Международная логистика: трудности переводов

Читать на monocle.ru

Владимир Иевлев, генеральный директор Сервисной логистической компании (услуги международной логистики).

— С какими результатами компания завершает этот год? Они соответствуют вашим ожиданиям?

— Мы ожидаем падения выручки на 15‒20 процентов по сравнению с прошлым годом. Основная причина — проблемы наших клиентов-импортеров с платежами за товар, приобретаемый ими на международных рынках. Проблемы с международными платежами возникли из-за вторичных санкций, введенных США. Усложнение ситуации с оплатой привело к увеличению сроков оплаты и снижению оборачиваемости товара. На наш взгляд и на основании обратной связи от клиентов, в первой половине 2024 года ситуация была более депрессивной, а во второй половине года ситуация стала улучшаться благодаря стараниям банков РФ.

— Какие инвестиции компания делала в этом году?

— Специфика нашего бизнеса связана с тем, что основным нашим активом являются сотрудники. У нас нет материальных активов, которые необходимо модернизировать или обновлять. В этом году мы не меняли коренным образом свою политику в отношении персонала. Мы не проводили сокращений штата по нашей инициативе, а подбор новых квалифицированных кадров велся весь год, как и происходит обычно.

— Каков ваш прогноз на будущий год?

— Что касается импорта, то сегодня, несмотря на сложности в международной логистике, мы все равно готовы обеспечивать доставку товаров в Россию из любой точки мира. Поэтому для развития как рынка, так и нашей компании, основным вопросом остается проведение платежей по внешнеторговым контрактам. Если ситуация с оплатой товаров по контрактам будет улучшаться, то мы прогнозируем в 2025 году рост показателей нашей финансово-хозяйственной деятельности.

— Планируете ли вы расширять бизнес в 2025 году? Если да, то в каких направлениях?

— Безусловно, у нас есть планы расширять бизнес. Они связаны в основном с увеличением клиентской базы по нашей основной линейке услуг. Поэтому основные инвестиции с нашей стороны будут именно в кадры. В 2025 году мы также планируем возобновить бесплатные обучающие семинары для клиентов и партнеров — эти мероприятия доказали свою эффективность.

IT-услуги: удвоить оборот бизнеса

Сергей Рассказов, генеральный директор компании DataSpace (крупный российский оператор коммерческих центров обработки данных и поставщик облачных сервисов).

— С какими результатами ваша компания завершает этот год?

— Наши основные приоритеты лежат в нескольких направлениях: расширение и развитие портфеля услуг, а также обеспечение высоких параметров надежности и безопасности инфраструктуры для наших клиентов. Мы выполнили все поставленные перед нами задачи и завершили год с ростом. Основные наши достижения связаны с успешным внедрением новых облачных решений, расширением клиентской базы и успешным процессом модернизации мощностей центра обработки данных.

— Какие инвестиции компания делала в этом году и на какие средства?

— В этом году мы инвестировали в разработку новых продуктов и в улучшение инфраструктуры. Основные цели заключались в расширении функционала наших облачных сервисов и обеспечении их надежности и безопасности. Мы не прибегали к дополнительному внешнему финансированию или кредитам, так как стоимость денег очень высока, и предпочитали развиваться за счет собственных ресурсов.

— Каков ваш прогноз на будущий год?

— Мы уверены, что рынок облачных услуг в России продолжит расти, что связано с цифровизацией бизнеса и растущей потребностью в гибких и масштабируемых решениях. Сейчас экосистема наших сервисов включает в себя широкий спектр разнообразных облачных и интеграционных IT-услуг, услуг по размещению оборудования, телеком-сервисы, сервисы по информационной безопасности и услуги по управлению IT-активами. Мы предоставляем публичные, частные и гибридные облачные решения на базе нашей собственной IT-инфраструктуры, размещенной в ЦОД нашей компании, передаем в аренду выделенное сетевое и серверное оборудование, интегрируем облачные сервисы наших партнеров в единую IT-экосистему, обеспечиваем необходимыми подписками и лицензиями на софт отечественных разработчиков. В зависимости от сложности запроса клиента мы можем интегрировать элементы нашего портфеля в единое предложение, которое решает ту или иную задачу. Именно в этой области мы видим наибольший потенциал роста.

