Банки форсят ЦФА

Сбербанк — один из трех крупнейших эмитентов ЦФА
Читать на monocle.ru

Рынок цифровых финансовых активов (ЦФА) превзошел все прогнозы: по результатам девяти месяцев 2024 года их было размещено на 316 млрд рублей, а количество выпусков достигло 470.

При этом медианный консенсус-прогноз на весь 2024 год, составленный по результатам опроса операторов информационных систем (ОИС), где и размещаются ЦФА, предполагал объем в 125 млрд и 300 выпусков. Об этом в своем докладе на V Ежегодном форуме «Будущее облигационного рынка», организованном рейтинговым агентством «Эксперт РА», рассказал старший директор отдела рейтингов структурированного финансирования агентства Павел Кашицын.

По новому прогнозу, объем выпусков в 2024 году может добраться до 500 млрд рублей, а в 2025-м достигнуть триллиона. Количество выпусков в 2024 году может составить 600, а в 2025-м — 1000.

Такие результаты — заслуга буквально трех эмитентов, которые по странному совпадению являются и крупнейшими банками. Концентрация на рынке ЦФА, как рассказал Павел Кашицын, все еще очень велика. На долю трех крупнейших эмитентов (Альфа-банка, ВТБ и Сбербанка) приходится около 70% рынка. Напомним, Альфа-банк и Сбербанк сами выступают как ОИС, а ВТБ сотрудничает с платформой «Лайтхаус». Среди ОИС-платформ (своеобразных бирж ЦФА) концентрация еще выше: на три крупнейшие платформы — Альфа-банк, «Мастерчейн» и Сбербанк — приходится 90% рынка.

По данным «Эксперт РА», уже более 200 компаний попробовали ЦФА в качестве инструмента для привлечения долгового финансирования. В основном они из финансового сектора, но также отметилось много девелоперов и представителей ретейла. Например, в панельной дискуссии по ЦФА в форуме «Будущее облигационного рынка» принимала участие директор по инвестициям Legenda Intelligent Development Александра Болилая, которая рассказала об опыте привлечения финансирования через ЦФА. В частности, в мае Legenda выпустила облигации на 2 млрд рублей под КС + 3,75%, а в июне — ЦФА на 1 млрд рублей под КС + 4%. Но около двух третей эмитентов не имели опыта привлечения публичного долга, то есть у них нет кредитного рейтинга и они не размещали облигации.

Стоит также отметить, что на фоне роста ключевой ставки средний срок выпусков сократился до четырех месяцев. Кроме того, по сравнению с прошлым годом увеличилось количество выпусков с фиксированной доходностью (сейчас 82%), что сильно отличает рынок ЦФА от облигационного, где правят бал флоатеры. Впрочем, это не удивительно: ЦФА сами по себе сейчас преимущественно короткий инструмент, с помощью которого компании могут быстро получить ликвидность на пару месяцев, эдакий аналог кредита на пополнение оборотного капитала или кассового разрыва, только без залога. Рост выпусков ЦФА показывает, что компаниям это интересно, в то же время выпуск классических облигаций практически не дает такой опции и, судя по всему, не подходит значительной части бизнеса из-за все еще сложной процедуры.

Пока рынок ЦФА остается ориентированным на краткосрочные долговые инструменты, но опрошенные ОИС видят перспективы у структурных бумаг, привязанных к стоимости драгоценных металлов, выручке компаний и стоимости недвижимости.