Пиратский прокат зарубежных фильмов позволяет кинотеатрам закрывать финансовую брешь в пару десятков миллиардов рублей. Однако на наш рынок, судя по всему, вот-вот начнут возвращаться мировые киномейджоры в виде своих «дочек»
Спорим, что вы никогда не угадаете, какой фильм в январе 2023 года стал главным конкурентом «Чебурашки», собравшего тогда сногсшибательные семь миллиардов рублей? Чтобы вас сильно не томить, сразу раскроем секрет: им стал короткометражный фильм «Три добрых дела», собравший 1,2 миллиарда и ставший четвертым в 2023 году по сборам по версии ЕАИС (Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах). Вряд ли кто-то слышал об этой студенческой шестиминутной картине, а также еще о нескольких коротких метрах, добавивших тогда к сумме еще около миллиарда. Все просто: эти неизвестные «блокбастеры» шли в официальном российском прокате вслед за так называемым предсеансовым обслуживанием в виде фильма Джеймса Кэмерона «Аватар. Путь воды». Или мультик «Дубак», собравший год назад, согласно той же ЕАИС, 620 миллионов рублей, благодаря тому что у него «на разогреве» выступала оскароносная картина Кристофера Нолана «Оппенгеймер».
Работает «предсеансовое обслуживание» следующим образом: зритель покупает билет на маленькую скромную российскую киноленту, но перед ней ему придется высидеть пару-тройку часов за просмотром западного блокбастера, вроде «Дэдпула и Росомахи» или «Битлджуса Битлджуса». Таким образом, никому ранее не известные фильмы, такие как «Неприметная история», «Комментатор» или те же «Три добрых дела», стали самыми кассовыми короткометражками в истории российского кинопроката. Отраслевые издания вроде «Бюллетеня кинопрокатчика» предпочитают не писать о них серьезно, но пройти мимо официальных данных ЕАИС не получается.
Чтобы понять, что это такое, нам придется вернуться назад, в начало 2022 года. После начала масштабных санкций сразу четыре большие голливудские студии — Disney, Warner Bros., Sony и Paramount — объявили об уходе с российского рынка. Позже за ними последовала и Universal Pictures. Фильмы этих пяти студий составляли 80% российского рынка. «Ворнеры» вообще хлопнули дверью за два дня до старта в прокате своего потенциального хита «Бэтмена» Мэттью Ривза. То есть фильм был готов, переведен, продублирован, отрекламирован, заряжен во все киноаппараты страны, показан небольшой группе кинокритиков, но так и не вышел на большие экраны.
Что делать в этом случае кинотеатрам? Ответ, в принципе, один: закрываться. Но мы поступили иначе. В случае с «Бэтменом», у которого в нашей стране огромное количество поклонников, есть несколько историй, граничащих с анекдотами. Так, известен случай, когда несколько фанатов скинулись и слетали в Казахстан, ближайшую страну, где голливудские мейджоры не приостановили свою деятельность, чтобы первыми посмотреть новый фильм про Человека — летучую мышь. А изобретательные директора кинотеатров поступили еще более тонко. Представьте себя на месте такого директора: у тебя перед глазами лежит целая копия суперблокбастера, но ты не можешь ее никому показать. А впереди праздники — 8 Марта. И тут включается креативное мышление: почему бы не устроить корпоративные праздники, где в качестве «вишенки» будет просмотр голливудской новинки? Это сработало, но, конечно, не везде. Не у каждого кинотеатра есть ресурсы для проведения праздников, и потом на одном «Бэтмене» далеко не уедешь, а российских крупных фильмов-событий на тот момент еще не было. Но вслед за корпоративами появились и другие варианты.
Первый способ выжить — это клубные вечера, лекции, мастер-классы, посвященные показу того или иного зарубежного фильма. Вторым способом стала организация просмотра картины, арендатором которой является какое-нибудь ЗАО: кинотеатр ни при чем, а зритель сам добровольно заплатил за просмотр арендованного фильма. Или вот еще лайфхак: вы покупаете билет на фильм из популярной франшизы, например «Человек-муравей», у которого есть прокатное удостоверение, но попадаете на сеанс только что вышедшего «Человека-муравья — 2». Чтобы не опростоволоситься, нужно задавать правильные вопросы администраторам кинотеатров, контролерам или кассирам.
