Компания «Здоровый хлеб» вышла с инновационным продуктом на рынок, на котором, казалось бы, нет места инновациям -— рынок хлебопечения. И преуспела
Один клик в телефоне на иконку приложения «Вкусвилл» — и вот каталог продуктов, второй клик по запросу «белково-полбяной хлеб» — и перед глазами небольшой батон овальной формы весом 290 граммов за 147 рублей из муки полбы, муки бобов люпина, муки льна, порошка топинамбура, изюма, семян подсолнечника, с информацией на упаковке о том, что в 100 граммах продукта содержится 15% белка, 45% пищевых волокон, витамины В1 и В6. Третий клик — и необычная по составу булка, изготовленная петербургской компанией «Здоровый хлеб», отправляется в корзину покупок, а сетевой ретейлер обещает доставить ее вам за два часа. Вот так просто и быстро теперь можно войти в число осознанных потребителей, то есть людей, выбирающих для себя не еду с «пустыми» калориями, а функциональные продукты — максимально насыщенные пользой, сбалансированные, с высоким содержанием необходимых человеческому организму ингредиентов.
Но чтобы «простота» выбора стала доступной, когда-то и кому-то должна была прийти в голову идея выпускать такие продукты, кто-то должен был иметь сильную мотивацию на их создание и веру в то, что такая еда очень нужна не только его близким, но и другим людям. В создании белково-полбяного хлеба таким человеком стала Виктория Долгих — молодой ученый, кандидат биологических наук, основатель и генеральный директор малой технологической компании ООО «Здоровый хлеб». Кроме того, Виктория является председателем правления зарегистрированной в сентябре этого года Ассоциации производителей и поставщиков функциональных продуктов питания и ингредиентов (АПП ФППИ), председателем экспертного совета Роскачества по развитию рынка функционального питания, председателем Совета по развитию технологий в агропромышленном комплексе и новым продуктам питания Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов.
О том, для чего ей понадобилось брать на себя такую большую общественную нагрузку, не забывая при этом о развитии собственного бизнеса, выручка которого за несколько лет выросла с 3 млн до 215 млн рублей в год, а также о перспективах развития рынка функциональных продуктов питания в России, Виктория Долгих рассказала «Моноклю».
— Всегда интересна мотивация, с которой человек идет в тот или иной бизнес. Почему вы решили заняться хлебным делом?
— Идея открыть хлебный бизнес была и для меня самой совершенно неожиданной. Я рассчитывала реализовать себя в ином направлении, так как получила прекрасное образование на факультете психологии МГУ имени Ломоносова, занималась наукой, защитила кандидатскую диссертацию, создала свой психологический центр и авторский метод работы. Но тут у моего двухлетнего сына появилась аллергия, и я задумалась над тем, чем же его надо кормить. Мы уже переехали из Москвы в Петербург, в город Пушкин, где можно было на рынке купить хорошие простые продукты, овощи и фрукты, но что касается многокомпонентных продуктов, к которым относится хлеб и все мучные кондитерские изделия, то с этим беда: они все были рафинированными, из очищенной муки, бедные по составу, но с большим количеством «пустых» калорий.
Я стала думать о том, что же приготовить ребенку полезного, материнство меня подтолкнуло к изучению материалов по функциональному питанию, к знакомству с ингредиентной базой создания хлеба. В итоге я испекла свой первый хлеб! На удивление, он получился. Хлеб был из полбы, льна, топинамбура, а закваску я сделала из пророщенной ржи.
Меня этот опыт невероятно вдохновил, а так как я человек общительный, то тут же стала рассказывать о своем хлебе подругам, мамам во дворе, где все гуляли со своими детками. И меня стали просить готовить такой хлеб и продавать им, так как он получался вкусным и питательным. Я сделала несколько видов хлеба, каждый раз совершенствовала рецептуру, все записывала, пробовала еще и еще раз. Я никогда раньше не увлекалась выпечкой, но тут был другой интерес — проверить, насколько интересен людям этот продукт, такой естественный тест продаж. Это уже спустя годы я понимаю, насколько все было верно, а тогда я поступала интуитивно, ведь никакие курсы по бизнесу не заканчивала, акселерационные программы не проходила, просто очень хотелось кормить людей, особенно детей, полезным хлебом.