— Планируете ли вы расширять бизнес в 2025 году?

— Мы ставим перед собой амбициозную цель более чем вдвое увеличить оборот нашего облачного бизнеса. Рынок облачных услуг в России демонстрирует динамичное развитие, особенно востребованы персонализированные решения, и это та область, где мы видим большой потенциал в сегментах малых, средних и крупных предприятий. Бизнес начинает более активно использовать облачные решения для повышения своей операционной эффективности. Мы будем продолжать инвестировать в экспертизу и инфраструктуру и будем делать это за счет собственных средств, компания устойчиво развивается, и у нас есть для этого возможности.

Коммерческие автомобили: дорогой лизинг и сокращение продаж

Валерий Кузьмин, управляющий партнер компании «ААА Траксервис» (официальный дилер ряда марок грузовых автомобилей).

— С какими результатами компания завершает этот год?

— Тренд на снижение объема реализации грузовых автомобилей мы увидели еще в четвертом квартале 2023 года. Это связано, с одной стороны, с циклом повышения ключевой ставки ЦБ и удорожанием лизинга, а с другой —  появлением избытка предложения и усилением внутренней конкуренции. Кроме того, появилось огромное количество посредников и микродилеров техники из Китая. Сейчас мы можем констатировать, что объем продаж по итогам 2024 года у нас сократился на одну треть, и это было ожидаемо.

— Какие инвестиции компания делала в этом году?

— Основные инвестиции были направлены на модернизацию наших сервисных станций и усиление позиций именно в послепродажном обслуживании, здесь мы за год увеличили свой потенциал в полтора раза. В отличие от рынка ретейла, где количество компаний-«дилеров», торгующих китайской техникой, уже перевалило за тысячу, полноценными возможностями для качественного гарантийного ремонта грузовой техники и сопровождения клиентов по-прежнему обладает не более двухсот. Ввиду удорожания техники многие клиенты сейчас отказываются от покупок, но при этом не могут не обслуживать технику. В итоге этот сегмент в настоящее время выглядит более надежным и стабильным с точки зрения выручки и прибыли. Кредитными ресурсами мы перестали пользоваться еще в конце прошлого года, так как их стоимость превысила нормы рентабельности нашего бизнеса.

— Каков ваш прогноз на следующий год?

— В значениях год к году будет падение минимум на 30 процентов. При этом мы считаем, что рынок среднетоннажной техники останется на том же уровне и не покажет дальнейший рост, а рынок LCV, скорее всего, добавит пять-десять процентов из-за значительного — кратного — роста рынка e-commerce.

— Планируете ли вы расширять бизнес в 2025 году?

— Да, у нас есть планы, так как проблемы в отдельных компаниях — это всегда возможность для хороших сделок слияний и поглощений. Будем и дальше инвестировать в сервисные направления и усиление наших возможностей в смежных проектах, таких как техпомощь и эвакуация. В целом мы ожидаем разворота тренда по денежной политике во втором полугодии 2025 года и, как следствие, изменения настроений в сфере продаж коммерческой техники.

— Планируете ли вы, наоборот, сокращать инвестиции в бизнес, оптимизировать структуру компании в 2025 году?

— Нас, конечно, огорчает усиление налоговой нагрузки, но будем справляться, искать новые ниши для развития бизнеса. Останавливаться мы не намерены. Возможно, что-то перенесется в планах на другой период. Оптимизировать структуру точно не планируем, в первую очередь в том, что касается сокращения персонала. Наоборот, хотели бы усилить команду и добрать продуктивный персонал.

«Алтан» ставит на муку для пиццы

Валерий Покорняк, генеральный директор компании «Алтан».

— С какими результатами компания завершает этот год?

— Мы завершаем финансовый год, к сожалению, с отставанием от плана по выручке и прибыли. На то были объективные причины: не получилось согласовать два крупных контракта на поставку макаронных изделий, не прошли по цене; длительное время потребовалось для частичного повышения цен в торговых сетях на наши макароны под ТМ «Гранмулино», что повлияло и на выручку, и на прибыль.

Повышение цен на продукцию будет и в 2025 году. Это обусловлено ростом цен на расходные материалы (упаковка, гофрокороб и так далее), ростом логистических затрат, налогов, процентных ставок по кредитам, заработной платы. Причем повышение цен на расходные материалы происходит быстрее, чем цен на готовую продукцию.

