G20 как символ уходящей эпохи

Теперь Газпромбанку придется передать статус уполномоченного банка — агента для перевода евро в рубли за газ кому-то другому
Читать на monocle.ru

Формально саммит Группы 20 — глав крупнейших экономик мира и ряда приглашенных на мероприятие стран, — прошедший в Рио-де-Жанейро, был посвящен проблемам устойчивого развития, энергетического перехода, социальной интеграции, борьбы с голодом, а также реформе глобального управления и институтов, таких как ООН, МВФ и ВТО.

При этом участники саммита прекрасно понимали, что выработать совместный алгоритм действий по ряду этих вопросов возможно только после понимания того, какую внешнюю политику будет проводить следующий президент США Дональд Трамп. А помимо официальной повестки саммита собравшихся на нем лидеров волнует куда более насущный вопрос: развяжет ли Белый дом всемирную торговую войну в 2025 году?

Однако США были представлены президентом Джо Байденом, который ничем уже не мог помочь ни собравшимся, ни себе, а своим поведением невольно символизировал ту потерянность, в которой оказались он и его страна на международной арене. Самым ярким поступком главы Белого дома перед началом работы саммита стало его выступление перед журналистами на фоне тропического леса Амазонки по теме угрозы изменения климата. Внезапно Байден прервал свою речь, развернулся и ушел в джунгли. Судя по короткому видео, его даже не сразу бросились ловить, очевидно предполагая, что попытка скрыться в джунглях — это хитрый пиар-ход, а не крик души. В ходе работы саммита Байден постоянно и намеренно игнорировал вопросы журналистов, а по его итогам не провел пресс-конференцию. На официальной фотографии участников саммита G20 Байден не присутствовал по неизвестной причине: то ли не захотел фотографироваться, то ли снова убежал в джунгли. В любом случае фото получилось символичным: США отсутствуют на своем привычном месте.

Президент России Владимир Путин отказался от участия в саммите, объяснив, что не хочет срывать мероприятие. «Ну что же, я специально туда приеду, чтобы нарушить нормальную работу этого форума? Мы же прекрасно понимаем, и я понимаю, что, даже если исключить этот МУС, разговор будет только об этом. Мы фактически сорвем работу “двадцатки”. Зачем? Мы же взрослые люди», —заявил российский лидер.

У России же существуют нормальные двусторонние отношения с такими членами G20, как Китай, Индия, Бразилия, Турция, Саудовская Аравия и ЮАР. Что касается лидеров стран, с которыми отношения пока остаются испорченными, то в рамках саммита «Большой двадцатки» их вряд ли удалось бы улучшить за счет проведения двусторонних встреч. Президент Байден через два месяца покинет Белый дом, а европейские лидеры узнают во всех подробностях о своей новой внешнеполитической стратегии в конце января следующего года — когда состоится инаугурация Дональда Трампа.

Российскую делегацию на саммите возглавил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Глава российского МИДа сообщил, что странам Запада не удалось навязать свою повестку саммиту G20. «Запад, естественно, пытался украинизировать всю повестку дня. Это ему не удалось, никто его из стран мирового большинства, глобального Юга не поддержал… Там [в коммюнике] есть и параграф по Украине, с которым мы согласились, потому что главное в нем — это призыв к честному и разумному разговору о мире на реалистичных основаниях», — сказал Лавров.

Демонстративное возмущение по поводу того, что коммюнике G20 не стало отражением западной точки зрения, громче всех высказывали канцлер ФРГ Олаф Шольц и президент Франции Эммануэль Макрон. Но оба «жестких» западных политика уже поспешили занять первые места в очереди на скорое восстановление отношений с Россией: Шольц недавно провел телефонный разговор с Путиным, а Макрон во время саммита G20 демонстративно подошел поздороваться за руку с Лавровым.