Рост ВВП притормаживается

Инфляция ускоряется с начала октября. Фиксируется рост неплатежей контрагентов

Читать на monocle.ru

В сентябре 2024 года ВВП увеличился на 0,8% к августу (после календарной и сезонной корректировок), сообщил Институт ВЭБ.РФ.

Таким образом, августовский клевок ВВП был с лихвой компенсирован, тем не менее ВВП все еще ниже уровня локального майского максимума. Основной вклад в рост экономики в сентябре внесло сельское хозяйство. Положительную динамику также показали обрабатывающие производства и розничная торговля. А вот в строительстве восходящий тренд с августа переломился. В целом по состоянию на сентябрь 2024 года ВВП в реальном выражении превышает предпандемийный уровень октября 2019-го примерно на 4%.

Согласно первой оценке Росстата, по итогам третьего квартала текущего года ВВП РФ увеличился на 3,1% к июлю‒сентябрю 2023-го. Это существенно меньше, чем во втором квартале, когда ВВП в годовом выражении показал +4,1%, а на протяжении четырех кварталов до этого темпы роста ВВП превышали 5% годовых.

Одновременно с начала октября уже шесть недель значимо ускоряется инфляция, причем это ускорение выходит за пределы сезонной динамики. За три недели, закончившиеся 11 ноября, прирост потребительских цен составил 0,76%, тогда как за прошлые три — 0,46%. По итогам ноября ЦМАКП ожидает показателя на уровне 1,4% к октябрю или 8,8–8,85% к прошлому ноябрю.

Что касается инфляционных факторов, то с ними ситуация неоднозначна. С одной стороны, базовая инфляция в последнее время растет быстрее общей, что вроде бы указывает на ее монетарный характер. С другой стороны, с учетом существенного вклада в базовую инфляцию сезонной компоненты есть основания контролировать другой показатель — цены на непродовольственные товары (без учета сигарет и нефтепродуктов). Здесь, как считает Дмитрий Белоусов из ЦМАКП, динамика определяется равнодействующей между ослаблением рубля и намечающимися проблемами со спросом; но цены, в общем, растут очень слабо (всего 0,18% за последние три недели и 0,28% за предшествовавшие), а по динамике показатель отчетливо отстает от среднемноголетних показателей.

Разумеется, главным фактором инфляции сейчас является сезонное подорожание ранее дешевевшей плодоовощной продукции (+9,6% в целом по группе за три недели; в прошлые три было −1,3%). Отметим, что удорожание имеет не только масштабный, но и почти фронтальный характер и обусловлено сезонным выходом из затоваривания рынка к возникновению локальных напряженностей на нем. При этом в текущем году из-за заморозков весной и потери части урожая ситуация на отдельных рынках может быть заметно более жесткой, чем в прошлом. В итоге прирост цен на огурцы за три недели составил 23%, на помидоры и лук — по 16%, на картофель — 15%, на капусту — 9,9%, на свеклу — 9,7%, на бананы — 4,3%.

Значимым фактором инфляции стало повышение тарифов на авиаперелеты в экономклассе (по +2,2% за эти и прошлые три недели, +5,9% в предшествующие три). Здесь мы сейчас наблюдаем «идеальный шторм»: сочетание сезонного роста спроса (в преддверии новогодних праздников), удорожания топлива и повышения стоимости лизинга на фоне физической нехватки самолетов.

Согласно опросам РСПП, резко подскочила доля компаний, столкнувшихся с неплатежами со стороны контрагентов, — до 37% в третьем квартале 2024 года (против 20–22% в среднем в 2021–2024 годах). Это может быть следствием падения ликвидности хозяйственного оборота из-за затруднения доступа к кредиту и резкого замедления динамики средств на рублевых расчетных счетах предприятий (до 3% к аналогичному периоду прошлого года, что гораздо ниже уровня инфляции). По всей видимости, компании, в достаточной степени обеспеченные денежными средствами, перенаправляют их из производственного оборота на срочные депозиты (стимул — высокие ставки), одновременно наращивая свою кредиторскую задолженность перед поставщиками.

Сальдо счета текущих операций в октябре 2024 года составило 6,5 млрд долларов, не изменившись существенно относительно уточненного показателя сентября. По итогам января‒октября профицит счета текущих операций вырос до 58,1 млрд долларов (44,2 млрд годом ранее). Основным фактором стало увеличение профицита торгового баланса при схожем с прошлогодним вкладом других компонентов текущего счета. Можно только отметить увеличение отрицательного сальдо услуг по статье «поездки».