Малая технологическая компания «Здоровый хлеб» создана в 2017 году в Санкт-Петербурге. Специализируется на производстве инновационных запатентованных функциональных хлебобулочных изделий для здорового образа жизни и активного долголетия. Реализует продукцию через сетевых ретейлеров, маркетплейсы, магазины здорового питания, собственный интернет-магазин. Общая площадь арендованного помещения — 1600 кв. м.
Число сотрудников — более 50 человек.
Выручка — 215 млн рублей.
Потом я подумала, что можно такой хлеб предложить на реализацию в магазин здорового питания. Продажи были нормальные, только вот процесс приготовления хлеба для меня становился все более обременительным. Родился второй ребенок, мне стало действительно тяжело, замесы хлеба я делала уже ночью — уложу всех и с одиннадцати вечера до двух ночи пеку хлеб, при этом днем — на работу в свой психологический центр. И я все больше уставала от рутинного, регулярного и длительного процесса приготовления. Стала говорить подругам: «Давайте я буду проводить мастер-классы, а печь хлеб вы будете дома сами?» От чего они дружно отказались и встречно предложили: «Может, ты откроешь пекарню?»
— И вы согласились?
— Не сразу, с момента выпечки первой булки, а это было в 2014 году, до открытия юрлица прошло три года, можно сказать, бизнес рос органично и естественно, поэтапно. Я начала размышлять о пекарне. И вопросы стали цепляться один за другим: а какой будет объем производства, какой тоннаж, как это все прикинуть через технологический процесс, сколько понадобится инвестиций, сколько надо закупить оборудования, какого размера необходимо помещение: Я почти год занималась этими вопросами. Мне очень помогла питерская компания «Русская трапеза», производитель упаковочного, хлебопекарного и технологического оборудования. Был период, когда я ездила к ним почти ежедневно, а их технолог, проникшись моей идеей, помогала мне постичь процесс хлебопечения, вместе мы составили всю линейку необходимого оборудования.
Параллельно в филиале НИИ хлебопекарной промышленности в Пушкине шла доработка хлеба до промышленного образца, плюс с экономистом мы составляли финансовую модель, очень долго, восемь месяцев, искали нужное помещение. Потому что это пищевое производство, много параметров должно совпасть — наличие городских коммуникаций, расположение помещения так, чтобы можно было развести производственные потоки, то есть сырье должно входить в одни двери, а готовая продукция выгружаться через другие, и еще масса санитарных норм и требований. В итоге мы нашли такое помещение в Красном Селе, у нас под Питером, бывшая военная столовая. Поначалу нам казалось, что это огромное помещение, половину площади мы долго не использовали, думали, что нам еще расти и расти до таких объемов, а теперь уже и тесно.
— Сколько вы инвестировали в свой проект?
— Первоначально мы составляли бизнес-план на 20 миллионов рублей с окупаемостью в три года. Конечно, сроки окупаемости вышли больше, но вот точки безубыточности мы достигли достаточно быстро, за два года. Если же говорить об общих инвестициях за все время работы компании, то они составили около 100 миллионов рублей — 60 миллионов в оборудование, включая средства двух грантов от Фонда содействия инновациям по программе «Коммерциализация» (в 2020 и 2023 годах) на сумму 37 миллионов рублей плюс порядка 40 миллионов рублей вложений в операционные нужды — аренду, зарплату и так далее.
Инвестировали как свои, так и кредитные средства, средства грантов. Часть оборудования, к примеру, покупали в кредит от МСП-банка под гарантию Корпорации МСП. Фактически это был уникальный венчурный кредит под индивидуальные условия, ведь у нас не было даже отгрузок продукции, а мы получили средства под 8,5 процента годовых на деять лет.
