Почему США не смогут сократить дефицит бюджета и госдолг
Американцы не рассчитывают, что при новом президенте проблема огромного госдолга будет решена ― напротив, кто бы из кандидатов ни победил, долг вырастет на триллионы долларов, если их предвыборные обещания будут реализованы. По подсчетам некоммерческой организации «Комитет по ответственному федеральному бюджету», Дональд Трамп добавит 7,5 трлн долларов, Камала Харрис — 3,5 трлн. Рост произойдет за счет обещанных кандидатами в предвыборной гонке налоговых послаблений для разных групп компаний и граждан. Но никто из них не говорит о сокращении расходов ― и не только потому, что избирателям это не понравится. Срезать эти расходы США просто не могут себе позволить.
Госдолг США приблизился к 35,7 трлн долларов (более 120% ВВП) в октябре 2024 года, за последние десять лет этот показатель удвоился, потолок госдолга много раз пересматривался в сторону повышения, а значительную его часть выкупало само государство в лице ФРС. При этом растут не столько оборонные расходы, сколько социальные. Доля расходов на оборону (National Defense) несколько лет практически не меняется: в 2024 году она составила 13,1% (907,7 млрд долларов), в 2023-м —13,4%. И это вдвое ниже, чем сорок лет назад (см. график 1).
В то же время на все социальные статьи, включая медицину, в этом году придется более 65% всех расходов бюджета. В 1986 году суммарно эти расходы недотягивали до 50%.
«У США проблема с расходами, а не с доходами, ― пишет Financial Times. ― Точнее, у США есть три основные проблемы с расходами: социальное обеспечение, Medicare и процентные платежи по долгу. Прогнозируется, что другие государственные расходы — на армию, образование, правоохранительные органы, ликвидацию последствий стихийных бедствий и национальные парки — к 2034 году сократятся. Поразительно, но бюджетное управление ожидает, что в 2024 году США потратят больше на процентные платежи, чем на национальную оборону».
На самом деле ничего удивительного тут нет: за последние десятилетия Штаты превратились в социальное государство, отчасти против своей воли, отчасти следуя политике демократов.
Социальное государство осуществляет всестороннее социальное обеспечение населения. «Государством благосостояния» (Welfare State) принято считать систему обеспечения социальных потребностей общества, сочетающую свободные рыночные экономические отношения и участие правительства в решении социальных вопросов.
В США действительно присутствуют элементы этой модели, говорит старший научный сотрудник Института США и Канады РАН Наталья Петровская, хотя здесь она сложилась уникальным образом, отличным от европейского. Социальная поддержка в США носит более адресный и ограниченный характер, чем в Европе; кроме того, в Штатах социальные программы были внедрены скорее для устранения специфических социальных проблем, чем в рамках комплексной социальной модели. «Система социальных расходов и помощи неравномерна и не всегда решает вопросы неравенства. Поэтому, хотя социальные обязательства США и тяготеют к модели социального государства, назвать их путь к этому прямым или полностью системным было бы не совсем корректно», — говорит эксперт.
Первый период Welfare State в США пришелся на 1945–1980 годы и закончился после прихода к власти Рональда Рейгана, провозгласившего, что «государство не является средством решения проблем, государство само является проблемой». Но в 1990-е расходы на социальное обеспечение и на медицину вновь стали быстро расти, а в 2000-е национальная оборона перестала быть главной статьей расходов в относительном выражении. Такая динамика позволила США подняться значительно выше в рейтинге стран ОЭСР по объемам затрат на социальные нужды (в процентах от ВВП). За двенадцать лет, по последним доступным данным на 2022 год, Штаты обогнали Словению, Польшу, Великобританию, Чехию и Люксембург, увеличив свои показатели на 3,7 процентного пункта (с 19,3 до 23% ВВП).
Так называемый закон Social Security был принят еще в 1935 году для поддержки пенсионеров, людей с ограниченными возможностями и безработных. Фактически это знакомая нам на примере Пенсионного (теперь Социального) фонда система: работники и компании платят взносы, чтобы потом иметь право на выплаты.
