Российская интеллектуальная цифровая платформа контрактного производства организована на уровне мировых аналогов, но пока не достигла сопоставимых показателей по числу участников. Впрочем, предпосылки для быстрого набора критической массы включенных в систему производителей у нее есть
По данным ЦБ РФ, в третьем квартале этого года загрузка производственных мощностей незначительно снизилась — до 80,4%, но пока еще остается около исторического максимума в 80,9%, который был достигнут год назад. Наибольший уровень загрузки — в секторе розничной торговли: 82,9%. В обрабатывающей промышленности он составляет 75% — на 1,2 п. п. ниже рекордного показателя предыдущего квартала.
По мнению регулятора, российская промышленность работает на пределе своих возможностей, что свидетельствует о перегреве экономики и, в числе прочего, стало причиной недавнего повышения ключевой ставки до рекордного уровня 21%.
Вместе с тем уровень загрузки от предприятия к предприятию все-таки разнится: есть те, кто загружен, что называется, «по полной» и, может быть, и хотел бы нарастить объемы выпуска востребованной продукции, но не может этого сделать. И здесь на помощь могут прийти те заводы или производственные участки, мощности которых недозагружены и могут взять на себя выполнение сторонних заказов.
Год назад «Монокль» рассказывал о цифровых платформах, цель которых — свести первых и вторых (см. «Требуется производство», № 8 за 2023 год). В мире это направление в последние годы развивается весьма активно. Лидеры здесь США и Китай, где число пользователей платформ исчисляется миллионами. При этом в Китае, может быть так, что старт производству дает сам факт заказа товара на маркетплейсе. То есть товара еще не существует, заказ на его изготовление в распределенной сети производств отправляется лишь после поступления оплаты от покупателя. Исследования, проведенные в Китае, показали, что сокращение издержек на операционную деятельность при работе через цифровую платформу для участников составляет до 19%, и на 22% в среднем увеличивается общий коэффициент использования ресурсов. В Китае в промышленные интернет-платформы вовлечено 79 млн единиц промышленного оборудования предприятий.
В России всё пока значительно скромнее.
Российский проект организации контрактного производства — облачная платформа «Виртуальная фабрика». Это MaaS-платформа (Manufacturing as a Service, «производство как услуга»), разработанная командой из Перми. Осенью этого года она внесена в реестр российского программного обеспечения. Как рассказал «Моноклю» руководитель проекта Олег Пономарев, включение в реестр дает проекту ряд преимуществ. Среди них возможность получить доступ к государственной поддержке и субсидиям для разработчиков программного обеспечения, что может существенно снизить финансовые затраты, а также повышение уровня доверия со стороны клиентов, в том числе компаний с государственным участием, которые предпочитают использовать российские программные продукты.
Развитие электронных платформ контрактного производства стартовало примерно в то же время, что и интернет, — в 90-х годах прошлого века. Первым их поколением стали платформы, где бумажные каталоги предприятий были переведены в электронный вид и пользователи могли найти исполнителя заказа или, наоборот, заказчика. Но этим все и ограничивалось: максимум, что предоставляла эта платформа, — контакты потенциальных предприятий-партнеров. Дальнейшие действия — личная коммуникация, уточнение условий, заключение договора и расчеты — проводились в обычном порядке.
Второе поколение — электронный каталог заказов. Производители могли выбрать, на какие из них они готовы откликнуться, после чего их контакты предоставлялись тому, кто заказ разместил. И на этом участие платформы в процессе заканчивалось. Первые два поколения — это то, с чем, по словам Олега Пономарева, в основном и работает российская промышленность.
«В мире же платформенные решения прошли еще два поколения, — рассказывает он. — В 2010-х годах появились агрегаторы заказов. Это третье поколение. Предприятие через платформу получает конструкторскую документацию от заказчика, и те заказы, которые ему подходят, берет в работу, а с помощью стороннего банковского сервиса исполнитель может списать деньги с заказчика и тем самым дать старт сделке. Простая аналогия — интернет-магазин. Как мы помним, раньше каждый маломальский магазин создавал свою интернет-версию, получал заказ и дальше бизнес-процесс шел обычным образом — отгрузка, доставка».