Конечно, сначала было непросто справляться со всеми платежами и кредитной нагрузкой, но тут все зависит от того, в какой точке развития находится компания: пока обороты маленькие, то все тяжело, а сейчас эти расходы занимают небольшую долю в затратах. После выхода на безубыточность рост пошел уверенный, только 2022 год был таким плато, практически с оборотом предыдущего года, потому что все торговые сети замерли в ожидании, не вводили новые товары в продажу. А потом пошел хороший рост, выручка 2023 года составила 126 миллионов рублей, а этот год завершим где-то на уровне 215 миллионов. То есть за три года среднегодовой прирост составляет 60‒70 процентов. Наша рентабельность выше рынка хлебобулочных изделий, потому что мы выпускаем изделия с добавленной стоимостью, но при этом объемы у нас не такие большие, как на заводах, которые производят обычный хлеб, ведь у нас все-таки нишевый продукт.
— Что же за чудо-хлеб такой вы создали? И как измеряется его польза?
— Уникальность нашего белково-полбяного хлеба подтверждена патентом на изобретение, он содержит четыре вида сырья — полбу, лен, люпин, топинамбур, производится на закваске, без сахара, хлебопекарных дрожжей, пшеничной очищенной муки. Хлеб получился мультифункциональным, для всех категорий потребителей — и просто чтобы быть здоровым, и как профилактический продукт.
Прежде всего, наш хлеб является источником растительного полноценного протеина — 50 процентов суточной нормы в 100 граммах, и эти же 100 граммов обеспечивают человека 50‒70 процентами суточной нормы пищевых волокон. А это очень ценно, потому что растительного белка мы сильно недоедаем, а пищевых волокон в нашем питании крайне мало — мы не едим цельных каш, мало употребляем орехов, практически не едим овощи целиком, а все чистим, снимаем кожуру с яблок, с огурцов. А дети вообще не любители капусты и других овощей. А хлеб на рынке практически весь очищенный.
Мы проводили такой эксперимент: ходили по магазинам и искали хлеб из цельных злаков, хотя бы чисто ржаной, в котором содержится 30 процентов пищевых волокон в 100 граммах, в два раза меньше, чем в нашем, но все же. Нашли такой хлеб только в одном магазине, он лежал неприметно в уголочке, а ведь из всего представленного хлебного ассортимента он был самый ценный, все остальное — высокоуглеводное, с «пустыми» калориями.
В нашем хлебе много магния, железа и фосфора — 30 процентов суточной нормы, витамины группы В, в том числе В6, который легко усваивается. А ведь далеко не все нутриенты из БАДов усваиваются организмом полностью, в лучшем случае до 20 процентов. Усвояемость витаминов и минеральных веществ из естественных продуктов гораздо выше, и такие продукты мы сейчас называем функциональными, высоконутриентными (нутриенты — биологически активные элементы пищи и источник энергии для организма. — «Монокль»), или продуктами высокой пищевой плотности. При невысокой калорийности они дают большое насыщение, предотвращают дефицит витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон, полиненасыщенных жирных кислот, предупреждают многие заболевания.
— Какие, к примеру?
— Прежде всего, это все нарушения желудочно-кишечного тракта организма — дисбиозы, запоры или поносы. Сейчас микробиому уделяется огромное внимание в мире, есть целые программы по его изучению, так как он рассматривается как полноценный орган, занимающий в теле человека два-три килограмма биомассы — это бактерии, грибки, вирусы и так далее в определенных соотношениях. И, кстати, именно они дают команду клеткам кишечника вырабатывать так называемый гормон счастья серотонин, спасающий человека от депрессии. Он на 90 процентов формируется в кишечнике и только на 10 процентов — в мозгу человека. Плюс бактерии вырабатывают определенные витамины, разные медиаторы, гормоны. В общем, микробиом — это целая фабрика, которая работает внутри нас, и ее надо поддерживать в хорошем состоянии.
Для подтверждения лечебных свойств хлеба надо проводить клинические испытания, и мы над этим работаем. Совместно с гастроэнтерологом ФМБА РФ провели научное исследование по лечению запоров у детей, где доказали, что альтернативный способ, не вызывающий побочных эффектов, — это потребление белково-полбяного хлеба в объеме 80 граммов в сутки. Однако это только первый шаг, сейчас мы будем запускать полномасштабное клиническое исследование.