По состоянию на сентябрь 2023 года около 67 млн человек получали ежемесячные пособия социального обеспечения. Проблема в том, что доходов Social Security не хватает на покрытие расходов, вследствие чего она является одной из крупнейших статей социального обеспечения: ассигнования на него составляют 1 трлн долларов, а к 2029 году, по прогнозам, достигнут 1,92 трлн.
Программа Medicare была открыта в 1965 году как федеральная программа медицинского страхования для людей в возрасте от 65 лет и молодых людей с ограниченными возможностями. В 2022 году Medicare предоставила медицинскую страховку 65 млн человек, а их расходы, которые подлежали возмещению, превысили 900 млрд долларов. Нужно отметить, что доля Medicare в расходах федерального бюджета с годами становится все внушительнее: в 1986 году, через двадцать лет после начала действия программы, она составляла 7% от расходов, в 1996-м уже 11%, а к 2024 году доросла до 14%.
Если Medicare — это социальная поддержка уязвимых категорий граждан независимо от их дохода, то Medicaid — федеральная программа, которая предоставляет медицинское страхование лицам с очень низким доходом. Допускается одновременное использование обеих программ, если претендующий подходит по критериям. Изначально Medicaid была доступна только самым бедным слоям населения, но позднее в нее внесли изменения, закрепленные в Законе о доступном здравоохранении (Affordable Care Act) и позволившие миллионам американцев рассчитывать на льготную медицинскую страховку. В 2022 году общие расходы Medicaid составили около 616,1 млрд долларов, к 2027 году ожидается рост до 1 трлн. При этом большую их часть (примерно 60%) покрывает федеральное правительство, оставшаяся часть финансируется из бюджета штата.
Проблема та же, что и с Social Security: работающие платят взносы, но этого катастрофически не хватает. Так что текущие расходы США на здравоохранение также превышают показатели многих развитых стран. Расходы на медицину (статьи Health и Medicare в совокупности) составляют почти четверть всех расходов федерального бюджета. За последние тридцать лет они выросли в 7,5 раза, в то время как накопленная инфляция за это время составила 118%.
Именно расширение программ Medicare и Medicaid стало одним из переломных моментов в планомерном росте расходов США на социальное обеспечение. «Наиболее ощутимый финансовый эффект они стали давать позднее, по мере старения населения и увеличения медицинских расходов. Например, число работников на одного пенсионера составляло 5,1 в 1960 году, в 2010 году оно сократилось до 3,0 и, по прогнозам, сократится до 2,2 к 2030 году», — рассказывает Наталья Петровская. Переломный момент, по ее словам, пришелся на 2008–2009 годы, когда экономический кризис привел к снижению налоговых поступлений на фоне роста потребности в социальных выплатах и помощи. В этот период стало очевидно, что существующих налоговых поступлений уже не хватает для покрытия обязательств по социальным программам без увеличения дефицита бюджета.
Расходы на социальное обеспечение в широком смысле являются одной из самых обсуждаемых вещей в США, что неудивительно: с каждым годом с ними все больше проблем. Во-первых, ожидаемая продолжительность жизни американцев растет, что, естественно, приводит к более высоким выплатам и повышает вероятность того, что будущие бенефициары получат сокращение платежей. Во-вторых, бенефициаров слишком много. Программа Social Security появилась в разгар Великой депрессии, никто не мог предвидеть, что после Второй мировой войны будет бэби-бум. По приблизительным подсчетам, около 70 млн бумеров выходят на пенсию в 2010–2030 годах. А вот число работников падает, и попечители социального обеспечения отмечают, что если их коэффициент снизится до 2,3, то программа будет постоянно недофинансирована. Свою лепту внесла и эпоха низких процентных ставок: взносы, выплачиваемые в систему социального обеспечения, инвестируются в облигации и другие высококачественные ценные бумаги, которые выплачивают проценты, но ставки были стабильно низкими в течение многих лет. И третья проблема социального обеспечения — пандемия ковида, во время которой уровень безработицы вырос до 14,9% и доходы от программы резко снизились. Ситуацию усугубило открытие программы временного увеличения размера пособий для поддержки домохозяйств, лишившихся работы, в период с апреля по июль 2020 года (надо сказать, что с всплеском безработицы правительство США справилось: уже три года, с октября 2021-го, ее уровень не поднимается выше 4,5%).