— Какие инвестиции компания делала в этом году и каковы их источники?

— Инвестиционные программы мы запустили еще с 2021 года. За этот период было инвестировано более 500 миллионов рублей. В этом году мы направили инвестиции на развитие нового для нас направления — специализированная мука для пиццы.

— Каков прогноз на будущий год?

— В новом году мы продолжим работать по тем продуктам, которые у нас есть: макароны и мука под торговой маркой «Гранмулино». Будем развивать новый продукт: специализированная мука для пиццы. Планируем участие в трех выставках, в том числе международных.

— Планируете ли вы расширять бизнес в 2025 году?

— Мы рассматриваем расширение бизнеса по направлению специализированной муки под ТМ «Гранмулино»: помимо муки для пиццы будем производить муку для восточных лепешек. Рынок этих продуктов ежегодно растет.

Мы четыре года инвестировали, настало время «собирать камни». К тому же инвестировать сегодня за счет кредитных средств стало очень дорого. Инвестиции в производство по действующим кредитным ставкам стали неокупаемыми. Будем следить за развитием ситуации с ключевой ставкой. Надеемся, что правительство сможет предложить малому и среднему бизнесу доступные программы для инвестиций в 2025 году.

Экономическая ситуация заставляет быть осторожными

Александр Семенов, генеральный директор фармацевтической компании «Активный компонент» (Санкт-Петербург).

— С какими результатами ваша компания завершает этот год?

— В этом году продажи компании увеличились примерно на 12 процентов по сравнению с прошлым годом. Однако планы у нас были более амбициозными. К сожалению, рынок очень конкурентный, и, как ни странно, мы наблюдаем дефляцию стоимости активных фармсубстанций. Очень много предложений от иностранных конкурентов — индийских и китайских компаний, которые демпингуют на рынке. У нас такой возможности нет, учитывая, что в России кредитная ставка 22‒23 процента, а в Китае 3‒4 процента, и принимая во внимание наш рост зарплат и огромный дефицит рабочей силы.

— Какие инвестиции вы делали и привлекали ли кредитные ресурсы?

— В этом году мы взяли льготный кредит в рамках кластерной инвестиционной платформы. К сожалению, этот заем также привязан к ставке ЦБ, выдается по формуле 0,3 ставки ЦБ плюс 3 процента. И конечно, результаты этой программы сильно отличаются от наших ожиданий в 2022 году, когда мы в нее заходили. Мы надеемся завершить этот инвестцикл в первом квартале 2026 года, к этому времени планируем поэтапно запустить ряд новых производств.

— Каков ваш прогноз развития компании и рынка в целом в будущем году?

— Рынок за счет инфляции будет расти, но если убрать влияние этого фактора, то большого роста я не ожидаю. Покупательная способность заметно не увеличится. Рост будет идти за счет новых оригинальных позиций, которые будут выходить на российский рынок. В отношении нашей компании следующий год — переходный перед внедрением преференции «второй лишний», которая должна заработать с осени 2025 года или с января 2026-го. Соответственно, в 2025 году мы еще не получим плодов от ее действия. Поэтому рост выручки будет, но умеренный. Увеличения прибыли я не ожидаю.

— Планируете ли вы расширять бизнес в 2025 году?

— В 2025 году мы продолжим строительство нового производственного комплекса в рамках инвестиционного портфеля в размере около четырех миллиардов рублей. Мы также инвестируем в создание новых молекул, которые выходят из-под патента, и в инновационные молекулы (next in class). В нашем пайплайне порядка 80 позиций, которые будут планово запускаться в течение ближайших пяти лет.

— Планируете ли вы сокращать инвестиции в бизнес, оптимизировать структуру компании в 2025 году?

— Сократить инвестиции невозможно, так как мы находимся внутри инвестцикла, стройка уже идет. Но новые капиталовложения мы точно делать не будем. Планируем аккуратно относиться к приему новых сотрудников, пытаемся сокращать все возможные издержки, потому что экономическая ситуация на рынке не позволяет выбрать какую-то другую стратегию.

