По бизнесу российских маркетплейсов может быть нанесен удар: депутаты Госдумы выступили с инициативой запретить размещение дарксторов (магазинов-складов, где хранится продукция и комплектуются заказы на доставку покупателям) в многоквартирных домах и направили соответствующий законопроект для обсуждения в Минстрой России.
Они объясняют это большим количеством жалоб от жителей домов, недовольных непрекращающимся шумом в связи с постоянной разгрузкой товара, скоплением курьеров, неконтролируемой санитарной ситуацией на этих точках и т. д.
Законом запрещено размещать склады в жилых многоквартирных домах, однако нет законодательного официального определения того, чем являются дарксторы: складами, магазинами или еще чем-то, — поэтому непонятно, какими правовыми нормами пользоваться при регулировании их деятельности. Собственно, этот правовой пробел и решили ликвидировать депутаты.
Если им удастся откликнуться на жалобы жителей кардинальным образом, то есть запретить размещение дарксторов в жилых домах, бизнесу маркетплейсов будет нанесен существенный урон. Ведь «быстрая доставка» стала одним из главных конкурентных преимуществ в борьбе маркетплейсов за покупателя. С момента возникновения маркетплейсов их усилия были направлены на то, чтобы сократить срок доставки товара до минимума. А сделать это можно только при максимальном приближении к потребителю — буквально к нему во двор, в соседний дом и т. д. Более того, российский онлайн-потребитель уже крайне развращен этой близостью: всего лишь за несколько минут можно получить любой продукт или необходимый для приготовления какого-либо блюда ингредиент. Уход маркетплейсов из жилой застройки приведет к увеличению сроков доставки, удорожанию логистики и серьезному ухудшению рыночных позиций для ориентированных на быструю доставку маркетплейсов, таких как «Яндекс.Лавка», «Самокат», «Озон.fresh» и др.
Пострадает и еще одна ключевая услуга маркетплейсов — доставка по клику. Суть ее в том, что после оформления заказа товар поступает на склад продавца (как правило, ближайший к покупателю даркстор) и дальше покупатель может в удобное для себя время вызвать курьера, который в течение 10–20 минут этот товар привезет. Очевидно, что если склады хранения товара будут существенно удалены или перегружены, вся схема перестанет работать или издержки на ее реализацию сильно вырастут.
За последние годы маркетплейсы вложили огромное количество средств в усиление своих позиций на рынке, и, скорее всего, они не сдадутся без боя. Возможно, «правила поведения» для маркетплейсов в многоквартирных домах просто ужесточат, и это приведет к росту их издержек на логистические услуги. Отказаться от быстрой доставки в период бурного роста компаний стало бы для них смерти подобно. Ставки в борьбе за рынок сегодня как никогда высоки.