Самое неприятное, что Social Security и Medicare охватывают не все уязвимые группы населения. Поэтому Штаты постоянно тратят деньги и на другие формы поддержки. Так, американцы, лишившиеся работы и оказавшиеся в затруднительном финансовом положении, могут рассчитывать на поддержку со стороны государства. Для получения есть ряд условий, и, если все они выполнены, безработный может получать до половины своего последнего оклада. Условия предоставления социальных пособий по безработице и суммы выплат отличаются в разных штатах.
Другая проблема, чрезвычайно острая и требующая решительного вмешательства властей, — это бездомные. В 2023 году их число составило более 650 тыс. человек, на 12% больше, чем годом ранее, что стало самым высоким показателем за всю историю наблюдений, с 2007 года. Лишиться крыши над головой в США довольно просто: ежемесячное обслуживание даже скромного жилья обходится крайне дорого. Даже в неблагополучных и бедных районах аренда жилья резко дорожает, потому что городские власти методично сносят старые дома, желая вовсе избавиться от таких захудалых мест. Жители таких районов не в состоянии платить за жилье в дорогих квартирных комплексах, которыми заменяют снесенные постройки, и тоже оказываются на улице. Есть и другие риски: рядовому американцу короткий прием у врача и лекарство от простуды может легко обойтись в тысячу долларов, если у него нет страховки. А если случается что-то более серьезное и страховка по каким-либо причинам не покрывает лечение, оплата медицинских услуг может привести к разорению.
Больше всего бездомных в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Сиэтле. Штат Калифорния — безусловный «рекордсмен»: с 2019 года число бездомных там выросло почти на 20% и превысило 180 тыс. человек. За эти пять лет штат выделил 24 млрд долларов на программы борьбы с бездомностью. В Калифорнии также самая высокая доля людей, живущих во временных лагерях или в автомобилях, а не в закрытых убежищах.
Власти пытаются поддержать людей, лишившихся крова, открывая продуктовые банки и приюты в каждом городе, а также медицинские центры, где можно получить лечение, сделать прививки и пройти профилактический осмотр. Кроме того, бездомные могут подать заявку на финансовую помощь и субсидируемое государством жилье, но на него длинные очереди. Тем более что предоставление квартиры не решает проблемы. Те, кто получил временное жилье, могут вернуться назад: по данным властей Лос-Анджелеса, каждый третий бездомный опять попадает на улицу. Несмотря на то что в 2023 году в решение проблемы с бездомностью в городе удалось вложить 1,3 млрд долларов, находить финансирование все так же сложно, отметила мэр Лос-Анджелеса Карен Басс.
Колоссальная часть бюджета штатов расходуется на поддержку не только бездомных, но и мигрантов. Власти Нью-Йорка за последние два года потратили на них 5 млрд долларов. К июню 2025 года эта сумма может удвоиться. Деньги расходуются не только на жилье для новоприбывшего населения, но и на медицинские страховки (есть бесплатные годовые страховки для иммигрантов, любая беременная женщина или ребенок могут подать на страховку Medicaid, даже если находятся в стране нелегально), пособия, продукты питания и многое другое. И такая проблема наблюдается не только в Нью-Йорке. По данным The Washington Times, на данный момент Соединенные Штаты стали домом для 51,4 млн иммигрантов, 13,7 млн из которых находятся в стране нелегально. Американские налогоплательщики ежегодно тратят 150 млрд долларов из-за провала миграционной политики Джо Байдена. Пособия и зарплаты мигранты тратят на текущие расходы, а остаток отправляют семьям в родную страну. То есть фактически такое поведение иммигрировавшего населения препятствует борьбе с инфляцией монетарными методами. Что же до расходов штатов, то в конечном счете они обращаются за помощью к федеральному бюджету, да и часть затрат на содержание мигрантов несет он.
Именно социальные расходы являются источником хронического дефицита бюджета США. Сейчас он составляет 1,8 трлн долларов. Эта цифра с прошлого года выросла на 138 млрд долларов (более чем на 8%). В 2024 году поступления в бюджет составили 4,9 трлн долларов, расходы — 6,75 трлн.
