«Виртуальная фабрика» на низком старте

Российская интеллектуальная цифровая платформа контрактного производства организована на уровне мировых аналогов, но пока не достигла сопоставимых показателей по числу участников. Впрочем, предпосылки для быстрого набора критической массы включенных в систему производителей у нее есть

Читать на monocle.ru

По данным ЦБ РФ, в третьем квартале этого года загрузка производственных мощностей незначительно снизилась — до 80,4%, но пока еще остается около исторического максимума в 80,9%, который был достигнут год назад. Наибольший уровень загрузки — в секторе розничной торговли: 82,9%. В обрабатывающей промышленности он составляет 75% — на 1,2 п. п. ниже рекордного показателя предыдущего квартала.

По мнению регулятора, российская промышленность работает на пределе своих возможностей, что свидетельствует о перегреве экономики и, в числе прочего, стало причиной недавнего повышения ключевой ставки до рекордного уровня 21%.

Вместе с тем уровень загрузки от предприятия к предприятию все-таки разнится: есть те, кто загружен, что называется, «по полной» и, может быть, и хотел бы нарастить объемы выпуска востребованной продукции, но не может этого сделать. И здесь на помощь могут прийти те заводы или производственные участки, мощности которых недозагружены и могут взять на себя выполнение сторонних заказов.

Год назад «Монокль» рассказывал о цифровых платформах, цель которых — свести первых и вторых (см. «Требуется производство», № 8 за 2023 год). В мире это направление в последние годы развивается весьма активно. Лидеры здесь США и Китай, где число пользователей платформ исчисляется миллионами. При этом в Китае, может быть так, что старт производству дает сам факт заказа товара на маркетплейсе. То есть товара еще не существует, заказ на его изготовление в распределенной сети производств отправляется лишь после поступления оплаты от покупателя. Исследования, проведенные в Китае, показали, что сокращение издержек на операционную деятельность при работе через цифровую платформу для участников составляет до 19%, и на 22% в среднем увеличивается общий коэффициент использования ресурсов. В Китае в промышленные интернет-платформы вовлечено 79 млн единиц промышленного оборудования предприятий.

В России всё пока значительно скромнее.

Первый пошел

Российский проект организации контрактного производства — облачная платформа «Виртуальная фабрика». Это MaaS-платформа (Manufacturing as a Service, «производство как услуга»), разработанная командой из Перми. Осенью этого года она внесена в реестр российского программного обеспечения. Как рассказал «Моноклю» руководитель проекта Олег Пономарев, включение в реестр дает проекту ряд преимуществ. Среди них возможность получить доступ к государственной поддержке и субсидиям для разработчиков программного обеспечения, что может существенно снизить финансовые затраты, а также повышение уровня доверия со стороны клиентов, в том числе компаний с государственным участием, которые предпочитают использовать российские программные продукты.

Развитие электронных платформ контрактного производства стартовало примерно в то же время, что и интернет, — в 90-х годах прошлого века. Первым их поколением стали платформы, где бумажные каталоги предприятий были переведены в электронный вид и пользователи могли найти исполнителя заказа или, наоборот, заказчика. Но этим все и ограничивалось: максимум, что предоставляла эта платформа, — контакты потенциальных предприятий-партнеров. Дальнейшие действия — личная коммуникация, уточнение условий, заключение договора и расчеты — проводились в обычном порядке.

Второе поколение — электронный каталог заказов. Производители могли выбрать, на какие из них они готовы откликнуться, после чего их контакты предоставлялись тому, кто заказ разместил. И на этом участие платформы в процессе заканчивалось. Первые два поколения — это то, с чем, по словам Олега Пономарева, в основном и работает российская промышленность.