Дальше идут совсем оригинальные решения. Например, показы мини-сериалов, лент, не предназначенных для большого экрана (скажем, картины онлайн-сервиса Netflix), или фильмов, банально скачанных с торрентов. Или нелегальный просмотр «экранок» на большом экране. Зритель платил, как в 90-е, за просмотр копии, снятой из-под полы. «Планета обезьян. Новое царство» шла в этом году в некоторых небольших московских залах (как правило, где-то на периферии или в области) в «экраночной» версии. Впрочем качество было немного лучше, чем съемка из зала, потому что 4K-камера записывала фильм напрямую с матрицы проектора, но сути это не меняет: цвета все равно блеклые, а быстрые движения размываются.
Однако «предсеансовое обслуживание» перебило все остальные схемы показа фильмов без разрешения правообладателя. В 2022 году афиши и анонсы таких просмотров выглядели примерно так: крупными буквами было написано название короткого метра или документалки, и только где-то с краю скромно виднелась надпись о том, что за фильм будут показывать сначала. Сегодня, спустя два года, всем наплевать. Гордо виден, выражаясь языком прокатчиков, тайтл голливудского фильма, а о том, что это «серый» или «черный» показ, становится понятно, если зритель смотрел на плакат с лупой. Реклама комикса Marvel «Дэдпул и Росомаха» даже размещалась на автобусных остановках.
Возникает вполне здоровый вопрос: а где пираты берут свежие копии запрещенных фильмов? Вы не поверите, но существуют закрытые чаты в Телеграме или ВК, где владельцы кинотеатров торгуются с владельцами копий. Как правило, это казахские или грузинские предприниматели, которые заказывают и русскоязычный дубляж, и копии в формате DCP (Digital Cinema Package, цифровой формат фильма, в котором собраны аудио, видео и прочие данные, необходимые для показа в современных кинотеатрах), и даже рекламные трейлеры. Например, комикс «Дэдпул и Росомаха», который фанаты любят за шутки о кино и поп-культуре, прокатывался в нынешнем году с двумя дублированными копиями. Первая была подготовлена легальной казахской студией MovieDalen, вторая — нелегальной, но более популярной московской. Обе не только соревновались в «трушности», то есть правильности подобранных голосов, но и вставляли в перевод юмор, в котором конкуренты обсмеивали друг друга. И два варианта перевода — это еще мало. Фильмы, которые можно увидеть в интернете или скачать из Сети, нередко предлагают на выбор особенных ценителей пять вариантов перевода и больше.
По информации экспертов «Кинопоиска», копия среднего фильма может стоить от 30 до 50 тысяч рублей, второй «Аватар» в премиальном формате 3D с высокой частотой кадров 48 fps стоил от 200 тысяч с правом крутить его в течение двух месяцев. О том, что Казахстан — главный поставщик нелегальной кинопродукции, нетрудно было узнать с самого начала пиратской экспансии (каждая копия имеет знак, говорящий, для какого конкретного зала она предназначена). Голливудские компании изредка устраивают финансовую инспекцию среди казахских партнеров, но штрафы лишь ненадолго распугивают клиентов. О каких денежных санкциях можно говорить, если тот же «Аватар» во время проката в январе 2023 года, по данным «Кинопоиска», принес российским теневым прокатчикам около 2,5 миллиарда рублей? И мог бы принести гораздо больше, если бы не договоренность российских продюсеров с пиратами о том, что теневые прокатчики поставят «Аватар» не раньше 12 января 2023 года.
Происходит эта договоренность буквально следующим образом: главы кинокомпаний приходят в соответствующие ведомства и говорят: «Мы сформируем вам на Новый год кассу в десять-двадцать миллиардов рублей, но вы уберете теневой прокат до конца школьных каникул и праздников». Регулятор рассылает в кинотеатры письма, содержащие примерно такое сообщение: если вы поставите в репертуар до конца новогодних каникул хоть один подпольный зарубежный фильм, мы вас закроем. Кинотеатры выполняют требования. Так появился «Чебурашка», на которого зритель принес невиданные ранее в российском прокате семь миллиардов рублей, и другие хиты проката.