Основная цель — вырасти в 2025 году вдвое

Залим Кудаев, основатель федеральной сети стоматологических клиник «Зубы за один день»:

— Сфера стоматологических услуг растет ежегодно на 7‒10 процентов. Наша компания завершает 2024 год с приростом в 45 процентов к предыдущему периоду. Выручка в 2023 году составила 300 миллионов рублей. Основной движущей силой стали наши флагманы на Юге России: клиники в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Сочи. Эти подразделения федеральной сети стоматологий «Зубы за один день» по предварительным итогам повысят суммарную выручку за 2024 год на 61 процент, достигнув показателя более чем 350 миллионов рублей.

В этом году активно инвестировали в новые филиалы в трех городах: Тюмени, Воронеже и Москве. Перезапустили клинику в Сочи, которую замораживали на год.

Основная цель — вырастать год к году вдвое. Вижу именно такой итоговый результат 2025 года. Однако, учитывая волатильность экономики, допускаю и минимальную для компании цель — плюс 50 процентов, но это достаточно привычная для нас динамика, а ее хочется переломить в лучшую сторону.

Для достижения целей роста планируем открыть еще минимум две клиники, в идеале — три. На это потребуются инвестиции порядка 100 миллионов рублей.

В 2025 году планируем дорабатывать стратегию эффективности, оптимизировать расходы, в основном за счет централизации закупок с получением более выгодных цен и значительных скидок.

Основная цель в этом направлении на 2025 год — повысить рентабельность бизнеса с высвобождением собственных средств для дальнейшего развития федеральной сети.

Если рассматривать средние по рынку показатели, то рост финансовой устойчивости сектора частной стоматологической практики более чем возможен. Так, цены на услуги ежегодно увеличиваются на 12–15 процентов, а стоимость расходных материалов в последние несколько лет прибавляет в среднем 7‒10 процентов в год.

«Одним из рисков 2025 года считаю удорожание кредитов»

Кристина Романовская, глава агрохолдинга «Лазаревское»:

— В бизнес мы инвестируем ежегодно. Не станет исключением и 2025 год. Но сейчас основная наша задача — довести реализацию инвестиционных проектов до начала полноценного коммерческого функционирования.

Инвестиции 2025 года в агрохолдинге «Лазаревское» мы концентрируем на оптимизации структуры компании и ее бизнес-процессов. За счет собственных средств мы также погасили бóльшую часть кредитов, взятых ранее. Это, безусловно, стало правильным решением в условиях удорожания денег.

В целом на рынке при неизменной текущей ключевой ставке или ее росте инвестиции, скорее всего, сократятся. Одним из рисков 2025 года считаю удорожание кредитных средств, а также пересмотр текущих договоров с банковским сектором в сторону повышения ставки. К этому однозначно сельскохозяйственный рынок готов не был, более того, ранее предупреждение о такой возможности отсутствовало. Этот вопрос касается не новых договоров, а предыдущих. В связи со сложившейся ситуацией рынку и так приходится пересматривать свою инвестиционную политику, а возможность того, что в одностороннем порядке будут изменены условия по кредитам, выданным ранее 2022 года, не способствует устойчивому экономическому развитию отрасли.

Ужесточение условий ведет, с одной стороны, к укрупнению бизнеса, с другой — к монополизации отрасли, что может негативно сказаться на конкуренции, а следовательно, на качестве товара и его цене для потребителя, будь то обычный покупатель продуктов питания или же страны — партнеры России по внешнеэкономической деятельности.

Андрей Дьяков, исполнительный директор ПАО «Ламбумиз» (производитель упаковки):

— Общая выручка компании за девять месяцев 2024 года составила 2,1 миллиарда рублей, на 10,8 процента больше значений за аналогичный период прошлого года. EBITDA показала рост на 32,8 процента, увеличившись до 322,4 миллиона рублей.

Основной вклад в рост продаж обеспечило направление неасептической упаковки для молока и молочной продукции, продажи которой увеличились за девять месяцев на 15 процентов, до 1,7 миллиарда рублей.

В результате компания показала значимый рост рентабельности: валовая рентабельность к 30 сентября 2024 года.24 LTM (за последние 12 месяцев. — «Монокль») выросла к значениям за 2023 год на 4,4 процентного пункта, составив рекордные 32,3 процента, рентабельность по чистой прибыли составила 13,7 процента, EBITDA — 19,7 процента%.