Разумеется, в этом виноваты не только программы Medicare, Medicaid и Social Security, но и оборонные заказы, а также содержание вооруженных сил. «Среди источников роста задолженности можно также выделить войны в Афганистане и Ираке, рецессию 2008 года и пандемию COVID-19», — добавляет Алексей Шлихтер, ведущий научный сотрудник группы экономических исследований США ИМЭМО РАН.
Конечно, на резкое увеличение дефицита повлияли и процентные расходы по государственному долгу. Для борьбы с инфляцией Федеральная резервная система активно повышала процентные ставки, что привело к увеличению стоимости заимствований. Впервые в истории процентные расходы за год достигли 889 млрд долларов, и не за горами триллион.
По словам Алексея Шлихтера, огромная величина госдолга — 35,68 трлн долларов — обусловлена несколькими факторами. Во-первых, высокой стоимостью обслуживания долга в период высоких процентных ставок, что в перспективе все же может повлечь за собой сокращение финансирования социальных программ. Во-вторых, дорогостоящими программами обновления дорожно-транспортной и коммунальной инфраструктуры и зеленого перехода. И наконец, ростом других расходов (трансферты штатам), а также сокращением налоговых поступлений в федеральный бюджет, вызванным безработицей.
«Рост расходов на социальное обеспечение в США и увеличение нагрузки на федеральный бюджет и бюджеты штатов может привести к значительным финансовым и структурным последствиям. Во-первых, это может усилить давление на налогоплательщиков и потребовать новых налоговых инициатив. Во-вторых, растущая долговая нагрузка может ограничить возможности бюджетов для инвестиций в ключевые сферы, такие как инфраструктура и образование, что может оказать влияние на экономический рост», — предупреждает Наталья Петровская.
Американцы переживают, что большой дефицит бюджета приносит в жертву долгосрочный рост и более высокий уровень жизни в будущем, а также вытесняет необходимые инвестиции в оборону и научные исследования
И вот теперь Комитет по ответственному федеральному бюджету проанализировал предложения по налогам и расходам, выдвинутые Дональдом Трампом и Камалой Харрис в ходе предвыборной кампании, и обнаружил, что оба плана только увеличат госдолг в течение следующих десяти лет. «Обе главные партии, по сути, согласились игнорировать уровень долга Вашингтона времен Второй мировой войны и гигантский годовой дефицит при отсутствии чрезвычайного положения в стране», — утверждает редактор Wall Street Journal Джеймс Фриман.
Да, коллапса удается избежать, но экономика США из года в год подвергается эрозии. «Фискальный дисбаланс США медленно подрывает заработные платы и доходы на протяжении десятилетий, — пишут авторы Financial Times. ― Частные инвестиции падают на 33 цента на каждый доллар увеличения дефицита бюджета. Меньшие инвестиции сокращают основной капитал страны, делая рабочих менее производительными, снижая их заработную плату и сокращая участие рабочей силы. На протяжении десятилетий эти эффекты накапливаются. Более того, США берут в долг для финансирования текущего потребления, а не для инвестиций. Большой дефицит бюджета приносит в жертву долгосрочный рост и более высокий уровень жизни в будущем, чтобы поддержать расходы сегодняшних пенсионеров среднего класса. Растущий долг также вытесняет необходимые инвестиции в оборону и научные исследования, а также затрудняет расширение экономических возможностей для рабочего класса, как предлагают Харрис и Трамп».
И что хуже всего, тратя гигантские деньги на социальную поддержку, США не могут повернуть вспять процесс роста неравенства. Средний класс вымывается, число бедных растет, а богатые богатеют. За последние двадцать лет самой низкой доля доходов 1% богатого населения США была в 2009 году, составив 16,7%. До 2020 года она варьировалась в пределах 17–20%, в 2022-м достигла уже 20,9%. В том же году доля бедных в США выросла до 12,4% против 7,8% в 2021-м. Таким образом, за чертой бедности в стране проживали 37,9 млн человек — это примерно половина из числа граждан, которых затрагивает Закон о социальном обеспечении.