«Очень хотелось кормить людей, особенно детей, полезным хлебом», — говорит Виктория Долгих
Очень многие пишут отзывы, что похудели на нашем хлебе на 15‒20 килограммов, ведь когда включаешь в рацион такие медленные и правильные углеводы, растительный белок, пищевые волокна, то меняется сам паттерн питания. Меньше хочется есть, больше сытости, легче справляться с тягой к сладкому, потому что организм все получает и патогенная флора перестает превалировать, давать команду есть высокоуглеводную еду.
— А где вы берете основной ингредиент для хлеба — полбу, у кого покупаете злак и каковы перспективы его востребованности в России?
— Поставщика полбы мы выбирали очень тщательно, еще в самом начале запуска производства, когда делали пробные выпечки. Отвозили в лабораторию злаки и проверяли, сколько в них белка, пищевых волокон. (полба — полудикий вид пшеницы, отличается зерном с невымолачиваемыми пленками, ломкостью колоса, неприхотливостью, скороспелостью, большинство видов устойчивы к грибковым заболеваниям. — «Монокль»). В итоге выбрали поставщика, у которого все показатели точно соответствовали заявленным: хозяйство в Краснодарском крае, бывшее опытное отделение питерского Всероссийского института растениеводства имени Вавилова, где в экологически чистом районе выращивают полбу по органическим стандартам, хотя сертификат «Органик» и не получали. Но полба такой злак, что с химикатами даже хуже растет, как мне объясняли агрономы, а вот по пользе превосходит обычную пшеницу по количеству белков, витаминов и минералов, которые содержатся преимущественно в оболочке зерна.
С этим поставщиком мы работаем уже много лет. Хотя знаем, что неплохую полбяную муку делают еще в Татарстане, на Алтае — покупали у них, когда были перебои с поставками. Кроме муки из полбы в стране продается крупа дробленая и цельная, пекари выпускают разнообразную продукцию из полбы, и в целом продукт набирает популярность. Хотя, по отзывам аграриев, полбу выращивать не очень выгодно, так как другие культуры имеют более высокую урожайность, здесь должны быть ценители, любители этого злака.
— Еще в рецептуре вашего хлеба заявлены топинамбур, лен, люпин — эти гости откуда?
— Практически вся ингредиентная база уже есть в России, хотя поставщиков не так и много. К примеру, муку из топинамбура (вид многолетних травянистых клубненосных растений из Северной Америки, по химическому составу клубни сродни картофелю. — «Монокль») нам поставляет производитель пребиотических продуктов из топинамбура «ИстАгро Дон», компания из Липецкой области, имеющая сертификат «Органик». Из топинамбура они делают муку, сиропы, добавки в состав БАДов, так как овощ богат инулином и олигофруктозой, которые помогают нормализовать работу кишечника и снижают уровень сахара в крови.
Люпиновой муки изначально в России не было, мы ее импортировали из Австрии. (люпин относится к семейству бобовых, источник растительного белка, не вызывает аллергических реакций. — «Монокль»). Потом, в 2022 году, поставки прекратились, и мы каким-то чудом, бесшовно, перешли на люпин отечественного производителя, который сам на нас вышел. Это сельскохозяйственный потребительский кооператив «Виола» из Липецкой области, где люди горят своим делом, обожают люпин и продвигают его на рынок, у них есть специальная технология и оборудование для производства муки из люпина, они отслеживают все показатели алкалоидности бобов (алкалоиды — группа азотсодержащих органических соединений природного происхождения. — «Монокль»).
В России люпин не разрешен, но и не запрещен, он находится вне правового поля, и, чтобы сделать его разрешенной продовольственной культурой, надо пройти немало инстанций, иметь доклинические испытания, методики, подтверждения. Мы сейчас помогаем «Виоле» пройти этот путь. Дело в том, что в СССР много сажали люпина — на корм скоту, потому что не было низкоалколоидных сортов для употребления в пищу человеком. Но селекционеры несколько десятилетий работали над выведением новых сортов, их как раз и выращивают теперь. Но проблема еще в том, что уже сформирован рынок сои, чтобы ее заменить гипоаллергенным люпином, надо потратить много усилий.
Все остальные ингредиенты для хлеба продаются на рынке в достаточном количестве — семечки льна нетрудно приобрести, есть много разных производителей, из Узбекистана привозят изюм, некоторые вкусовые продукты покупаем за границей, но это тоже не проблема, к примеру семена чиа, которые идут в «полбяные кексы с семенами чиа».
