Свыше трех десятков стран встали на порог БРИКС за последние два года. Точно подсчитать не получится: одни заявляют о намерении, другие колеблются в зависимости от внутренней и внешней политической конъюнктуры.
Но остается факт: организация продолжает привлекать все новые и новые государства со всех континентов уже после того, как, казалось бы, прошла политическая «мода», а саммит в ЮАР в 2023 году показал, что быстрого расширения списка стран-членов не будет.
Что же влечет мировых игроков в БРИКС? Мы проанализировали публичные официальные высказывания высокопоставленных чиновников, отсекли те страны, интерес которых к БРИКС неочевиден, и выделили три группы мотивации.
Одни акцентированно заявляют свою антизападную позицию, намерены бороться с засильем доллара и доминированием США и ЕС в мировых институтах.
Другие дипломатично отсекают элемент противостояния, но считают, что именно в рамках БРИКС смогут добиваться справедливости в контексте многосторонних и взаимоуважительных мировых отношений.
Третьи выделяют именно экономический подтекст, ожидают выгод от торговых взаимоотношений между участниками организации и рассчитывают на подключение к проектам банка БРИКС.
Надо заметить, что ни одна из трех групп не доминирует и, конечно, некоторые из них пересекаются. С одной стороны, мы можем выделить общее: государства — претенденты на участие в БРИКС ищут политической и экономической справедливости, понимая под ней равные возможности для всех участников и очевидно не рассчитывая получить ее на Западе.
Но с другой стороны, есть и довольно очевидная дифференциация. Для одних государств борьба с Западом уже приобрела принципиальное значение, и резкий тон высказываний означает отсутствие компромиссов в этом вопросе. Для других БРИКС представляется потенциальным источником инвестиций и проектов, сфокусированным на интересе развивающихся стран, и при этом им не нужно разрывать отношения с западной системой — это невыгодно и просто опасно.
Ниже мы привели в пример ряд характерных цитат
«Мы должны способствовать искреннему диалогу, чтобы не становиться площадкой для двойных стандартов, как это происходит, например, в Европейском парламенте».
Председатель парламента Азербайджана Сахиба Гафарова
«БРИКС может стать одним из инструментов исправления несправедливых международных экономических и финансовых структур».
Экс-министр иностранных дел Малайзии Сайфуддин Абдулла
«Присоединившись к БРИКС, Пакистан может сыграть важную роль в продвижении международного сотрудничества и возрождении инклюзивной многосторонности».
Спикер МИД Пакистана Мумтаз Захра Белудж
«Мы хотим присоединиться к этому важному блоку, который прилагает большие усилия для создания нового мирового порядка, основанного на стремлении к благополучию наших народов».
Глава МИД венесуэлы Иван Хиль Пинто
«Интерес Мьянмы к получению статуса наблюдателя отражает ее желание укрепить связи с этими ведущими экономиками и более активно участвовать в глобальных экономических дискуссиях»
Министр информации Мьянмы Маунг Маунг
«Решение Таиланда присоединиться к БРИКС отражает наше стремление укреплять многосторонность, развивать сотрудничество с ключевыми странами с формирующейся рыночной экономикой в целях усиления роли развивающихся стран в глобальном управлении».
Глава МИД Таиланда Марит Сангиампхонг
«Белоруссия хочет пользоваться всеми преимуществами, вытекающими из сотрудничества с этой организацией, участвовать в механизмах —торговых, финансовых и так далее — с правом решающего голоса».
Глава МИД Белоруссии Максим Рыженков
«Кувейт стремится принять участие в международных мероприятиях, которые поддерживают развитие и экономический рост».
Экс-министр торговли и промышленности Кувейта Мохаммад аль-Айбан
«Вам необходимо стать членом БРИКС, чтобы получить выгоду от проектов, которые они предоставят. Вот почему мы серьезно рассматриваем эту возможность прямо сейчас».
Заместитель премьер-министра Турции Мехмет Шимшек
«БРИКС — это надежда стран глобального Юга на то, что они выйдут на высокий экономический уровень в транзакциях, ускорят торгово экономические транзакции, трансферты, которые сегодня очень затруднены».
Президент Экваториальной гвинеи Теодоро Обианг Нгема Мбасого
«Роль группы — в создании альтернативной экономической структуры, которая может внести значительный вклад в достижение целей развития страны. БРИКС — это не просто экономический альянс, но и платформа для развития сотрудничества между странами с развивающейся экономикой».
Министр иностранных дел Боливии Селинда Соса
«Альтернативная модель многосторонности: преимущества, такие как возможность вести торговлю с использованием местных валют или через банк БРИКС, который может обеспечить критическое финансирование для экономики и бизнеса Мали».
Глава МИД Мали Абдулай Диоп
«Западу нужны не партнеры, а зависящие от него страны… Роль БРИКС — в создании определенного баланса в международных отношениях и в снижении западной гегемонии и попыток вмешательства во внутренние дела государств».
Президент сирии Башар Асад
«Для борьбы с доминированием доллара и евро и достижения более справедливой международной торговли».
Премьер-министр Буркина-Фасо Аполлинер Кьелем де Тамбела
«БРИКС прокладывает себе путь в мире, и земные империи пытаются избежать интеграции между странами, которые хотят сотрудничать не для того, чтобы вторгаться или бомбить другую страну, а для укрепления экономических и социальных отношений в борьбе за мир».
Президент Никарагуа Даниэль Ортега
«Организация БРИКС является выгодным для Африки противовесом монополии Запада».
Экс-президент ганы Джон Драмани Махама
«Нигерия будет стремиться стать членом группы стран БРИКС в течение следующих двух лет в рамках нового внешнеполитического натиска, направленного на то, чтобы ее голос был услышан в важных мировых организациях».
Глава МИД Нигерии Юсуф Туггар
«Членство в блоке БРИКС поможет Ливии диверсифицировать свою экономику и снизить зависимость от доллара США. Присоединение к странам БРИКС предоставит стране доступ к альтернативным финансовым системам и мировым рынкам».
Министр инвестиций правительства, заседающего на востоке Ливии, Али ас-Саиди аль-Каиди
«Группа БРИКС консолидируется как ключевой игрок в глобальной геополитике и как надежда для стран Юга».
Генеральный директор по двусторонним отношениям МИД кубы Карлос Перейра
«Зимбабве, как и многие другие представленные здесь страны, твердо убеждена в потенциале БРИКС в качестве противовеса доминированию западных держав, бросая вызов их одностороннему принятию решений и содействуя более сбалансированному мировому ландшафту».
Министр обороны Зимбабве оппа Мучингури-Кашири