Платформа четвертого поколения — агрегатор производства. Здесь присутствует множество производителей и множество заказчиков. Самое важное здесь то, что вся сделка проходит в рамках платформы, вплоть до финансовых взаиморасчетов. Производитель получает деньги, а заказчик — готовое изделие.
«Мы понимаем, что в рамках промышленного производства существуют различные отклонения, рекламации, различные сценарии исхода рекламаций. Поэтому на платформе должна быть система менеджмента качества и собственный полнофункциональный платежный слой. Хочу обратить внимание, что в первых трех поколениях бесшовного производства нет», — говорит Олег Пономарев.
В России платформа четвертого поколения реализована только в «Виртуальной фабрике».
В платформе «Виртуальная фабрика сегодня участвует порядка 600 предприятий и производственных участков в России и Казахстане. «Мы уже сейчас проводим опытно-промышленную эксплуатацию по трансграничным сделкам с конвертацией валют, — рассказывает Олег Пономарев. — Например, заказчик оплатил заказ в тенге, а производитель в нашей системе получит в рублях, так как система автоматически конвертирует деньги».
Работа организована следующим образом. Заказчик загружает в систему конструкторскую документацию и размещает заказ. В платформе реализованы два механизма расчета стоимости. Первый — конкурентный, по принципам 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг...», когда производители могут выставлять свои цены. Второй механизм — это онлайн-калькулятор, где система автоматически определяет стоимость и выставляет счет. Заказчик имеет возможность мгновенно оплатить его с помощью системы.
Использование MaaS платформы позволяет в разы уменьшить количество проводимых между исполнителем и заказчиком транзакций, существенно сокращая сроки производства деталей и комплектующих, сводя затраты к минимуму, а прибыль – к максимуму. Процесс проходит полно стью в цифровой среде, включая расчеты
Деньги, которые перевел заказчик, замораживаются по принципу эскроу-счета и не могут быть использованы для других целей.
Нажатием одной кнопки, без участия юристов, бухгалтеров, оформления документов, производитель может принять заказ в работу. На платформе реализована возможность предоставления отчетов по этапам производства. После завершения работы над изделием система автоматически, без участи менеджеров исполнителя и заказчика, организует доставку. Причем стоимость логистических услуг заказчик будет видеть еще на этапе оплаты своего заказа и сможет сразу перевести деньги и за доставку. После доставки заказчик проводит входной контроль и, если его все устраивает, деньги поступают и производителю, и логистической компании. В один клик. Если есть претензия, на платформе реализован механизм рекламационной работы.
«У нас семь бизнес-сценариев рекламационной работы, — объясняет Олег Пономарев. — Отклонить рекламации, принять рекламации, частично удовлетворить, возврат на доработку, третейское решение… Любой сценарий закончится финансовым взаиморасчетом».
Пока «Виртуальная фабрика» дает возможность изготовить в рамках контрактного производства только детали и компоненты, пусть и сложные в производстве. Сборочных производств еще нет. Однако, сделав несколько заказов на производство разных компонентов, можно на собственных мощностях организовать сборку конечного изделия. Такая схема работы позволяет предприимчивому человеку начать бизнес практически с нуля, не имея собственного станочного парка и сложного оборудования.
«Стоит задача привлечь тысячи, десятки тысяч предприятий, чтобы создать критическую массу производителей в каждом регионе. Принцип работы таких платформ такой же, как у “Яндекс Такси” или Uber: должно быть такое количество машин в городе, чтобы вам не приходилось ждать такси несколько часов. Цифровая платформа при большом количестве производителей сама настраивается и сама регулируется», — уверен Олег Пономарев.