— А как вы выстроили каналы дистрибуции с учетом того, что продукт для рынка новый?
— Первую «продажу» хлеба во Вкусвилл я осуществила, еще не имея производства. Сделала презентацию из двух слайдов и отправила в магазин, мне вскоре перезвонила менеджер, которую я буду всю жизнь вспоминать добрым словом, и при встрече я передала ей хлеб из полбы, испеченный на кухне. Хлеб ей понравился, она сказала: как откроете производство — звоните. Это была одна из ключевых точек для принятия решения о запуске производства, так как «Вкусвилл» уже был очень популярен и мы подумали, что будем работать только для них. Через полтора года мы дали о себе знать, и «Вкусвилл» действительно стал первым, кто завел наш хлеб на полки. А потом мы поняли, что невозможно ограничиваться одной сетью, надо везде стучаться, встречаться, договариваться. Зашли в петербургскую «Азбуку вкуса», потом в московскую, и пошел бурный процесс освоения разных сетей. Сейчас кроме названных магазинов мы реализуем продукцию на таких торговых площадках, как «Перекресток», «Самокат», «Яндекс Лавка», «Озон фреш», «Эко Маркет», «Лента», «Ашан». Нашу продукцию ежегодно потребляют более миллиона человек.
— И ваше производство справляется с заявками столь крупных сетей?
— Вполне справляемся, потому что, как я уже говорила, он нишевый, для осознанных покупателей, для тех, кому не все равно, что он ест, потому что многим, к сожалению, пока еще все равно. Если же говорить о том, кто больше всего продает нашего белково-полбяного хлеба, то это «Самокат», а наибольшую долю в выручке дает «Вкусвилл», потому что у них представлен самый большой ассортимент нашей продукции — они реализуют и наши ремесленные хлеба с короткими сроками годности, до трех суток, а с такими короткими сроками практически никто больше не работает через распределительные центры.
Что касается выхода на всю Россию, то скоро будем и там присутствовать. Для этого нужно, чтобы сроки годности у хлеба были полгода, а у нас уже есть технология, позволяющая выпускать хлеб со сроком годности от 30 до180 дней без добавления консервантов и других химических улучшителей, без потери качества. Благодаря особой технологии производства и уникальному составу хлеб не черствеет, его можно порезать, прогреть на сковородке или в тостере, и он будет как свежевыпеченный.
— Какими маркетинговыми инструментами вы пользуетесь для продвижения своей продукции на рынок?
— Маркетинг — это отдельная статья затрат, до недавнего времени мы не могли себе позволить ничего в него вкладывать. Можно сказать, что маркетинг у нас был нативный — мои статьи везде, участие в различных конференциях, форумах, бесплатные публикации в СМИ как результат побед в конкурсах. У меня и сейчас почти каждую неделю запланированы какие-то выступления и встречи. Предприятие зарегистрировано в 2017 году, пекарня работает с 2019-го, а в маркетинг мы немного начали вкладывать только с 2023 года — сделали красивый ребрендинг, поменяли фирменный стиль, сайт обновили, стали заказывать рекламу у блогеров, нутрициологов, спортсменов. Кстати говоря, очень хорошая рекламная площадка — это карточки товаров онлайн, где подробно описано, какой прекрасный у нас хлеб: человек зашел, сразу все прочитал, понял и купил. А в обычных магазинах люди идут по своей обычной траектории, чтобы что-то новое заметить, прочитать, надо тот еще квест пройти. В общем объеме выручки онлайн-продажи занимают до 70 процентов, намного опережая продажи с полок.
— Кроме медицинского сообщества и потребителей в каких структурах вы находите поддержку своему хлебу как полезному и нужному для общества продукту?
