Если сравнить президентские выборы во Франции с соревнованиями по бегу, то на выборах у судей помимо стартового пистолета есть еще на всякий случай и боевой.
Если организаторам не нравится кто-то из участников спортивных состязаний, судьи имеют право выстрелить спортсмену в ногу, чтобы выскочка не победил.
И вот очередной «выстрел»: прокуратура Парижа предъявила обвинение депутату парламента Франции от партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен в создании в период с 2004 по 2016 год фиктивных рабочих мест для помощников депутатов Европейского парламента и нанесении ущерба на 4,5 млн евро. В качестве наказания обвинение требует приговорить Марин Ле Пен к пяти годам лишения свободы (три года ношения электронного браслета и два года условно), штрафу в 300 тыс. евро, а главное, запретить ей занимать выборные должности в течение пяти лет. То есть Ле Пен не сможет принять участие в президентских выборах 2027 года. Она уже трижды баллотировалась на пост президента Франции: в 2012, 2017 и 2022 годах, — получив во втором туре последних выборов 41,46% голосов избирателей. При этом французское законодательство устроено таким образом, что в случае признания Ле Пен виновной в суде первой инстанции запрет на участие в выборах будет сохраняться на время рассмотрения апелляций в высших судебных инстанциях, которое может длиться годами.
Можно было бы сказать: ну открылся факт совершения правонарушения, что тут поделаешь, перед законом все равны, даже второй по популярности политик страны! Однако ничего не открылось: расследование французскиих властей по обвинению Марин Ле Пен в создании фиктивных рабочих мест для помощников депутатов Европарламента началось еще в 2015 году и закончилось в 2023-м соглашением о возвращении 330 тыс. евро в казну депутатов Европарламента. Но свою вину Ле Пен так и не признала. То есть французские власти, не найдя на политика нового компромата, снова взялись за старый, но с повышенным рвением.
И самое главное: что имеется в виду под словами «в создании фиктивных рабочих мест для помощников депутатов Европейского парламента»? Эти рабочие места создает сам Европарламент, а депутат лишь выбирает себе помощников. Жандармы решили, что помощники депутата плохо помогали депутату, так сказать, не на всю сумму зарплаты, параллельно занимаясь другой деятельностью? Но Европарламент не деревообрабатывающий комбинат, где можно зафиксировать невыполнение трудовой нормы. Например, некоторые небезосновательно считают, что сам Европарламент и вся европейская бюрократия — это огромная фабрика по созданию фиктивных рабочих мест. Или, например, взять президента Франции Эммануэля Макрона, почти полностью укомплектовавшего прошлое правительство страны симпатичными ему молодыми людьми, — это было фиктивное трудоустройство?
Естественно, что Марин Ле Пен считает цели прокуратуры политическими — «лишить французский народ возможности голосовать за тех, за кого он хочет». С этой точкой зрения согласен даже бывший однопартиец Макрона, бывший министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен, призвавший не бояться демократии и не увеличивать разрыв между «элитой» и подавляющим большинством французских граждан.
Согласно изменениям, внесенным в 2008 году в конституцию Франции, одно и то же лицо не может занимать президентский пост более двух президентских сроков подряд, и Макрон не имеет права баллотироваться в 2027 году. Однако в августе этого года на встрече с представителями оппозиционных политических партий он поддержал идею отменить эту норму конституции, высказанную, по странному стечению обстоятельств, преемником Ле Пен на посту лидера «Национального объединения» Жорданом Барделла.
Начало традиции устранять политических конкурентов было положено не лично действующим хозяином Елисейского дворца, а, скорее, влиятельной группой французской бюрократии, разделяющей с Макроном видение пути, по которому Франция должна и дальше скатываться вниз в своем развитии. На президентских выборах 2017 года, которые впервые выиграл Макрон, должен был победить бывший премьер-министр Франции Франсуа Фийон: он был безусловным фаворитом среди всех кандидатов. И Фийон, как и Ле Пен, выступал за нормализацию отношений с Россией. Буквально за два месяца до первого тура президентских выборов французская прокуратура начала расследование против Фийона по подозрению в незаконном найме парламентских помощников пятилетней давности, а за месяц до выборов лидеру президентской гонки были предъявлены обвинения в хищении госсредств и мошенничестве. В результате скандала уровень поддержки Фийона резко снизился, и он занял лишь третье место в первом туре выборов.