Инфляция продолжает разгоняться

Ключевая ставка утратила влияние на динамику денежной массы. Прогнозы предприятий не сулят оживления спроса

Читать на monocle.ru

За неделю с 26 ноября по 2 декабря потребительская инфляция составила 0,50%. Маховик инфляции на потребительском рынке продолжает раскручиваться.

При этом, как видно на графике 1, интенсивность осенне-зимней инфляционной волны в нынешнем году заметно выше, чем в 2023-м. ЦМАКП прогнозирует инфляцию по итогам года в диапазоне 9,2–9,3% годовых. Это существенно выше «вилки» последней (октябрьской) версии среднесрочного прогноза Банка России (8,0–8,5%). Очередное повышение ключевой ставки на плановом заседании совета директоров регулятора 20 декабря становится все более вероятным.

Между тем инструмент ключевой ставки, похоже, утрачивает свою эффективность. Резкое ее повышение в сентябре и октябре текущего года в общей сложности на три процентных пункта не привело к сколько-нибудь заметному торможению кредитной активности, а рост денежной массы, напротив, даже ускорился. Годовой темп прироста широкого рублевого агрегата М2 увеличился с 17,9% в августе до 20,1% в ноябре, темп прироста М2 с поправкой на инфляцию превысил 10% годовых.

32,5 млрд долларов составил в третьем квартале 2024 года объем чистой продажи иностранной валюты 29 компаниями из числа крупнейших российских экспортеров, сообщил ЦБ в свежем «Обзоре финансовой стабильности». Относительно второго квартала показатель снизился сразу на 23%: тогда, в апреле‒июне, чистые продажи на фоне крупных выплат дивидендов экспортерами достигли максимальных за год значений. Сработали и два других фактора: рост доли рубля в расчетах за экспортные поставки и увеличение объема покупок иностранной валюты компаниями для погашения валютных кредитов в российских банках. Сокращение объема обязательной продажи валюты на рынке в совокупности со структурными и специфическими факторами (сжатием торгового баланса в токсичных валютах, блокирующими санкциями в отношении Газпромбанка) привели к резкому ослаблению рубля во второй половине ноября (он подешевел к доллару на 10% за две недели), но затем ситуацию на рынке удалось стабилизировать, и рубль отыграл значительную часть ноябрьских потерь.

Индекс менеджеров по закупкам PMI в обрабатывающих отраслях рос в ноябре второй месяц подряд и достиг 51,3 пункта. При этом был зафиксирован рост как внутренних заказов, так и экспортных. Это позволило компаниям понемногу увеличивать выпуск и ожидания, хотя они сократили наем, а их издержки и задержки поставок увеличились.

В то же время опросы промышленников, осуществленные Сергеем Цухло из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, напротив, фиксируют продолжение охлаждения спроса и рост пессимизма в прогнозах продаж и выпуска. Ноябрьские объемы продаж оценивают как нормальные только 56% предприятий (62% в октябре). Доля же оценок «ниже нормы» увеличилась до 41% с локального минимума 19% в марте 2024 года.

Прогнозы предприятий не сулят оживления спроса. Баланс ожидаемых изменений продаж в ноябре вновь снизился после небольшого роста в октябре. Текущее значение этого показателя — худшее с августа 2022 года. Ноябрьские оценки запасов готовой продукции вновь продемонстрировали символический рост избыточности: до +4 пунктов, реагируя, вероятно, на продолжающееся сокращение спроса и нарастание негатива прогнозов продаж.

Октябрьское оживление выпуска до +4 пунктов тоже способствовало росту избыточности оценок запасов готовой продукции, поскольку в ноябре промышленность вновь сообщила об остановке подъема производства.

Основным ресурсным ограничением промышленного роста в 2014–2024 годах, по оценкам предприятий, является недостаток кадров. Только в апреле 2020 года (ковидный локдаун) и в апреле 2022-го (начало СВО) этот фактор утрачивал первое место в рейтинге предприятий. Производственных мощностей для обеспечения остывающего спроса в конце 2024 года не хватает только 12% предприятий против 48% предприятий с нехваткой работников. На проблему сырья, «взлетевшую» в апреле 2022 года (до 30% упоминаний), сейчас указывают лишь 8% предприятий, что стало 26-квартальным минимумом.

Доступность кредитов для российской промышленности продолжает снижаться. В ноябре только 37% предприятий оценили ее как нормальную. В начале СВО этот показатель за месяц рухнул с 61 до 34%, а в апреле 2023-го поднялся до локального максимума в 66%.

Инвестиционные планы российской промышленности после марта 2024 года определенно начали утрачивать оптимизм. В ноябре они вновь стали отрицательными (ответов о снижении инвестиций было получено больше, чем ответов об их росте) и опустились до 23-месячного минимума.

В октябре сохранилась невысокая активность на рынке ипотечного кредитования. Новых кредитов выдано на сумму 367,1 млрд рублей против 372,8 млрд месяцем ранее и на внушительные 40% меньше среднемесячного уровня выдач второго квартала нынешнего года, когда они вышли на максимум в преддверии отмены большинства программ льготной ипотеки с 1 июля. Средневзвешенная ставка по ипотеке выросла в октябре до 9,7% годовых (8,9% в сентябре) на фоне общего повышения рыночных ставок.