В 2024 году мы запустили продажи упаковки «Топролл» — это картонная упаковка с пластиковыми горлышком и крышкой, аналог упаковки Tetra Top. Ранее она никогда не производилась в России.

— Какие инвестиции компания делала в этом году?

— Вложения в основные средства без учета НДС за девять месяцев 2024 года составили порядка 50 миллионов рублей. В том числе за счет приобретения нового оборудования для печати и для производства одноразовой посуды.

— Каков прогноз на будущий год?

— Цены на упаковку ПЭТ в этом году показывают устойчивый рост, а стоимость упаковки Gable Top показывает незначительное снижение. Поэтому в тренде пяти-семи лет можно уверенно говорить об увеличении доли картонной упаковки в общей массе. Но это не приводит к какому-то кардинальному изменению соотношения сил. При этом маркетинговый потенциал картонной упаковки в разы выше ПЭТ за счет того, что выше красочность, больше площадь рекламной поверхности.

Асептическая упаковка показывает органический рост. Она безальтернативна, ее нельзя заменить ПЭТ-тарой.

Сейчас значительная доля асептической упаковки импортируется (около 30‒35 процентов, 3,5 миллиарда рублей). Это порождает большие сложности для производителей соков и молока: зарубежные поставщики требуют больших авансов, нет возможности или достаточно сложно вернуть бракованную продукцию, возникают сложности и комиссии с платежами. Не говоря уже о высокой стоимости упаковки, логистических затратах, непрогнозируемых сроках. Так что условия для выхода полностью российского производителя на этот рынок максимально благоприятны. Текущие наши клиенты по неасептике уже ждут и обращаются с запросом к нам, когда «Ламбумиз» сможет поставлять асептическую упаковку.

Сейчас идет борьба за замещение доли импортной продукции. Отечественные производители картонной упаковки закупают оборудование, чтобы занять эту долю рынка. После ее освоения отечественными производителями будет умеренный рост — 5‒10 процентов в год.

— Планируете ли вы расширять бизнес в 2025 году?

— Основной стратегический план развития — строительство на базе имеющейся территории дополнительного производственного комплекса для размещения нового производства асептической упаковки и расширения производственных мощностей в рамках текущего ассортимента.

Общий объем инвестиций запланирован в объеме более полутора миллиардов рублей на ближайшие два года и позволит нарастить производственные мощности более чем в два раза на более емком и маржинальном рынке асептической упаковки.

Эдуард Хейман, основатель и собственник бренда Sweety, сетевого кафе замороженного йогурта, с франшизой и собственным производством:

— Несмотря на то что 2024 год был високосным, а следовательно, тяжелым, компания Sweety приняла решение упаковать франшизу и начать продажи бизнеса. Начиная с июля мы стали размещаться на различных площадках и сайтах франшиз и получать первые заявки. Мы уже получили более 100 заявок от предпринимателей из России и стран ближнего зарубежья и более 50 заявок от предпринимателей из различных стран мира. И мы подписали две франшизы и полностью сделали и открыли их. Остальные заявки находится в процессе переговоров. За 2024 год мы открыли огромную фабрику мороженого в Кирове и кафе в самом большом торговом центре Беларуси. Что касается собственного бизнеса, то мы открыли два новых кафе в Москве и продолжаем развиваться. По оборотам мы выросли и уже превысили отметку 100 млн рублей в 2024 году. Для сравнения: в 2023 было 87 миллионов рублей.

— Каков ваш прогноз развития вашей компании и рынка в целом в будущем году?

— Мой прогноз на 2025 год позитивный. Мы окрепли, встали на ноги, получили огромный опыт работы с франшизой, с партнерами, и поэтому в следующем году мы должны совершенствовать эти наши новые знания и навыки.

В 2025 году мы планируем осваивать российский рынок, активно выходить в регионы. Мы хотим открыть не менее пяти новых кафе по франшизе в различных городах России. Возможно, в странах ближнего зарубежья.

— Какие основные проблемы, мешающие вашему росту и развитию, вы могли бы выделить?