— У нас все разработки инновационные, запатентованные, в начале 2024 года мы официально получили статус малой технологической компании. Несколько лет назад в первый раз подавали заявку в Фонд содействия инновациям по программе «Коммерциализация» и получили первый грант в 12 миллионов рублей, докупили себе оборудования. По условиям договора мы должны определенный оборот выполнять в течение десяти лет и отчитываться о достижении плановых показателей. И мы его выполняем. А в 2023 году от того же фонда получили второй грант на 27 миллионов рублей, смогли дооснастить завод оборудованием и расширить линейку полезных изделий — в дополнение к полбяному хлебу и кексам с семенами чиа начать выпускать линейку функциональных хлебцев, крекеров из полбы.
Мы активно ведем просветительскую работу, регулярно побеждаем в различных конкурсах, сотрудничаем с Торгово-промышленной палатой города. Нас дважды субсидировали во время ковида, потому что мы сохраняли число сотрудников и даже увеличили его. У нас есть благодарности от президента страны, от губернатора, стараемся участвовать в различных выставках, показывать нашу продукцию. Все это дает нам узнаваемость, рейтинг для компании.
— Есть ли стереотипы потребительского поведения, которые вам мешают? И опишите портрет вашего покупателя.
— Да ничего нам не мешает, аудитория, которая понимает продукт, ест его с удовольствием и постоянно. Просто надо, чтобы как можно больше людей узнавало о нашем хлебе, о том, что на рынке есть такой продукт. А в остальном все понятно: если человек неосознанный, не хочет следить за своим питанием, то это не наша целевая аудитория, он не покупал наш хлеб и не будет. Портрет нашего потребителя — это люди от 18 до 60 лет, чаще женщины, которые хотят питаться здоровой едой и кормить ею свои семьи, ЗОЖ-адепты, читающие состав продуктов на упаковке. Они понимают, какое влияние на здоровье оказывает питание, покупают продукты, которые действительно съедят, не выбросят. В том числе это люди, имеющие ограничения по питанию, которые страдают какими-то заболеваниями или не переносят глютен, отказались от белого хлеба и ищут ему альтернативу.
Социально-финансовый статус наших покупателей не имеет значения, это могут быть и люди с невысокими доходами, но понимающие, что полезно и вкусно, а не только вкусненько. Не важен и статус в плане семейного положения — понятно, что большинство покупателей будут семейными, но сейчас молодые люди очень прокачаны в плане питания, они сознательно выискивают для себя функциональные продукты. Этот сегмент покупателей активно идет с онлайн-площадок «Самоката», «Яндекс Лавки». Имеет ли значение образование? Да, имеет, но тут скорее важно самообразование в части питания и понимания процессов, которые происходят внутри организма. Сейчас столько информации по этой теме, всем все доступно.
— Функциональное питание, функциональные продукты — еще не очень привычные для слуха понятия, но, похоже, ваша компания является одним из флагманов продвижения таких продуктов на рынок.
— Да, сейчас большая часть моего времени сосредоточена на развитии рынка функциональных продуктов питания в стране, то есть это такая общественно-социальная деятельность на государственном уровне. Во-первых, я возглавила экспертный совет при Роскачестве по развитию рынка функционального питания, который будет формировать правовые обозначения натуральных функциональных продуктов, обеспечивать взаимодействие производителей, ретейлеров, покупателей и государственных органов по развитию данного рынка. Для защиты категории натуральных функциональных продуктов и создания доказательной базы, доступной для потребителей, Роскачество уже зарегистрировало в Росстандарте систему добровольной сертификации «Функциональные продукты питания». Наша компания «Здоровый хлеб» первая проходит эту сертификацию, и мы собираем таких же ответственных производителей, которые пройдут сертификацию, с тем чтобы попасть на торговые полки с соответствующей маркировкой.
Сертифицируют по двум категориям. Первая — натуральная функциональная продукция, такая как наш хлеб, то есть пищевая плотность полностью идет из природных источников. И вторая категория — обогащенная продукция, где в продукт можно добавлять какие-то полезные компоненты, повышать его пищевую плотность. Также в задачах экспертного совета уточнение всех терминов, определений, включение их в законодательство, чтобы в перспективе можно было функциональные продукты включать в рекомендации по закупкам различными ведомствами.