В мае 2024 года Ассоциация владельцев кинотеатров предложила провести акцию «Месяц без пираток», в рамках которой кинотеатры-участники отказались от демонстрации пиратских фильмов в рамках «предсеансового обслуживания». Правда, многие рассердились, решив, что это было сделано для расчистки залов в пользу отечественной фантастики «Сто лет тому вперед». Но в результате новая лента об Алисе Селезневой так и не собрала в прокате желаемую сумму (1,5 миллиарда при бюджете в 1 миллиард), а некоторые кинотеатры оказались полупустыми и использовали «дыру» для реконструкции части залов или их уборки.
Накануне грядущих праздников компания «Централ Партнершип» попросила кинотеатральные сети не выпускать пиратский контент с 4 по 11 ноября, на что все дружно согласились. Давайте посмотрим, что у нас приходится в прокате на этих каникулах, и… правильно! Это новая киносказка «Огниво», расписанная на 2000 копий, историческая драма «Любовь Советского Союза» (оба фильма — «Централ Партнершип») и спортивный байопик «Федя. Народный футболист» дистрибьютора «НМГ Кинопрокат» (1500 копий).
По закону, с уходом крупных голливудских мейджоров все стриминговые площадки должны убрать из своих каталогов фильмы этих студий, но нет. «Человека-паука», «Пиратов Карибского моря», фильмы Marvel Studios можно найти не только на пиратских сайтах, но и на официальных платформах. Изредка их можно увидеть даже на федеральных каналах.
О каких денежных санкциях можно говорить, если тот же «Аватар» во время проката в январе 2023 года, по данным «Кинопоиска», принес российским теневым прокатчикам около 2,5 миллиарда рублей?
А что регуляторы? Они реагируют очень сдержанно. Да, показ фильмов без прокатного удостоверения — уголовное преступление (146-я статья УК РФ подразумевает наказание вплоть до шести лет лишения свободы со штрафом в размере до 500 тысяч рублей), и министр культуры Ольга Любимова не раз заявляла о перспективе закрытия кинотеатров, которые практикуют теневой прокат. Но у отдельных представителей Минкульта другая точка зрения: уголовное дело можно завести в случае жалоб граждан, а таковых не имеется.
В Госдуме если и выступают с какими-то мнениями по поводу кинопроката, то это очень странные предложения. Так, еще в августе 2022 года депутаты обсуждали внедрение так называемого принудительного лицензирования контента, согласно которому кинотеатры, телеканалы и онлайн-кинотеатры могли бы показывать зарубежные фильмы без согласия правообладателей. Такой законопроект был внесен членом фракции «Справедливая Россия» Дмитрием Кузнецовым. На возражения телеканалов и онлайн-платформ, посчитавших, что это развяжет руки пиратам, господин Кузнецов заявил, что контент из недружественных стран смогут получать лишь кинотеатры. Вокруг инициативы создалась слишком сложная ситуация. В отрасли мнения разделились: кто-то рассчитывал на то, что кризис завершится, мейджоры вернутся в Россию, и тогда достанется по шапке тем, кто поддержал принудительное лицензирование. Кто-то выступил за нововведение. В результате законопроект благополучно канул в Лету.
Что же мы имеем в итоге? С одной стороны, теневой прокат устраивает пиратов и кинотеатры. Не все DCP-копии имеют свой ключ (то есть защиту от подделки), поэтому ты купил у пиратов фильм за несколько десятков тысяч — и можешь ставить ее сколько угодно в каком угодно количестве залов или кинотеатров. Никто не решается называть сумму, которую получают «серые» прокатчики. Кто-то говорит о 12‒15 миллиардах рублей в год. Продюсер Сарик Андреасян в подкасте «Спешл» размышляет: «Почему существует теневой прокат? Российское кино сейчас формирует где-то 35 миллиардов рублей в год. Кинотеатрам, чтобы окупиться, нужно 55‒60 миллиардов. Эту сумму они добирают в том числе с помощью теневого проката, поэтому государство закрывает глаза на текущее положение дел».
Впрочем, судя по всему, западные кинокомпании стали задумываться о возвращении на наш рынок. Так, в августе в Роспатент была подана заявка на регистрацию товарного знака Warner Bros. Entertainment. И не важно, идет ли речь о возвращении самой студии или это всего лишь пробный шар и на наш рынок выйдет скромная «дочка» материнской компании. Очевидно, что эпоха чистого пиратства подходит к концу.