— Основная проблема, которая могла бы помешать нашему росту,—– это, наверное, прежде всего изменения в налоговой системе. Многие вещи пока непонятны, нечетко прописаны в законодательстве, а потому надо быть очень внимательным, особенно с различными операциями, в том числе с экспортом, которым мы сейчас и начали заниматься. Поэтому мы сейчас усиленно изучаем все нюансы нового налогообложения.

С одной стороны, мы слышим на каждом шагу, что сейчас государство помогает малому и среднему бизнесу. Да, действительно, много мер поддержки присутствует, включая Москву, которая дает дополнительные дотации для малого и среднего бизнеса. С другой же стороны, мы видим увеличение налогов, уменьшение лимита по упрощенной системе налогообложения, переход на НДС большинства компаний, ужесточение миграционной политики, что приводит к отсутствию рабочей силы на рынке труда. Все это не может положительно сказаться на развитии малого и среднего предпринимательства, и, к сожалению, я думаю, что если не будут оказаны дополнительные меры поддержки, то многие предприятия закроются. Они просто не смогут осилить растущие в постоянном режиме заработную плату и аренду. А еще рост цен на сырье и материалы может сильно подорвать средний и особенно малый бизнес.

Марина Фытова, исполнительный директор «Лемана ПРО»:

— Какие инвестиции компания делала в этом году? Привлекали ли вы кредитные ресурсы?

— В этом году мы активно инвестировали в новый бренд — в его продвижение, узнаваемость и лояльность покупателей. И будем продолжать эту работу в следующем году.

Мы всегда придерживались стратегии, которая предполагала низкие расходы каждый день. Сегодня у нас нет необходимости привлекать заемные средства. Наш фокус сейчас — операционная эффективность и сокращение всех возможных ненужных расходов. Мы сконцентрированы на улучшении текущих процессов и логистики. В условиях, когда деньги стоят достаточно дорого, мы в первую очередь рассчитываем на себя и повышаем эффективность управления.

— Планируете ли вы расширять бизнес в 2025 году? Если да, то в каких направлениях? Какие запланированы инвестиции?

— Одним из ключевых драйверов развития компании и рынка в целом является направление профессиональных клиентов и B2B. Поэтому наш текущий приоритет — развитие сегмента ПРО (B2C, в нашем новом бренде есть приставка «ПРО» как отсылка к сегменту профессиональных команд на рынке ремонта и строительства). В настоящее время он составляет 30 процентов нашего оборота, наша цель — за три года увеличить долю до 40 процентов и занять восемь процентов в этом сегменте.

Мы планируем объединить на нашей платформе розничных покупателей, которые хотят реализовывать свои проекты по ремонту и обустройству жилья, и профессиональных клиентов. Последние могут оказывать дополнительные услуги и сервис для розничных клиентов. Мы видим, что покупатели проявляют интерес к комплексным решениям по улучшению жилья, поэтому активно развиваем услуги по установке, дизайну. Проектные продажи составляют около 10 процентов в нашем товарообороте, мы намерены наращивать эту долю.

Мы будем активно развивать онлайн-продажи и омниканальность. Сегодня 60 процентов наших покупателей, перед тем как прийти в гипермаркет, вначале выбирают товар на нашей онлайн-витрине. Растут и прямые онлайн-продажи, когда покупатель весь путь от выбора, покупки товара и его доставки прошел в интернете. Сейчас доля таких продаж у нас составляет 10 процентов, и судя по тому, как развивается интернет-торговля, этот показатель будет расти.

— Каков ваш прогноз развития рынка в будущем году?

Строительная отрасль по-прежнему остается одним из основных драйверов развития экономики. Активный импульс рынку придает и сегмент ИЖС, где существует большой неудовлетворенный спрос. По нашей оценке, драйвером роста этого рынка станет B2B-сегмент за счет строительных компаний, подрядчиков и частных мастеров. Мы ожидаем, что в 2025 году объем рынка товаров для строительства индивидуальных домов вырастет на 10 процентов. Это меняет структуру спроса на рынке и влияет на нашу ассортиментную политику и набор оказываемых услуг. Здесь мы активно взаимодействуем с профессиональными командами или системными застройщиками, которые строят частные дома «под ключ».

Если говорить о многоквартирном жилье, мы видим, что площадь квартир сокращается. Одновременно растет доля квартир с отделкой, что тоже меняет структуру спроса. В то же время это дает возможности для развития товарных категорий, которые раньше были менее востребованы.