«В мире же платформенные решения прошли еще два поколения, — рассказывает он. — В 2010-х годах появились агрегаторы заказов. Это третье поколение. Предприятие через платформу получает конструкторскую документацию от заказчика, и те заказы, которые ему подходят, берет в работу, а с помощью стороннего банковского сервиса исполнитель может списать деньги с заказчика и тем самым дать старт сделке. Простая аналогия — интернет-магазин. Как мы помним, раньше каждый маломальский магазин создавал свою интернет-версию, получал заказ и дальше бизнес-процесс шел обычным образом — отгрузка, доставка».

Платформа четвертого поколения — агрегатор производства. Здесь присутствует множество производителей и множество заказчиков. Самое важное здесь то, что вся сделка проходит в рамках платформы, вплоть до финансовых взаиморасчетов. Производитель получает деньги, а заказчик — готовое изделие.

«Мы понимаем, что в рамках промышленного производства существуют различные отклонения, рекламации, различные сценарии исхода рекламаций. Поэтому на платформе должна быть система менеджмента качества и собственный полнофункциональный платежный слой. Хочу обратить внимание, что в первых трех поколениях бесшовного производства нет», — говорит Олег Пономарев.

В России платформа четвертого поколения реализована только в «Виртуальной фабрике».

В начале пути

В платформе «Виртуальная фабрика сегодня участвует порядка 600 предприятий и производственных участков в России и Казахстане. «Мы уже сейчас проводим опытно-промышленную эксплуатацию по трансграничным сделкам с конвертацией валют, — рассказывает Олег Пономарев. — Например, заказчик оплатил заказ в тенге, а производитель в нашей системе получит в рублях, так как система автоматически конвертирует деньги».

Работа организована следующим образом. Заказчик загружает в систему конструкторскую документацию и размещает заказ. В платформе реализованы два механизма расчета стоимости. Первый — конкурентный, по принципам 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг...», когда производители могут выставлять свои цены. Второй механизм — это онлайн-калькулятор, где система автоматически определяет стоимость и выставляет счет. Заказчик имеет возможность мгновенно оплатить его с помощью системы.

Использование MaaS платформы позволяет в разы уменьшить количество проводимых между исполнителем и заказчиком транзакций, существенно сокращая сроки производства деталей и комплектующих, сводя затраты к минимуму, а прибыль – к максимуму. Процесс проходит полно стью в цифровой среде, включая расчеты

Деньги, которые перевел заказчик, замораживаются по принципу эскроу-счета и не могут быть использованы для других целей.

Нажатием одной кнопки, без участия юристов, бухгалтеров, оформления документов, производитель может принять заказ в работу. На платформе реализована возможность предоставления отчетов по этапам производства. После завершения работы над изделием система автоматически, без участи менеджеров исполнителя и заказчика, организует доставку. Причем стоимость логистических услуг заказчик будет видеть еще на этапе оплаты своего заказа и сможет сразу перевести деньги и за доставку. После доставки заказчик проводит входной контроль и, если его все устраивает, деньги поступают и производителю, и логистической компании. В один клик. Если есть претензия, на платформе реализован механизм рекламационной работы.

«У нас семь бизнес-сценариев рекламационной работы, — объясняет Олег Пономарев. — Отклонить рекламации, принять рекламации, частично удовлетворить, возврат на доработку, третейское решение… Любой сценарий закончится финансовым взаиморасчетом».

Пока «Виртуальная фабрика» дает возможность изготовить в рамках контрактного производства только детали и компоненты, пусть и сложные в производстве. Сборочных производств еще нет. Однако, сделав несколько заказов на производство разных компонентов, можно на собственных мощностях организовать сборку конечного изделия. Такая схема работы позволяет предприимчивому человеку начать бизнес практически с нуля, не имея собственного станочного парка и сложного оборудования.

«Стоит задача привлечь тысячи, десятки тысяч предприятий, чтобы создать критическую массу производителей в каждом регионе. Принцип работы таких платформ такой же, как у “Яндекс Такси” или Uber: должно быть такое количество машин в городе, чтобы вам не приходилось ждать такси несколько часов. Цифровая платформа при большом количестве производителей сама настраивается и сама регулируется», — уверен Олег Пономарев.