К российским крыльям выстроилась китайская очередь

Первый зарубежный показ истребителя пятого поко ления Су-57 на авиасалоне в Чжухае имеет большое значение для укрепления авиационного сотрудниче ства России и Китая
Читать на monocle.ru

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) представила в Китае «мировую премьеру» — экспортную версию российского истребителя пятого поколения Су-57.

В китайском Чжухае на прошлой неделе прошел авиасалон Airshow China. Airshow China 2024 — 14-й Международный аэрокосмический салон и выставка аэропортового оборудования International Airport Exhibition. На выставке представлена гражданская и военная авиатехника, космическое и навигационное оборудование, а также ракетные двигатели, системы управления огнем и ПВО. На авиасалоне экспонируется рекордное для зарубежных выставок количетво новинок от российских оборонных предприятий, в том числе управляемые ракеты и авиационные бомбы для самолетов пятого поколения.

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), входящая в состав госкорпорации «Ростех», впервые показывает за рубежом полноразмерный макет двигателя АЛ-31ФН пятой серии, улучшающего характеристики самолетов.

Для участия в авиасалоне в КНР прибыли экипажи авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи» на многоцелевых истребителях Су-35С и Су-30СМ.

А особой популярностью пользовался многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57Э. «Су-57 вызывает законный интерес со стороны наших долгосрочных партнеров. Можно сказать, что уже сформировалась очередь за этим самолетом», — заявил гендиректор ОАК Вадим Бадеха, чьи слова приводит телеграм-канал «Ростеха». Там подчеркнули, что Военно-космическим силам России ОАК поставляет Су-57 уже не первый год. «Самолет активно применяется в зоне проведения спецоперации и постоянно дорабатывается с учетом боевого опыта и предложений военнослужащих», — говорится в сообщении.

Как отмечается в докладе Центра анализа мировой торговли оружием, с учетом боевого применения в Сирии и на Украине Су-57 представляет собой самый испытанный в реальной обстановке вооруженного противостояния самолет пятого поколения. Это признают и на Западе, несмотря на вполне объяснимую скудость информации относительно конкретики боевой работы Су-57 в зоне СВО.

Су-57 действительно интересная машина, она долгое время находилась в стадии разработки и доработки, напоминает военный эксперт, председатель МОО «Вече» Владимир Орлов. В последнее время ее стали применять в зоне проведения специальной военной операции. Это помогло отчасти доработать недостающий функционал, в частности работу систем вооружений. «Нужно отметить, что наш самолет пятого поколения вышел позже, скажем так, аналогов, имеющихся у коллективного Запада. Но это позволило нам учесть ошибки и недостатки западных конструкторов, ну и воплотить в металле именно ту, нашу, советскую-российскую школу авиастроения, которая проявила себя в самолете пятого поколения», — говорит эксперт.

Первый зарубежный показ истребителя пятого поколения Су-57 на авиасалоне в Чжухае, безусловно, значим для укрепления авиационного сотрудничества России и Китая, считает летчик, заслуженный работник транспорта Александр Фадеев. Это событие, по его мнению, может привести к росту числа экспортных заказов на российскую военную авиатехнику. Демонстрация уникальных возможностей Су-57 — мощный маркетинговый ход для продвижения всей линейки боевых самолетов России, включая Су-35 и его модификации, также представленные на выставке.

В развернувшемся споре вокруг сравнения летно-технических характеристик Су-57 и китайского J-20 важно избегать голословных обвинений и попыток принизить достоинства конкурента, полагает летчик. У каждого самолета свои сильные и слабые стороны. Объективное сопоставление возможностей Су-57 и J-20, взаимный обмен опытом позволят выйти на создание еще более совершенных истребителей следующих поколений. Тем более что открытых данных о реальном боевом применении J-20 пока нет. А вот Су-57 уже доказал свою эффективность в Сирии и на Украине.

Помимо Су-57 Россия покажет на авиасалоне в Чжухае широкий спектр новейших военных и гражданских разработок, рассказывает Александр Фадеев. Особое место здесь занимают истребители Су-35 и Су-35С, зарекомендовавшие себя на мировом рынке.

Ожидается, что на полях Airshow China будут подписаны новые контракты и соглашения между авиастроительными предприятиями России и КНР. Даже с учетом приостановки проекта широкофюзеляжного лайнера CR929 потенциал для углубления кооперации двух стран в авиакосмической сфере огромен, уверен Александр Фадеев. Это совместные НИОКР, разработка перспективных технологий производства и новых материалов, интеграция производственных цепочек, гармонизация стандартов. Тем более что задача импортозамещения западной авиатехники и комплектующих стоит сейчас очень остро.