатить в бюджет дополнительно около 200 млрд рублей ― в виде налога на сверхприбыль. Соответствующий законопроект внесли в Госдуму депутаты от «Справедливой России».
Авторы законопроекта опираются на прогноз ЦБ касательно прибыли банковского сектора: в 2024 году она может составить 3,1-3,6 трлн рублей. В прошлом году российские банки заработали 3,3 трлн. «По сравнению с 2022 годом финансовый результат банковского сектора увеличился более чем в 16 раз. … В этой связи предлагается механизм изъятия дополнительной прибыли банковской сферы, посредством введения разового налога», ― пишут авторы законопроекта.
Сверхприбыль в документе определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2023-2024 годы над средней арифметической величиной прибыли за 2021-2022 год, ставка составит 10%, а сам налог будет разовым.
Однако против неожиданно выступил Минфин: ведомство считает, что достаточно и повышения ставки налога на прибыль до 25% с 2025 года, которое коснется и банков.
Эта история демонстрирует политический вес крупных банков, который логично вытекает из их огромного влияния на все процессы, происходящие в отечественной экономике
Напомним, в прошлом году в России уже вводился разовый налог на сверхприбыль, так называемый windfall tax, который выплачивался по такой же схеме ― с превышения средней прибыли за 2021-2022 годы аналогичного показателя за 2018-2019 годы. Сбербанка этот налог тоже коснулся, правда, вместо изначально заявленных 10 млрд рублей Сбербанк перечислил в бюджет около 3 млрд ― снижение выплаты банк объясняет изменением итоговой версии закона о налоге на сверхприбыль.
По оценкам «Монокля», на сей раз в случае принятия законопроекта «Справедливой России» Сбербанку пришлось бы заплатить в бюджет около 150 млрд рублей.
Эта история наглядно демонстрирует политический вес крупных банков ― который логично вытекает из их огромного влияния в отечественной экономике. Чистая процентная маржа российских банков, особенно крупных, не опускается ниже 4%, какой бы период ни был в экономике ― мягкой или жесткой ДКП, а высокие ставки по привлеченным пассивам с лихвой компенсируются высокими ставками по кредитам (подробнее см. «Остались при своих» №34 2024).
Это во многом связано с главенствующей ролью банков как институтов, привлекающих сбережения и обеспечивающих бизнес капиталом: наш облигационный рынок все еще в зачаточном состоянии и не превышает 6% ВВП (если смотреть на долги нефинансовых компаний).
И можно было бы говорить, что банки как частные структуры имеют полное право максимизировать свою прибыль, если бы не одно «но»: максимизируют они ее во многом за счет государственного бюджета. Так, четыре-пять крупнейших банков определяют ход аукционов ОФЗ, где размещается новый долг, так что Минфин вынужден занимать под 16,6% годовых ― почему-то, хотя тот же Минфин присутствует в советах директоров банков с госучастием, скорректировать их жадность он не может.
Значительная часть дохода от ипотечных кредитов тоже обеспечена государством ― которое субсидирует ставку по программам льготной ипотеки и тратит на это сотни миллиардов (кстати, лидер по выдаче льготной ипотеки ― Сбербанк). В такой ситуации вопросов к банкам, которые получают свои прекрасные финансовые результаты в том числе за счет бюджета, неминуемо будет возникать все больше.