Во-вторых, 3 сентября 2024 года была создана Ассоциация производителей и поставщиков функциональных продуктов питания и ингредиентов (АПП ФППИ), где я стала председателем правления. Х5 Group, куда входит торговая сеть «Перекресток», не только находится в составе Ассоциации, но является активным участником управления, попечительского совета, а также планируют формировать полки под функциональные продукты. В АПП ФППИ уже входят 24 юридических лица, из известных это «Фитнес Фуд», «Профессор Пибоди», наш «Здоровый хлеб», производители продуктов из конопли «Макошь», «Виола», «ИстАгро Дон». Ассоциация работает в непривычном для НКО формате: чтобы коммерциализировать научные разработки функциональных продуктов максимально эффективно и быстро, созданы ассортиментный отдел, отдел экспертизы и сопровождения. Будет и отдел R&D, в котором будут прорабатываться технические задания по потребностям населения, то есть на основе опросов покупателей будет формироваться перечень востребованных товаров.
— И свой знак будет у ассоциации, к примеру как есть знак у производителей органической продукции?
— Да, знак разработан, сейчас идет процедура его утверждения. Он будет узнаваемый, такой листочек с шестеренкой, чтобы было понятно сразу, что продукт натуральный, но технологичный.
— А почему вам, как производителю уже востребованного на рынке продукта, так важно развивать рынок функционального питания в масштабах страны, брать на себя такую нагрузку?
— Наше развитие идет за счет небезразличных людей, понимающих цели нашего проекта: с ними мы взаимодействуем, общаемся и достигаем результатов. И это касается всего — от производства нашего хлеба до продвижения концепции функционального питания в России. Мы по крупицам собираем тех, кто это понимает, кто хочет принести пользу будущим поколениям, думает о здоровье нации. Вот с ними и идем дальше, а остальным все равно. Несмотря на то что это могут быть люди в теме, люди принимающие решения, — но если им все равно, то ничего не будет.
Вот, к примеру, мы хотели активно интегрироваться в тему питания детей в детских садах, школах, потому что для детского питания наш хлеб просто подарок. Дети мало едят овощей, несмотря на то что технологи собирают хорошие рационы по всем макро- и микроэлементам. Но все равно большие остатки еды, особенно в крупных городах, где дети избалованы. Наш хлеб при таком раскладе мог бы стать палочкой-выручалочкой, и мы просчитывали рационы — они выходили всего на пять процентов дороже. Но нет, в закупку наш хлеб не идет, поскольку это очень непростая сфера для реализации и операторам питания неинтересно. Но если в стране будет развиваться область функционального питания, появятся методические рекомендации по закупкам продуктов для детских садов, школ, то мы начнем попадать в поле зрения тендеров. Это не произойдет само собой, кто-то должен все продумать, предоставить расчеты, обоснования — большой пласт работы. Но это уже второй этап работы для ассоциации, а сначала надо реализовать в стране саму концепцию развития рынка функционального питания.
— То есть вы будете одновременно заниматься общественно-экспертной работой и вести дела пекарни?
— В пекарне работает полноценная сильная команда, я уже не участвую в операционных процессах, совместно мы выстраиваем только стратегическое видение. В компании сотрудники уважают и понимают меня, знают, чем я занимаюсь, к чему мы стремимся общими усилиями, какие у нас приоритеты, ценности. Это находит у людей отклик, получается такой комплекс работы за идею, потому что я не останавливаюсь только на интересах нашего бизнеса, у меня активная гражданская позиция и тему функционального питания, а точнее, его отсутствия в стране, я стала давно изучать. Есть специализированное спортивное питание, детское, а функционального нет. И теперь у нас своего рода социальный проект, который параллельно идет за государством со всеми представителями науки, бизнеса, которые в этой сфере крутятся. В России большой научно-технологический потенциал, много новых здоровьесберегающих технологий в пищевой отрасли, и силами Ассоциации надо способствовать их реализации и появлению на массовом рынке.
— Каковы ваши планы развития?
— Планируем увеличивать количество SKU, которых сейчас порядка 15, вот сейчас запускаем линейку дополнительных функциональных крекеров. Цель увеличить объемы производства и создавать новые производственные площадки есть, но это непростой и не быстрый процесс, потому что надо делать новый инвестпроект, который будет забирать много усилий, внимания. Но уверена: когда в стране повсеместно появятся полки функциональных продуктов, нам это точно понадобится.