Позитивно на рынок будет влиять и растущий интерес граждан к благоустройству дома, дачи и сада, а также развитие дополнительных комплексных сервисов и услуг для покупателей (дизайн, проектирование, строительство, установка и прочее). Покупатели стали более тщательно заниматься улучшением жилья и декорированием. При этом они все чаще хотят получать готовое решение. Доля клиентов, которые выполняют ремонт с привлечением мастеров, постоянно растет и сегодня уже превысила 40 процентов. Поэтому один из фокусов нашей стратегии развития — предлагать покупателю решение его задачи «под ключ» — от консультации и проекта до товара и услуг монтажа и установки.

Олеся Киселева, управляющий директор МФК «Лайм-Займ»:

— С какими результатами компания завершает этот год? Есть ли рост оборотов бизнеса? Результаты соответствуют вашим ожиданиям?

— Несмотря на регуляторное давление на микрофинансовую отрасль, для МФК «Лайм-Займ» 2024 год завершается скорее позитивно. Согласно финансовым результатам за девять месяцев (итоговые результаты за этот год мы получим только в январе 2025-го), мы наблюдаем осмотрительный рост ключевых бизнес-показателей. Так, объемы выдач микрозаймов составили почти 13 миллиардов рублей, это на восемь процентов больше, чем за аналогичный период 2023 года. Итоговая чистая прибыль МФК «Лайм-Займ» по итогам девяти месяцев 2024 года составила 332 миллиона рублей. Показатель рентабельности капитала (ROAE) в годовом выражении (LTM) составил 33 процента.

Безусловно, финансовые результаты не такие значительные, как в 2023 году, который стал рекордным не только для нас, но и для отрасли микрофинансирования в целом. И основная причина заключается в первую очередь в регуляторных изменениях. Макропруденциальные лимиты, которые ограничивают объемы выдач населению с высоким показателем долговой нагрузки, новые нормы резервирования, анонсированная Банком России трансформация рынка в перспективе трех лет, благодаря которой все МФО будут разделены на три новые категории, и другие изменения оказывают давление на микрофинансовую отрасль и существенно сокращают ряд ранее известных возможностей для развития бизнеса. Соответственно, компаниям необходимо пересматривать свои бизнес-модели, искать новые ниши и продукты.

— Какие инвестиции компания делала в этом году?

— В этом году «Лайм-Займ» инвестировала в две дочерние компании — онлайн-сервис автозаймов Caranga и профессиональную коллекторскую организацию «Интел Коллект». Эти инвестиции необходимы для усиления каждого отдельного бизнеса группы компаний.

Дело в том, что в своей работе мы придерживаемся принципа диверсификации, который позволяет снизить зависимость бизнеса, например, от одного продукта или от одного источника фондирования, — все зависит от того, что именно мы диверсифицируем. Соответственно, вложения в смежные, но все же разные бизнесы — это шаг к повышению устойчивости всех компаний в контуре группы компаний за счет развития разных продуктов: беззалоговых длинных займов, залоговых займов, досудебного и судебного взыскания.

Что касается привлечения внешних инвестиций в компанию, то мы традиционно работаем с тремя ключевыми инструментами — возобновляемые кредитные линии от банков, облигации на фондовом рынке и частные инвестиции по прямому договору.

В 2024 году из-за не самой удачной для эмитентов рыночной конъюнктуры мы отказались от идеи размещения новых облигационных выпусков и сместили фокус в сторону наращивания партнерства с банками. Так, в этом году мы увеличили доступное банковское фондирование от трех банков-партнеров до 2,3 миллиарда рублей, из которых используем не более 50 процентов. 18 декабря мы погасим дебютный выпуск трехлетних облигаций, который разместили еще в 2021 году, без рефинансирования другим облигационным выпуском. И у нас в обращении останется еще три выпуска облигаций. Наконец, мы следили за предложениями на рынке и планомерно меняли процентную ставку по прямым договорам инвестиционного займа: на текущий момент максимальная доходность в 25 процентов годовых предлагается частным инвесторам при заключении нового договора на шесть месяцев с выплатой в конце срока.

Наши усилия позволили нам сохранять сбалансированную и комфортную для компании долговую нагрузку и структуру фондирования.

— Каков прогноз развития вашей компании и рынка в будущем?

— В 2025 году на рынок микрофинансирования в большей степени будут влиять объявленные Банком России регуляторные нововведения.

Так, с 1 марта вступит в силу закон о самозапрете на выдачу кредитов и займов. Эта мера направлена в первую очередь на борьбу с мошенниками, которые скомпрометировали личные данные человека и без его ведома оформили на его имя кредиты и микрозаймы. Для кредиторов — банков и МФО — это означает появление дополнительных затрат на запрос информации о наличии самозапрета у клиента в Бюро кредитных историй. Плюс, если компания, несмотря на наличие у человека самозапрета, примет решение о выдаче ему микрозайма, у нее не будет возможности истребовать у него деньги обратно.

С 1 июля 2025 года максимальная сумма переплат по микрозайму будет снижена со 130 до 100 процентов от тела долга. Данная мера направлена на снижение кредитной нагрузки населения и для компаний означает снижение максимальной доходности.

В этот же период будет введен запрет на новацию договора потребительского кредитования. Его основная задача — прекратить формирование «цепочки займов» у заемщика.

По данным Банка России, очень часто случаются ситуации, когда заемщик не успевает вовремя погасить предыдущий заем и оформляет для этой цели новый кредит или микрозаем. Средняя интенсивность таких цепочек — это девять займов средней продолжительностью 40 дней за 12 месяцев. То есть человек может быть клиентом МФО практически круглый год.

Если смотреть на все эти регуляторные меры в совокупности, то их поэтапное введение приведет, во-первых, к охлаждению микрокредитования: темпы прироста объемов выдач и совокупного портфеля постепенно будут снижаться. Во-вторых, мы увидим усиление и так наблюдаемой в последние несколько лет консолидации: мелкие игроки будут выдавливаться с рынка за неимением возможности адаптировать бизнес-модель к новым условиям из-за дороговизны перестройки процессов. В-третьих, будет расти спрос на среднесрочные займы до 30 тысяч рублей и сроком до 180 дней, поскольку такой продукт является компромиссом между интересами бизнеса и потребностью населения в заемных средствах. В-четвертых, возможно появление дочерних компаний у крупных МФО, поскольку для усиления бизнеса они будут развивать новые продукты в рамках отдельных юрлиц.

— Планируете ли вы расширять бизнес в 2025 году? Если да, то в каких направлениях? Какие запланированы инвестиции?

— С учетом описанных выше регуляторных условий и наших ожиданий по рынку для укрепления бизнеса мы продолжим намеченный курс на диверсификацию.

Мы будем развивать продуктовые линейки в каждой из компаний. Например, в МФК «Лайм-Займ» мы планируем в 2025 году запустить POS-кредитование. В рамках сервиса Caranga предложим продукты для малого и среднего бизнеса.

И конечно, будем развивать разные каналы внешних привлечений, чтобы не создавать зависимость, например, от одного банка-партнера.

Все больше займов выдается онлайн, и в целом потребителям проще и комфортнее пользоваться онлайн-сервисами и приложениями. Чтобы повысить конкурентоспособность, продолжим развитие собственного IT-кластера, который, по нашим ожиданиям, будет обеспечивать не только инфраструктуру и инновационные решения внутри группы компаний (например, внедрение MLOps-платформы, которая автоматизирует и оптимизирует работу со множеством скоринговых моделей), но и, возможно, предложит продукты для других участников микрофинансового рынка.

При этом мы продолжим оптимизировать внутренние бизнес-процессы, которые влияют на операционную эффективность компании, поскольку в условиях снижения маржинальности бизнеса необходимо уделять внимание снижению затрат.

За 2024 год мы реализовали сразу несколько проектов, которые позволили улучшить кросс-функциональное взаимодействие, снизить трудозатраты на выполнение рутинных задач специалистами-экспертами, повысить скорость выполнения ряда функций. Так, мы внедрили роботов в процессы взыскания и HR, запустили IDM-систему для организации рабочих процессов удаленных команд, автоматизировали документооборот. Поскольку своеобразные «инвестиции» в операционную эффективность показали хорошую возвратность, мы продолжим работать в этом направлении.